Программные тезисы

25 Октября 2008

Как известно, губернатор Челябинской области Петр Сумин не так давно дал поручение разработать долгосрочную стратегию развития жилищного строительства на территории Челябинской области. Задача, безусловно, ключевая для всей строительной отрасли Южного Урала. Без четкой стратегии, основанной на понимании сегодняшнего положения дел, ясных задачах и внятных ресурсах и механизмах их достижения, невозможно не только развитие жилищного строительства, но и региона в целом.

Как известно, губернатор Челябинской области Петр Сумин не так давно дал поручение разработать долгосрочную стратегию развития жилищного строительства на территории Челябинской области. Задача, безусловно, ключевая для всей строительной отрасли Южного Урала. Без четкой стратегии, основанной на понимании сегодняшнего положения дел, ясных задачах и внятных ресурсах и механизмах их достижения, невозможно не только развитие жилищного строительства, но и региона в целом.
Одна из трудностей, с которыми столкнутся разработчики стратегии, заключается в том, что уже очень давно подобные документы практически не разрабатывались. Мне же, в свое время много лет работавшему на руководящих должностях в Главюжуралстрое — организации, практически полностью отвечавшей за всю строительную отрасль в регионе, — дважды приходилось непосредственно заниматься разработкой подобных программ развития — в конце шестидесятых и второй половине восьмидесятых годов — и обеспечивать их осуществление, в том числе через составление необходимой нормативной базы. Поэтому хочу взять на себя смелость немного напомнить, что, собственно, должен собой представлять документ подобного уровня.

Любой документ стратегического характера должен начинаться с постановки какой-либо цели, достаточно четкой и выраженной как по смыслу, так и в конкретных показателях. Замечу, что социологи считают расчетно-необходимым на каждого жителя строить не менее ОДНОГО квадратного метра жилья в год. Цифра эта не раз звучала из уст самых разных специалистов и вполне подходит в качестве стратегического ориентира. Такой объем строительства должен также обеспечивать возмещение выбывающего ветхо-аварийного жилья и предстоящий демографический бум. Это означает, что, при сегодняшнем населении области порядка 3620 тысяч человек и его предстоящем росте, надо строить 3800—3950 тысяч квадратных метров жилья в год. Сегодня в области строится в два раза меньше. Для выхода на ценовой показатель при сегодняшних темпах развития строительной отрасли нашей области потребуется не менее двенадцати лет. Естественно, есть желание этот срок максимально сократить.

Определив цель, необходимо понять, за счет каких ресурсов и с помощью каких нормативных документов определенную цель возможно достичь в кратчайшие сроки. Для этого, во-первых, надо создать взвешенную, целенаправленную и сбалансированную программу развития и функционирования строительного производства в нашей области. И, во-вторых, обеспечить выполнение этой программы — а это вопрос наиболее трудный.

Ненадолго вернусь в советские годы. Тогда Главюжуралстрой выполнял до 80—85 процентов всего областного объема подрядных работ. Его техническая политика была главенствующей и обязательной для предприятий и организаций области. Отсутствие разнобоя позволило быстро нарастить объемы подрядных работ, выйти на новый в то время современный уровень. По первой программе были построенные заводы КПД в Миассе и Челябинске (завод КПДиСК), завод ЖБИ-3 и реконструирован завод КПД в Магнитогорске. Построены заводы по выпуску профнастила, минераловатных плит, гипсоволокнистых плит (теперь «Кнауф»), металлической оснастки (теперь механический завод), Спецавторемзавод и База механизации-3, реконструированы с увеличением мощности завода ЖБИ-1 по выпуску изделий КПД и пустотного настила, дробильного производства Новосмолинского каменного карьера (что определило закрытие Старосмолинского и Кременкульского карьеров ввиду радиоактивности и малой прочности камня).

Реконструированы ряд автобаз, баз снабжения, комплектации и ремонтного хозяйства собственного желдортранспорта, столярные и лесопильные производства. Были увеличены объемы строительства собственного жилья, детсадов. Реконструированы или вновь созданы медсанчасти трестов, в том числе медсанчасть Главюжуралстроя на базе городской больницы № 1 в Челябинске. Здесь просто необходимо вспомнить про Израиля Моисеевича Матовского, главврача больницы и выдающегося организатора. Возрождены совхозы трестов Магнитострой и Челябметаллургстрой. На всех производствах были построены административные и бытовые здания, столовые.

Результатом выполнения той программы стало создание той промышленности стройиндустрии Челябинской области, которую мы сегодня видим. Но существующая стройиндустрия нуждается в модернизации, увеличении действующих и создании новых, современных мощностей.
Конечно, в условиях рынка многие вещи невозможно осуществить централизованно: необходимо учитывать, а значит, где-то стимулировать интерес частного бизнеса (а где-то и подстраиваться под него). Тем не менее ключевой момент обеспечения выполнения поставленной задачи остается прежним: создание в первую очередь базовой инфраструктуры — стройиндустрии, соответствующей заданной цели.

Если же говорить о конкретике, то примерный базовый состав, содержание и расчетные периоды действия создаваемой программы могу предложить к обсуждению следующие:
1. Действие программы рассчитывается до 2012 и до 2015 годов. Окончание 2008 и первое полугодие 2009 года отводится на разработку программы и ее утверждение. Второе полугодие 2009 года отводится на разработку первоочередной проектной и другой документации. Начало осуществления программы — с 1 января 2010 года. Все расчеты делаются в разрезе каждого городского округа и муниципального района и в контакте с соответствующими службами муниципальных властей.

2. Необходимо уточнить численность населения области: как общее количество граждан, так и количество тех, кто проживает в городских округах и муниципальных районах. Сделать расчет изменений этого количества к 2012 и 2015 годам. В показателях учесть демографический сдвиг и мигрантов. По данным миграционной службы, за восемь месяцев текущего года в области на учет поставлено 78 964 человека, а им также нужно жилье.

3. Сделать по годам расчет объема и роста строительства жилья, учесть, что имеется большой разрыв обеспечения жильем в различных поселениях. В расчетах принять, что строительство одного квадратного метра жилья на расчетного проживающего обеспечивается в 2015 году или ранее. Определить расчетом строительство необходимой социальной инфраструктуры: детсады, школы, поликлиники, спортивные и досуговые центры, офисные, торговые и административные здания, сооружения инженерного обеспечения необходимого уровня. Учесть, что строительство индивидуальных жилых домов составляет сегодня почти 50 процентов, но будет в дальнейшем расти и составит 60—62 процента в 2012—2015 годах.

4. Определить этажность зданий для массовой застройки, а также конструкции и материалы, из которых предполагается строить здания. На мой взгляд, это вполне могут быть: 5—9-этажные здания — по модифицированным проектам КПД с увеличенными площадями кухонь, ванных и прихожих; жилые здания до 22 этажей — со сборным железобетонным каркасом и монолитными перекрытиями; здания выше 22 этажей — с металлическим каркасом и монолитными перекрытиями. Все остальные здания прочего назначения свыше трех этажей должны быть каркасными с монолитными перекрытиями. Все здания должны иметь трехслойные наружные стены и пластиковые оконные блоки с тройным остеклением.

5. Определить необходимые площади и места размещения земельных участков по годам застройки, с учетом дорог, сетей, рекреационных территорий, инфраструктуры и сооружений инженерного обеспечения. Определить объемы потребления электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, газоснабжения, радио- и телефонной связи по годам застройки и в целом.

6. В рамках стратегии разработать инвестиционную программу развития сетей и сооружений инженерного обеспечения совместно с владельцами этих ресурсов — по годам с полной увязкой с программой застройки земельных участков. Сделать расчеты стоимости подключений. Предусмотреть энергосбережение путем установки приборов учета в домах и квартирах. Дать предложения о системе финансирования программы.

7. Сделать расчеты объемов необходимых конструкций и материалов, изучить состояние предприятий стройиндустрии, получить от руководителей предприятий информацию о намерениях расширения и реконструкции производства, перехода или организации выпуска новых изделий и конструкций и источниках финансирования, сроках выполнения работ. Рассмотреть и дать предложения о создании производств по выпуску технически новых конструкций и изделий. Сделать расчеты стоимости реконструкции существующих и строительства новых предприятий.

8. Сделать расчеты потребности в рабочих, строителях, работниках стройиндустрии, инженерно-техническом персонале и общих стоимостных показателей программы.

Повторюсь — я лишь хочу напомнить основы. И не утверждаю, что все вышеописанное — догма, не подлежащая обсуждению. Наоборот, максимально широкая, публичная дискуссия, прежде всего в профессиональной среде, с привлечением авторитетных экспертов — вещь абсолютно необходимая. Слишком давно не шла речь о программах развития на десятилетия вперед. Да и грех пропускать хорошие идеи, которые наверняка прозвучат в процессе обсуждения.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты