Шаманские игры

4 Декабря 2009

В следующем году челябинская организация шаманов «Медвежья тропа» отпразднует пятнадцатилетие

В следующем году челябинская организация шаманов «Медвежья тропа» отпразднует пятнадцатилетие. Корреспондент «ЮП» провел день с ее председателем Тюргэном и выяснил, зачем избранники духов в состоянии транса лижут раскаленное железо.

Бабка приходит с севера


День Тюргэна начинается в 8:00 с приготовления чая с молоком. Напиток он наливает в миниатюрную белую кружку. В блюдце, которое стоит рядом с ней, аккуратно раскладывает богородичную траву. Поджигает ее и окуривает чашку с чаем. Завершив подготовительный обряд, Тюргэн начинает петь на бурятском языке печальным и немного надрывным голосом. Получается довольно красиво и мелодично.

В песне молодой шаман обращается к своей бабке Айне, призывая ее помогать внуку.


— Мои предки с Алтая, многие из них были шаманами, — рассказал Тюргэн позже. — Цепочка прервалась, лишь когда в стране начала править советская власть. Из-за этого я, к сожалению, не знаю своего родного языка и наших семейных традиций.


Закончив петь, мужчина поворачивается лицом к северу и начинает аккуратно брызгать чаем с молоком. После этого шаман прикладывает ко лбу две руки и кланяется. Он объясняет это тем, что его покровительница и прародительница бабка Айна приходит именно оттуда. А своими действиями он выказывает ей уважение.


По словам Тюргэна, все шаманы делятся на две категории: родовые, которым передается опыт предков, и истинные. Последних выбирают духи. Истинные шаманы узнают о своем даре случайно — из литературы или от своих будущих коллег.


Даже имея редкую способность, человек не может с ходу начать разговаривать с духами. Для этого нужно два года учиться и пройти посвящение.

После этого юный шаман какое-то время может камлать по-белому, используя посох (харибоо. — Прим. авт.) и колокольчик. Достигнув определенного уровня, он получит право резать жертвенное животное и призывать духов с помощью бубна, то есть камлать по-черному.


Догони меня, онгон


Мы выходим на улицу. На Тюргэне обычная куртка, джинсы, черные осенние ботинки. И никаких тебе «доспехов», толстенных бус и причудливого головного убора.


— Представление, что шаман — это дикарь в волчьей шкуре, прыгающий вокруг костра, ошибочно, — размышляет Тюргэн. — Это все происки кинематографа. И в онгон (состояние транса) мы выходим сами, без помощи наркотических средств. От простых людей мы отличаемся лишь тем, что умеем обращаться к духам. У холмов, гор, рек, лесов, полей, болот и вообще у любых мест есть свои хозяева. Их-то мы и призываем.

Я всегда зову свою далекую прародительницу бабку Айну. Когда она входит в мое тело, у меня меняются голос и повадки. В состоянии онгона мы способны танцевать на горячих углях или лизать раскаленное железо, при этом не ощущая боли. Делаем это для того, чтобы аура духа становилась железной.


Мы приезжаем в «офис» шамана — небольшую, но достаточно антуражную комнату, усеянную портретами буддистских идолов (Тюргэн по вероисповеданию буддист и шаманист. — Прим. авт.). Избранник духов садится за компьютер и показывает мне видео с обрядов. На экране появляется Тюргэн в традиционном шаманском одеянии. Стоящий рядом с ним бурят лопатой вытаскивает из костра камни.

Тюрген лижет их и отскакивает в сторону. Волдырей на языке не остается.


— В состоянии онгона наши силы удваиваются, потому что мы находимся под защитой духов, — объясняет мне Тюргэн. — Знакомая шаманка Мэнго выпивала в трансе около литра водки и не пьянела. Самое главное, не нужно пытаться повторять за нами. Один мальчик увидел, как я лижу раскаленное железо, и тоже попробовал. В итоге ожог, и пришлось вызывать врачей.


Тюргэн включает следующий видеоролик. На нем молодой шаман в состоянии онгона залезает на верхушку березы и срывается вниз. К счастью, его ловят люди.


— В трансе мы себя не контролируем, — продолжает Тюргэн. — Я падал в кусты боярышника, а один раз дух завел меня в озеро, после чего вышел из моего тела. Я тогда чуть не утонул!


В рабочий кабинет к Тюргэну заглядывают первые посетители. Они хотят с помощью шамана решить свои жизненные проблемы или избавиться от болезни.


— Я лечил воспаления, переломы, — рассказывает мужчина. — Духи могут высосать болезнь, а могут и отказаться делать это, если человек наказан за плохие поступки или неуважение к святым местам. В этом случае вылечить его нельзя.


Кстати, когда шаман совершает обряд и входит в состояние онгона, присутствующим запрещается на него смотреть. Иначе духи могут разозлиться.
— Был забавный случай со съемочной бригадой местного телеканала, — вспоминает Тюргэн. — Как только я вышел в транс, оператор подошел ко мне вплотную и начал снимать. Дух разо-злился и сильно ударил его посохом, чуть камеру не разбил.

У нас, кстати, даже есть шутливая игра, называется «Догони меня, онгон». Лучше, как говорится, в нее не играть.


Чаще всего к шаману обращаются с просьбой сделать талисман. Некоторые из них изготавливаются из драгоценных металлов — серебра и золота.

Другие делаются из когтей животных, бус, бисера.


Помимо основной работы, Тюргэн является председателем челябинской шаманской организации «Медвежья тропа», в которую входит восемь человек. Избранники духов постоянно собираются вместе для проведения обрядов.


— Предков, которые приходят к нам, нужно задобрить, — раскрывает секреты Тюргэн. — Обычно угощаем их пряниками, печеньем, шоколадными конфетами, сливочным маслом и пирожным. Эти сладости либо сжигаются, либо разбрасываются. Считается, что духи могут войти в тела лесных зверей и птиц и вкусить дары. Самые же длительные обряды проходят во время открытия и закрытия небесных врат.

Начинаются празднования весной и заканчиваются осенью. Точную дату определяет шаман-астролог. В этот момент мы приносим в жерт-ву барана.

Пока небесные врата открыты, небесные духи могут спуститься на землю и принять дары.


P.S. Не спешите отрицать чудо, если не видели его своими глазами…6

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты