Юрий Каменец, почетный строитель России: Преодолеть кризис и развиваться дальше

1 Января 2000

Ипотека себя изжила?
Финансовый и экономический кризис нанес очень серьезный удар по строительному рынку, участники которого испытывают трудности с недостатком финансовых средств для погашения взятых кредитов и долгов, содержания аппарата и загрузки рабочих кадров. Особенно болезненно кризис ударил по рабочим кадрам малых и средних предприятий строителей-подрядчиков. Выросла безработица.
Упала покупательная способность населения, которая и раньше была не самой высокой. До кризиса 80 процентов нуждающихся в жилье семей не могли ни купить квартиру, ни взять ипотечный кредит вследствие их абсолютной недоступности. Кризис усугубил эти непреодолимые трудности.

Ипотека себя изжила?

Финансовый и экономический кризис нанес очень серьезный удар по строительному рынку, участники которого испытывают трудности с недостатком финансовых средств для погашения взятых кредитов и долгов, содержания аппарата и загрузки рабочих кадров. Особенно болезненно кризис ударил по рабочим кадрам малых и средних предприятий строителей-подрядчиков. Выросла безработица.

Упала покупательная способность населения, которая и раньше была не самой высокой. До кризиса 80 процентов нуждающихся в жилье семей не могли ни купить квартиру, ни взять ипотечный кредит вследствие их абсолютной недоступности. Кризис усугубил эти непреодолимые трудности.

По сообщениям печати, в прошлом году южноуральцы взяли чуть более 17 тысяч ипотечных кредитов, но это менее одного процента от потребности населения в жилье. К тому же из объема выдаваемых кредитов, по некоторым данным, более 70 процентов берется на улучшение существующих жилищных условий. Ипотека совершенно не влияла на обеспечение населения жильем, и возлагаемые на нее надежды не оправдались. Думаю, что про ипотеку в сегодняшнем виде нужно забыть. Нужны другие, более радикальные решения финансирования жилищного строительства.

Высшие руководители нашего государства непрерывно подчеркивают приоритетность социальных программ, обращают внимание органов исполнительной власти и, несмотря на кризис, требуют безусловного их выполнения, и в первую очередь строительства жилья. Государство выделяет финансовые средства из резервных фондов для выкупа готового и не завершенного строительством жилья и нормального функционирования строительного рынка. Выкупленное жилье будет социальным жильем, которое мало либо вообще ранее не строилось, и может предоставляться по договорам найма малообеспеченным гражданам в аренду за умеренную плату. Правительству следует рассмотреть возможность приватизации жилья через три-пять лет на условиях, приемлемых для населения. Но пока делаются робкие шаги в этом направлении. Выделенных финансовых средств совершенно недостаточно для возрождения и стабилизации строительного рынка и ликвидации безработицы строителей-подрядчиков. Нужно быстрое и более решительное, динамичное вмешательство государства.

СРОчные меры

Стабилизации строительного рынка по идее должна серьезно способствовать создаваемая самими строителями саморегулируемая организация строителей (СРО) — это новый общественный рабочий орган, которому государство передает полномочия по функционированию и регулированию строительного рынка, а также возлагает ответственность за качество, безопасность и долговечность построенных зданий и сооружений.

Раздающиеся голоса о возврате к дискредитировавшей себя системе лицензирования исходят со стороны лиц, теряющих насиженные кресла и доходы. К этим голосам прислушиваться не следует, они уже из прошлой эпохи. А жизнь требует перемен, без которых нет прогресса. Да, закон о создании СРО сложный, непрозрачный, кроме контрольных функций он устанавливает дальнейшее вмешательство государства в строительную деятельность путем создания новых дополнительных административных органов, что приведет к громоздкой, нежизнеспособной системе, надобность в которой сомнительна. Закон создает новые барьеры и условия для коррупции. Тем не менее этот закон нужен. Но для придания ему работоспособности необходимо внести в него изменения. Законодательное Собрание области могло бы их инициировать. Суть предлагаемых изменений закона вот в чем:

— Необходимо предусмотреть возможность создания единого СРО для изыскателей, проектировщиков и лиц, осуществляющих строительство. В нашей области просто нет необходимого для создания отдельной СРО количества изыскателей и проектировщиков.

— Нужно предусмотреть обязательное страхование гражданской ответственности строительно-монтажных рисков лиц, участников строительного рынка.

— Отказаться от создания компенсационного фонда либо уменьшить разовый взнос в фонд до 50—100 тысяч рублей. Мелкие и средние строители-подрядчики, являясь основой строитель­ства, не располагают средствами для взноса сумм, предусмотренных законом.

— Важно существенно уменьшить количество административных органов и барьеров. При старой системе лицензирования был один орган, а по новому закону появляется шесть.

— Закон фактически игнорирует действующие общественные организации строителей — союзы и ассоциации, требуя подачи заявления для вступления в СРО от каждого лица. Разве недостаточно, чтобы члены союзов и ассоциаций на общем собрании своих легитимных членов приняли решение о коллективном вступлении в СРО?

Сколько нужно денег?

Исторический опыт ряда стран, переживших кризисы 30-х и послевоенных лет, свидетельствует, что локомотивом преодоления кризиса, возрождения и дальнейшего развития экономики и потенциала страны, решения социальных проблем является строительство жилья, дорог, прочей инженерной инфраструктуры. Только строительство обеспечит людям работу и заработок, загрузит работой металлургическую и машиностроительную промышленность, агрокомплекс. Объем потребности строительства в продукции этих отраслей с лихвой покроет объем потерянных предприятиями экспортных поставок. Не случайно Китай резервные фонды средств направил именно на строительство жилья и дорог, а не на спасение обанкротившихся банков и олигархов.

Трудно судить о возможностях выполнения национальной программы строительства жилья без задействования Градостроительного и Земельного кодексов, которые в полную силу у нас в области не работают. Контроль соблюдения и выполнения чиновниками законодательства практически отсутствует, не работает статья 8.1 Градостроительного кодекса. Борьбу с коррупцией и чиновниками общество проигрывает.

Но главное — нельзя и не надо забывать задачу обеспечить строительство одного квадратного метра жилья на каждого жителя области в год. В 2008 году построено более двух миллионов квадратных метров, а значит, объемы ввода жилья нужно почти удвоить. Но вводимое жилье также нуждается в дорогах, детсадах, школах, поликлиниках и больницах, торговых, офисных, культурных и спортивных зданиях и сооружениях. В то же время новая социальная инфраструктура создаст тысячи рабочих мест, вплоть до общественного транспорта.

По моим расчетам, необходимый для выполнения этой задачи объем ежегодных капитальных вложений должен превышать 200—210 миллиардов рублей. Достаточно ли этого объема, возможно ли его достичь в принципе, что для этого надо сделать, где земельные участки для застройки, как будет решаться инфраструктура и инженерное обеспечение, откуда появятся строительные изделия и людские ресурсы строителей, каким образом будет решаться финансовая сторона дела? Ответа на эти вопросы нет. Как нет ответа и на вопросы, решением которых комплексно и целенаправленно никто в регионе не занимается. Это прежде всего:

— вопросы технической политики, определяющей направления перспективного развития строительной отрасли региона, изучение и внедрение новых строительных материалов, современных технологий строительного производства;

— вопросы качества, безопасности и долговечности зданий и сооружений;

— вопросы производительности труда и экономии энергоресурсов, подготовки кадров строителей;

— организация подготовки и издание нормативных технических и технологических правил строительного производства, координация разработки местных норм и правил градостроительного проектирования;

— разработка планов и мероприятий перспективного сбалансированного развития строительной индустрии региона;

— участие в разработке перспективных планов застройки земельных участков, обеспечивающих выход в ближайшие годы на строительство одного квадратного метра общей жилой площади на одного жителя области;

— участие в разработке инвестиционных программ инженерного обеспечения перспективной застройки.

Решение указанных вопросов без создания обособленного министерства строительства невозможно. Рассчитывать, что все само собой образуется, наивно и даже опасно.

Восемь шагов к развитию

Я убежден, что нормализация ситуации в строительной отрасли и тем более резкий рост объемов строительства маловероятны, если не будут в кратчайшие сроки приняты серьезные меры. Нужно прежде всего:

1. Упорядочить систему работы административного аппарата области. Добротная система — это более половины дела. Система освободит чиновников от текучки и работы «на подхвате», даст возможность заняться решением перспективных вопросов.

2. Создать нормативный документ — «Регламент документооборота», определяющий взаимодействие чиновников органов власти, застройщиков и строительного сообщества. Четкий и понятный документооборот — это в первую очередь пресечение коррупции и резкое сокращение сроков строительства. Схема документооборота, составленная на основе законодательных актов РФ, опубликована в ноябрьском выпуске «Стройплощадки».

3. Организовать разработку, рассмотрение и утверждение стратегической программы комплексного развития строительной отрасли региона. Состав и содержание такой программы также были опубликованы в «Стройплощадке» за октябрь прошлого года.

4. Осуществить меры, снимающие препятствия задействования Градостроительного и Земельного кодексов. Недопустимо, когда лицо, выигравшее на аукционе право собственности или право аренды земельного участка, вынуждено полтора-два года ходить по инстанциям и тратить денежные средства на сбор недостающих документов для проектирования. А эти документы в составе градостроительного плана земельного участка должны выдаваться исполнительной властью бесплатно победителю аукциона в недельный срок, что позволяет незамедлительно зарегистрировать право и начать проектирование без лишней волокиты.

5. Ликвидировать монополизацию строительного рынка группой застройщиков, создать условия равной доступности земельных участков для потенциальных застройщиков и условия возникновения конкуренции среди застройщиков и строительного сообщества. Земельные участки выставляются на аукционы по завышенным ценам, тем самым пресекаются попытки прихода на строительный рынок нежелательных конкурентов-строителей. Нужно пресечь скупку земельных участков монополистами и коммерсантами для возможной перепродажи, для чего задействовать статью 284 Гражданского кодекса.

6. Рассмотреть возможность издания недорогих брошюр с текстами государственных законодательных и правовых актов и решений Челябинского городского округа в целях просвещения и ликвидации нигилизма населения в знании и применении законодательства.

7. Обеспечить контроль за соблюдением и выполнением чиновниками законодательства в объеме требований статьи 8.1 Градостроительного кодекса.

8. Оживить работу общественного совета при комитете по жизнеобеспечению, строительству и чрезвычайным ситуациям, созданного решением указанного комитета 18 августа 2005 года № 13/6.
Впрочем, реализация этих шагов — в исключительной компетенции региональных и муниципальных властей Южного Урала. Слово — за ними.


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты