Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Наши эксперты

28 Мая 2008

Владимир ДЯТЛОВ, первый заместитель губернатора области: "Министерством дорожного хозяйства, строительства и инфраструктуры области был разработан проект областной целевой программы развития стройиндустрии региона. Но он направлен на доработку, поскольку в нем, я считаю, не учтен целый ряд новых инвестиционных проектов, и расчетные показатели роста ниже, чем они будут на самом деле. Уверен, даже с учетом поставок в другие регионы и растущих объемов возведения жилья область полностью закроет свою потребность в строительных материалах..."

Мы свои потребности закроем

Владимир ДЯТЛОВ, первый заместитель губернатора области:

- Министерством дорожного хозяйства, строительства и инфраструктуры области был разработан проект областной целевой программы развития стройиндустрии региона. Но он направлен на доработку, поскольку в нем, я считаю, не учтен целый ряд новых инвестиционных проектов, и расчетные показатели роста ниже, чем они будут на самом деле. Уверен, даже с учетом поставок в другие регионы и растущих объемов возведения жилья область полностью закроет свою потребность в строительных материалах.

Взять производство цемента. На Южном Урале цемент производят три крупных предприятия — «Катавский цемент» (собственник «Евроцемент групп»), «Уралцемент» (французская компания «Лафарж») и Магнитогорский цемзавод. Но уже подбираются площадки для строительства двух новых цементных заводов, с вводом которых регион будет полностью обеспечивать себя «хлебом строительства», даже с учетом роста потребности. Южный Урал вполне обеспечивает свою потребность и в сборном железобетоне. Правда, значение традиционного крупнопанельного домостроения будет постепенно снижаться. И если наши заводы ЖБИ не перестроятся, не внедрят новейшие технологии, их просто вытеснят с рынка конкуренты.

В последние годы в регионе возведено немало заводов по производству современных стройматериалов. Так, в челябинском поселке Федоровка открыто предприятие по выпуску отличного утеплителя — минеральной плиты, в Снежинске — завод «Керамин», где выпускают особо прочный керамический гранит. А в поселке Новогорном, Сатке и Челябинске возводят заводы ЖБИ, которые будут «выпекать» пустотные железобетонные плиты по совершенно новой, испанской технологии ХХI века. В Троицке, например, строится завод по производству минплиты, весьма интересен проект компании «Уралгипс- Кнауф» по возведению подобного предприятия по выпуску стекловолокнистых плит. Закрыта потребность области и по производству металлопрофиля. Интересных проектов много, в ближайшее время в стройиндустрию области придут новые игроки, вооруженные по последнему слову технической мысли. Я уверен, скоро пойдут в дело отвалы ТЭЦ, угольные, магнезитовые, железорудные отходы. Тем самым будут решаться и экологические проблемы региона.

Потребность в стройматериалах неуклонно растет. За последние три года область удвоила объемы вводимого жилья. В этом году его будет сдано не менее 1,8 миллиона квадратных метров. А в будущем ставится задача увеличить ввод жилья до 3,6–4 миллиона квадратов. А значит, и стройиндустрия должна набирать обороты, наращивать объемы и перестраивать производство в соответствии с требованиями времени.
 

Нужен рост

Юрий КАРЛИКАНОВ, председатель комитета по строительству Законодательного Собрания Челябинской области:

- Если глянуть на десять лет назад, то в то время в строительном комплексе области царил хаос. Не было никакого понимания будущего стройки. Кто где мог, тот там и что-то пытался строить. Сегодня, после пережитого кризиса, резко выросший спрос на жилье подхлестнул и все составляющие строительной отрасли, и прежде всего стройиндустрии. Все возможности стройиндустрии региона, заложенные в советские времена, сегодня восстановлены и используются на полную мощность.

Стройиндустрии региона необходим новый рывок. Ведь строить, исходя как из озвученных руководством страны целей, так и из уже заявленных задач в рамках области, предстоит не сегодняшних 1,6, а 3,5 — 4 миллиона квадратных метров жилья в год. Прибавьте к этому промышленное, коммерческое, инфраструктурное строительство, которые также требуют сырья и продукции предприятий стройиндустрии. Сегодняшние мощности нужно увеличивать в разы.

Вывод, который просто-таки напрашивается — срочно нужна областная программа развития стройиндустрии, осознанная и понятная. Сегодня такая программа разрабатывается правительством области, в стенах минстроя, и впоследствии будет утверждаться Законодательным Собранием. Впрочем, мне об этой программе судить пока трудно. Считаю, что такие разработки должны быть плодом коллегиального труда и еще на начальном этапе выноситься на обсуждение со всеми заинтересованными сторонами процесса, профессионалами отрасли. А так — кто-то где-то что-то разработал, кто-то одобрил или отстранил по каким-то причинам. Бизнес (который, вообще-то, и работает в отрасли) об этой программе по большому счету не знает.

Но есть ли смысл заниматься стройиндустрией, если мы даже не знаем, что именно и сколько мы будем строить? Кроме того, надо очень внимательно отнестись к разработке и внедрению новых технологий, прежде всего направленных на удешевление жилья. Обязательно при минстрое должен быть орган, который системно занимался бы изучением, обработкой, аналитикой российского и мирового опыта по развитию новых технологий в строительстве и стройиндустрии.

Не менее важно также знать градостроительную политику, хотя бы в рамках региона и особенно на уровне муниципалитетов. Генпланы, схемы территориального планирования должны быть не просто утверждены, но быть четкими и понятными — где какой тип жилья (не в деталях, но хотя бы по зонам) будет возведен. И уже под эти планы и задачи «закатывать» стройиндустрию.

Если знать, как именно и в какую сторону будет развиваться регион и где будут максимально востребованы инвестиции, если властью будет открыто это информационное поле,— бизнес понесет деньги, помогая этому процессу.
 

Технологии приходят с конкуренцией

Владимир БУРЛАКОВ, президент Ассоциации предприятий строительной отрасли Челябинска:

- Трудно дать какую-то однозначную оценку сегодняшнему состоянию стройиндустрии Южного Урала. Бесспорно, есть сильные стороны — стабильность, предсказуемость существующих предприятий. Но есть и слабости, главной среди которых считаю абсолютную неизученность будущего стройиндустрии. А говорить о планах развития без четкого понимания того, в какую сторону будет двигаться строительная отрасль — главный потребитель продукции стройиндустрии, просто невозможно. Нужно хотя бы понять общемировые тенденции, изучить возможность их адаптации у нас и в конце концов просто решить, какими мы видим наши города в будущем.

Есть в некоторых сегментах отрасли и своего рода олигополия. А именно недостаточное количество источников предложения товара. Наглядный пример — цемент, который в области производят в основном два завода. Как такового, открытого, свободного, конкурентного рынка здесь нет. В то же время часть стройиндустрии сегодня действует в условиях достаточно жесткой конкуренции. И предприятия малого и среднего бизнеса могут играть довольно значительную роль в сегодняшней стройиндустрии. Такие предприятия, как правило, в силу большей гибкости в любом сегменте рынка найдут свою нишу.

Для того чтобы говорить о тех или иных современных технологиях в строительстве, нужно сначала насытить рынок. Высокие технологии, а вместе с ними и соответствующее предложение от стройиндустрии, приходят тогда, когда за рынок, за потребителя нужно бороться. Когда перед компаниями-застройщиками всерьез встает вопрос об эффективности — экономии средств, снижении издержек, увеличении темпов работ. То же панельное жилье нельзя назвать высокотехнологичным. Но поскольку рынка жилья как такового нет, панель все равно будут брать. Там же, где рынок жилья так или иначе насыщается предложением, от панелек отказываются. Либо, как в том же Екатеринбурге, это происходит путем волевого решения власти.

На мой взгляд, речь должна идти не только о многократном валовом увеличении производства продукции стройиндустрии, но и о разнообразии материалов и технологий, используемых в строительстве, чтобы можно было строить по любой технологии самое разное жилье. Ведь все равно каким-либо одним видом продукции, будь то панели или кирпич, весь рынок не насытишь.


Стройиндустрия — длинный бизнес

Алексей АЛЕКСАНДРОВ, управляющий Челябинским отделением ОАО «Сбербанк России»:

- В последнее время для стройиндустрии характерна тенденция, когда спрос на стройматериалы (и не только на цемент) опережает предложение. В этой ситуации даже те предприятия, которые по тем или иным причинам не могли раньше эффективно организовать бизнес, сегодня востребованы и растут как на дрожжах. Если эта тенденция сохранится на ближайшие годы, то те, кто будет серьезно заниматься производством, успеют провести необходимое для многих заводов технологическое перевооружение и станут отвечать тем требованиям и уровню технологий, которые предъявляет рынок к продукции стройиндустрии.

Риски неудачного планирования при развитии стройиндустрии региона, конечно, до некоторой степени присутствуют. Думаю, что не нужно планировать, сколько нужно, например, построить кирпичных заводов, сколько бетонных узлов. С одной стороны, есть социальная позиция, государственная задача — жилье. Второй вопрос: что нужно делать на уровне области, какие планировать макроэкономические показатели и как организовывать доступ, возможность для создания и развития бизнеса в том же строительстве. На уровне области гораздо важнее и интереснее организовывать инфраструктурные проекты, чтобы новые предприятия, производства вообще появлялись. Эта задача, на мой взгляд, более приоритетна. А вот сколько и какие именно предприятия строить, какие они будут выпускать стройматериалы, по каким технологиям работать — пусть решает (и пусть рискует) бизнес. Думаю, что очень важно и разнообразие предложения, будь то технологии строительства или все новые материалы и виды продукции стройиндустрии.

Банкам стройиндустрия интересна. Сегодня только наш банк финансирует несколько кирпичных заводов, они строятся и развиваются. Это нормально, хорошо, это достаточно приличный бизнес. Но интерес у финансистов к стройиндустрии не только потому, что сегодня на ее продукцию высокий спрос. На самом деле банки всегда финансировали эти предприятия. Пусть в рамках не столько строительства новых заводов или технологического перевооружения старых производств, сколько текущей деятельности.

Но сегодня акцент в финансировании смещен на длинные направления, на долгосрочное финансирование. Это длинный бизнес, он надолго. Поймите, люди всегда будут что-то строить. Так было и в самые тяжелые годы, и сразу после дефолта в конце 90-х. А значит, продукция предприятий стройиндустрии будет востребована всегда.


Доходы из отходов

Игорь Лазарев, заслуженный строитель РФ, председатель совета директоров группы компаний «Челинформцентр»:

- У нас достаточно мощный комплекс стройиндустрии, потому что у нас богатая сырьевая база, громадные запасы песка, щебня, другого строительного сырья. Но наша стройиндустрия сильно изношена, износ основных фондов составляет, по разным оценкам, от 50 до 60 процентов. Поэтому говорить о том, что она у нас благополучная, я бы не стал.

Во-вторых, в свое время у нас были выстроены очень мощные заводы КПД и СК. Сейчас идет речь о развитии других систем, каркасных и разного рода малоэтажных домов. Но под каркас у нас базы никогда не было: ни во времена Советского Союза, ни после перестройки. Стройиндустрии под малоэтажки у нас тоже нет, а говорить серьезно о развитии малоэтажного строительства, не имея домов заводского изготовления, не стоит.

Еще одна слабая сторона нашей стройиндустрии — отсутствие системности в развитии этой отрасли. Стройиндустрия не знает, что ей нужно удовлетворять. Надо хотя бы за три года знать, куда мы пойдем дальше.

Немаловажный нюанс — наша область особенная с точки зрения количества отходов гигантского производственно-промышленного комплекса региона. Считаю, что можно и нужно системно рассмотреть возможность производства строительных материалов из отходов.

Несколько примеров. Компания «ИНСИ» построила завод по производству пенобетона. Хороший завод, мощный. Но они используют песок, хотя есть масса технологий, которые позволяют производить такие блоки на базе шлака. Группа «Магнезит» имеет в год 5 миллионов тонн отходов, из которых только миллион перерабатывается для щебня, а остальное копится.

Ситуация, близкая к экологической катастрофе, складывается на Троицкой ТЭЦ, которая много лет спокойно сваливала отходы мокрым способом в озеро на территории Казахстана. Недавно Казахстан сказал: «Все, после 1 июля мы вам сваливать туда отходы не дадим». И энергетики теперь судорожно ищут, как бы их переработать. А тем временем наши железобетонные заводы используют в своих технологиях золу. Вроде бы отходы, но на Рязанской ТЭЦ сухое отделение золы по фракциям, и золу нужной фракции везут из Рязани в Челябинскую область. А у нас в области все почему-то мокрым способом смешивают и выливают. Чрезвычайно непродуманные вещи. И с точки зрения экологии, и с точки зрения стройиндустрии..


Леса немного. Переработки — еще меньше

Александр ВЕЛИТЧЕНКО, совладелец лесоперерабатывающей компании «УСК-регион»:

- Вообще-то лес в Челябинской области есть. Хотя, конечно, сравнивать Южный Урал по запасам с Карелией, Кировской областью на западе страны или Забайкальем, Красноярским или Хабаровским краем на востоке просто смешно. Тем не менее хорошие лесные угодья есть на севере нашей области, в Нязепетровском районе, а также в горнозаводской зоне.

На мой взгляд, даже те лесные возможности, что есть у стройиндустрии региона, используются в крайне малой степени. Прежде всего, это касается переработки древесины и строительства деревянного жилья. Глубокой переработки древесины в области не так уж и много. Подавляющая часть переработки леса заканчивается на кругляке и стандартной строительной доске.

Одна из причин такого положения дел: существовавшие в области в советское время леспромхозы, производившие практически все, вплоть до паркета или деревянных ложек, были фактически полностью развалены в кризисные 90-е годы и на рубеже веков. С другой стороны, у лесоперерабатывающего бизнеса есть свои сложности. Запустить новый цех — это не только чисто финансовые затраты. Поставить оборудование — несколько месяцев минимум. Получить участок леса в аренду также достаточно долгое и сложное занятие. Наконец, кадры. Собрать необходимый для серьезного предприятия штат из нескольких десятков хотя бы относительно непьющих работников в райцентрах и селах архисложно.

Сегодня почему-то считается, что качественный деревянный дом, просторный и комфортный, должен стоить дороже, скажем, кирпичного или из шлакоблока. Но я уверен, что это в значительной степени сознательно созданная легенда. Конечно, многое зависит от конкретной технологии строительства и применяемых материалов. Тот же клееный брус действительно достаточно дорог. Но в то же время у производителей на него идет огромная наценка — вплоть до ста процентов от себестоимости. Такое прокатывает исключительно потому, что на рынке нет особой конкуренции.

Если же говорить об «обычном» деревянном жилье, то, например, хороший сруб восемь на восемь метров сегодня обходится в 80–90 тысяч рублей вместе с работой по его установке. Конечно, массовое деревянное жилье не для центра городов-миллионников. Но в пригородах, в райцентрах, в небольших населенных пунктах деревянные дома могут в силу своей дешевизны стать незаменимыми для решения проблемы доступного и комфортного жилья. Особенно для молодых семей. К тому же дерево — прекрасный конструкционный материал, позволяющий воплощать самые разные фантазии архитекторов, проектировщиков и покупателей жилья.

Успех — в скорости реакции на спрос

Сергей РОГОВ, директор компании «Стройлесиндустрия»:

- Стройиндустрия в регионе развивается, причем очень интенсивно. Приобретаются и устанавливаются все новые мощности, в том числе бетонно-растворные узлы и установки, линии по производству кровельных плит, установок по переработке щебня и так далее. Достаточным ли окажется то увеличение мощностей стройиндустрии, что происходит сегодня? Скорее нет, чем да. Если судить по сбыту продукции, то стройматериалов сегодня не хватает. Например, достаточно узкое место — это плиты ПК. Вроде бы приобретаются все новые установки по их производству, тем не менее спрос на рынке достаточно велик. Предложение не успевает за спросом.

В принципе дефицит — это дело времени, как правило, нескольких месяцев. Но именно времени в силу множества причин, прежде всего непроизводственного характера, тратится очень много. Приведу пример из собственной практики. Наша компания сейчас приобретает бетонно-растворный узел. Шесть месяцев мы занимались организацией лизинга на его покупку. На практике это очень сложный и длительный процесс. Далеко не все банки и не всегда идут навстречу предприятиям малого и среднего бизнеса, сколько бы об этом ни говорили. В итоге с момента, как к нам пришла мысль купить БРУ, на получение кредита и запуск установки в работу уйдет не менее года.

Преимущества предприятий малого и среднего бизнеса в стройиндустрии лежат прежде всего в быстром реагировании на спрос. Опять-таки пример из собственного бизнеса. Заказ предприятия «Стройком». Они полностью обновили свой автопарк, приобрели импортные башенные краны. Кран комплектуется всем, кроме противовеса-пригруза, это железобетонное изделие довольно сложной формы. И куда бы «Стройком» ни обращался, будь то ЖБИ-1, ЖБИ-2 и прочие монстры стройиндустрии, им отказывали в изготовлении этих пригрузов. Почему? Большим заводам это не надо. Делают они фундаментные блоки в больших количествах, они у них «уходят», и заниматься дополнительной технологией изготовления им просто нет никакого смысла. В итоге «Стройком» обратился к нам, мы разработали формы, нормирование, согласовали их и теперь успешно продаем. И не только «Стройкому», они пользуются большим спросом. Быстрое реагирование на потребительский спрос и гибкий подход к покупателю не только особенность, но и главный источник выгоды для среднего бизнеса.
 

Природная кладовая: резервы роста

Сергей ЧЕРКАШЕВ, заместитель начальника управления природных ресурсов, начальник отдела недропользования министерства промышленности и природных ресурсов области:

- Основные минеральные ресурсы для стройиндустрии — строительный камень, песок, глина, а также гипс и сырье для производства цемента. В целом их запасы в области практически не­- ограниченны, Южный Урал — настоящая природная кладовая, где есть буквально все. Но де-факто для добычи возникает немало ограничений по доступности сырья: месторождения нередко расположены в лесах, водоохранных зонах, где их разработка запрещена. А «свободные» земли зачастую находятся не в собственности государства, а принадлежат конкретным владельцам. Это, равно как и экологические, инфраструктурные ограничения (когда месторождения расположены на землях поселений, под жилыми домами), вызывает немало сложностей. Как результат — при практически неограниченном природном потенциале мы можем скоро столкнуться с проблемой нехватки сырья для промышленности строительных материалов.

Между тем спрос на стройматериалы за последние два-три года резко возрос. Полностью вовлечены в оборот месторождения, которые были разведаны, но не использовались и находились в госрезерве. Этот задел уже исчерпан. Единственный выход — вести геологоразведку новых залежей и запасов сырья. В прошлом году в регионе был принят долгосрочный комплексный план геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы Челябинской области на 2007–2010 годы. Сегодня приходится считать деньги, просчитывать, во что обойдется добыча. Немаловажно, чтобы запасы, к примеру, строительного камня и песка располагались близко от городов, где они востребованы, с развитой транспортной инфраструктурой, подъездами к месторождениям. Кстати, сегодня основная нагрузка по геологоразведке и добыче минералов ложится не на бюджет, а на пользователей — инвесторов.

По имеющимся расчетам, на сегодня Южный Урал обеспечен собственным природным сырьем для нужд строительства как минимум на 20–30 лет. Только важно распоряжаться им бережно, по-хозяйски, всячески заботясь о восполнении природной кладовой.

 


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты