Наши эксперты

19 Мая 2008

Валерий Шопов, министр строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области: "Избранный президент России Дмитрий Медведев считает, что выполнение приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в немалой степени зависит от ускорения темпов строительства индивидуального жилья, в том числе в малых городах и на селе. И я считаю, что у наших малых и средних городов в плане жилищной застройки большое будущее. Об этом наглядно говорят, к примеру, итоги прошлого года и первого квартала года нынешнего..."

Жизнь в глубинке станет комфортнее

Валерий Шопов, министр строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области:

- Избранный президент России Дмитрий Медведев считает, что выполнение приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в немалой степени зависит от ускорения темпов строительства индивидуального жилья, в том числе в малых городах и на селе. И я считаю, что у наших малых и средних городов в плане жилищной застройки большое будущее. Об этом наглядно говорят, к примеру, итоги прошлого года и первого квартала года нынешнего.

Показательно, что в минувшем году по объемам жилищного строительства в расчете на тысячу человек населения лидируют не мегаполисы, а небольшие, даже сельские территории. Лучший результат у пригородного Сосновского района — 1717,4 квадратных метра, следом идут Южноуральский и Чебаркульский городские округа, где этот показатель соответственно 1039,5 и 1000,1 квадратных метра. Областной центр по вводу жилья на тысячу человек населения занимает лишь восьмое место в регионе — 579,5 квадратных метра.

Высокими темпами шла индивидуальная жилищная застройка, особенно в малых городах и сельской местности. Почти половина объемов сданного в прошлом году жилья приходится на индивидуальную застройку. За прошлый год было возведено 688 тысяч квадратных метров таких домов, что на 43,8 процента больше, чем в 2006 году. При этом в 34 муниципальных образованиях области на малоэтажное жилье сегодня приходится сто процентов ввода жилья: в этих территориях с начала года не построено ни одного многоквартирного дома.

Понятно, что во многом конечный результат годовых объемов зависит от итогов уже первого квартала. И надо сказать, «стартовые результаты» в целом обнадеживают. За три первых месяца этого года по области сдано 279 536 квадратных метров жилья, что на 27 процентов больше, чем было запланировано.

Большинство территорий поработали на совесть, перекрыв плановые показатели. Так, хорошими темпами идет строительство в Кусинском районе. Здесь из 9810 квадратных метров, запланированных к вводу в этом году, в первом квартале ввели в эксплуатацию 5407, более чем наполовину выполнив общий объем годового плана. Близки к этому показателю и аргаяшцы, сдавшие по району за квартал 5134 квадратных метра жилья — 41 процент к плану нынешнего года.

Однако такое положение дел, к сожалению, далеко не везде. Плачевная ситуация со строительством жилья складывается в Усть-Катавском, Трехгорном и Локомотивном городских округах. За три прошедших месяца эти территории не ввели ни одного квадратного метра жилья! В Трехгорном такая практика уже вошла в систему: нулевые показатели по жилищному строительству в первом квартале здесь наблюдаются уже как минимум четвертый год.

С крайне низкого старта начали год и Златоуст — 1801 квадратный метр из 57 550 годового плана, Миасс — 8097 из 68 600, Южноуральск — 3264 из 50 тысяч, Нагайбакский район — 89 квадратных метров из 5500. К сожалению, пока не радуют темпы жилищного строительства в наших «атомных» городах. В Озерске и Снежинске по итогам первого квартала едва перешагнули 60-процентную планку ввода жилья квартального плана.

Можно сделать однозначный вывод: темпы жилищного строительства в малых городах области и на селе растут. Даже наши горожане зачастую предпочитают жить не в пыльных мегаполисах, а в пригороде, на лоне природы. Правительство области всячески поддерживает индивидуальную застройку: молодым специалистам села, молодым семьям выдаются субсидии, льготные ипотечные кредиты. В сельской местности ускоренными темпами идет газификация. Я уверен: эта тенденция будет усиливаться, и условия проживания в глубинке Южного Урала скоро изменятся в лучшую сторону. Это скажется и на качестве жизни в наших селах и «вторых городах»: она станет комфортнее, лучше, светлее.

  РЫНОК — СТИХИЙНЫЙ

Инесса Селютина, директор агентства недвижимости «Ария»:

- Я могу уверенно сказать, что рынок жилья в области развивается. Причем не только в больших городах, но и в таких, как Копейск, Чебаркуль, Миасс, Златоуст и другие. Хотя, конечно, подавляющее большинство сделок по жилью в нашей практике все еще приходится на Челябинск. Возможно, это связано и с тем, что риелторские услуги в городах и районах еще не получили достаточного развития. Сам рынок жилья в небольших муниципалитетах пока стихиен. Плюс получить ипотечный кредит в Челябинске менее проблематично, чем в других городах области. К тому же если у людей из малых городов есть еще спрос на жилье в Челябинске, то из Челябинска в область практически никто не уезжает.

Если же говорить о перспективах «вторых городов», то нужно оценивать сегодняшний и потенциальный рынки недвижимости в совокупности. Сейчас, например, к уже имеющимся поселениям пристраивают поселки, и таким образом количество городов в области может попросту увеличиться. Кроме того, в любом, даже маленьком городе люди стремятся улучшить свои жилищные условия и переехать из хрущевок в панельные дома, из панельного дома переехать в коттедж и так далее.

Еще один момент: покупатели жилья все больше обращают внимание на инфраструктуру района, где расположена новостройка. При покупке квартиры человек оценивает не только количество квадратных метров, но и наличие рядом детского сада, школы, магазинов, досуговых центров, парковок, ну и так далее, вплоть до того, какая управляющая компания обслуживает дом.

Любой строитель, заходя на рынок, понимает, что рынок недвижимости будет развиваться и расти только там, где есть работа, будь то производство, развитая досуговая инфраструктура, дома отдыха, курорты. И наоборот, если город умирает — кто там будет строить? И вполне понятно, почему из «вторых городов» по цене квадратного метра лидирует Копейск (около 28 тысяч рублей),— этот город находится практически в пригороде Челябинска. А вот самые дешевые квартиры — в Еманжелинске, хотя этот город вроде бы тоже не так уж и далеко от областного центра. С чем это связано? Наверное, нельзя так говорить, но я считаю, что Еманжелинск — неперспективный город, который не имеет развития. И благополучное население старается просто сбежать оттуда.

 ИСКАТЬ ПРИЧИНУ, А НЕ НАКАЗЫВАТЬ ЗА СЛЕДСТВИЕ

Владимир БУРЛАКОВ, президент Ассоциации предприятий строительной отрасли города Челябинска (АПСО):

- Прежде всего, города «второго эшелона» — это абсолютно другие рынки. В городах и районах области все только формируется в том виде, в котором давно сложилось в Челябинске и Магнитогорске. Это вполне закономерно. Москва повторяет то, что происходило за рубежом, города-миллионники, в свою очередь, повторяют те процессы, что ранее прошли в Москве. А города «второго эшелона» повторяют миллионники. Учитывая масштаб, разумеется.

Одна из ключевых особенностей небольших городов в том, что там за те 15–20 лет, что длился кризис в стране, не сохранились предприятия строительной отрасли. Не то что сильных предприятий — никаких вообще. На всю горнозаводскую зону одно крепкое предприятие в Миассе. В Южноуральске работает лишь одна местная компания. Да, они способны что-то строить, но серьезных активов нет, производственно-техническая база в кризисные годы была разграблена.

Если в Челябинске даже в кризисные годы хоть какое-то строительство все же шло, то в городах области не строилось практически ничего. Жилье не было востребовано, все более-менее профессиональные головы либо ушли из отрасли, либо перетекли в крупные города. Чем меньше город, тем труднее с кадрами. Это касается не только собственно строителей, но и чиновников, среди которых в небольших городах грамотных специалистов по архитектуре, градостроительству просто не сыщешь. У меня есть несколько знакомых глав городов и районов, которые годами не могут найти заместителя по строительству. Просто не могут найти — их нет в природе! Молодежь не едет — непрестижно, дыра. Середняк, который имеет образование, но не нашел себя в отрасли, там не нужен — не справится. А грамотные пенсионеры уже просто не смогут в силу личностных трудностей переехать. В итоге вся работа, связанная со строительством, стоит.

В каждом городе, конечно, все индивидуально. И решать проблемы необходимо. Благо денег, особенно на уровне региона, достаточно. Полномочий, как на уровне местной власти, так и на уровне региона, хватает. Но сначала нужно четко понять, в чем именно состоят трудности на каждой территории. А затем уже искать инструменты их разрешения. Именно работа по детальному выявлению проблем и поиску конкретных путей их решения, на мой взгляд, сегодня не налажена. Ни в области, ни на уровне городов.

Одной из достаточно часто встречающихся проблем развития городов и районов, в том числе и в сфере строительства, становится качество муниципальных элит, порой не способных видеть дальше собственного носа или бизнеса. Но это не лень или нежелание работать. Не могу сказать, что главы районов ленивые люди. Некомпетентных видел. Скажем так, своеобразных — видел. А вот ленивых — нет.

Но сами по себе главы небольших городов сегодня объективно не потянут решение градостроительных вопросов. Областная власть должна реагировать, откликаться на просьбы о помощи. Но при этом скорее выдавать формулы решения этих проблем, а не спускать задачи и количественные показатели, то, что у милиционеров называется «палочной системой». Требовать от главы района выполнять то, что он сделать не в силах, бесперспективно.

«Почему вы не осваиваете деньги?» — самое частое, что мы слышим от региональных властей в сторону городов и районов в сфере строительства. Более 4 миллиардов рублей за прошлый год, согласно официальным цифрам, не освоено. В каждой территории есть проблемы. Но, повторюсь, нужно разобраться в причинах происходящего и решать проблему, а не возмущаться и наказывать за следствие.

 БЫЛО БЫ ЖЕЛАНИЕ. А ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ НАЙДУТСЯ

Владимир Горнов, депутат Законодательного Собрания Челябинской области, генеральный директор ООО «Управляющая компания «Кемма»:

- Меня больше всего волнует тема, которая отражена в названии национального проекта — «Комфортное и доступное жилье». Именно доступность и комфортность жилья не только в Челябинске, но и в городах области трудная, но крайне важная задача.

Да, мы начали всерьез строиться. Растут объемы вводимого жилья. Но растут и цены. А значит, падает доступность. Сегодня даже человек, честно и добросовестно работающий на успешном предприятии, вряд ли может позволить себе приобрести жилье. И учтите, в городах и районах области уровень зарплат несколько ниже. А значит, и возможностей у людей меньше.

Сегодня некоторые ипотечные программы банков составлены так, что фактически одевают хомут не только на приобретателя жилья, но и на всю его семью — жену, родителей, других родственников, которые фактически скидываются на выплаты по кредитам. А иначе не хватает денег на его погашение. И так лет на 10 −15.

Вопрос о строительстве во «вторых городах» области, с одной стороны, достаточно простой. Приведу пример. Есть совместный проект компании «Кемма» и автозавода «Урал». Его инициатором стал генеральный директор АЗ «Урал» Виктор Христофорович Корман. Автозавод — градообразующее предприятие для Миасса — три года назад решил возобновить давний опыт и помогать с жильем своим сотрудникам. 15 лет автозавод не строил и не заказывал.

Автозавод поделился со строителями площадками под застройку. Более того, площадки были с готовыми техническими условиями. Общими усилиями автозавода и администрации Миасса удалось, скажем так, договориться и снять большую часть болезненных затрат по так называемому техническому подключению к инженерным сетям — электричеству, водоснабжению и водоотведению и так далее. «Кемма» в свою очередь выполнила эти технические условия. В частности, поставила трансформаторы, провела наружные сети и построила качественное жилье — кирпичные дома с хорошей внутренней отделкой квартир.

В итоге в прошлом году мы сдали первый дом сотрудникам автозавода по цене всего-то 16,5 тысячи рублей за квадратный метр. В этом году цена, к сожалению, подросла, но и те 25 тысяч рублей за метр, по которым сегодня продаются квартиры в этих домах по соотношению «цена/качество/ уровень отделки» — расценка куда ниже рыночной.

Да, во многом это социальный проект, полностью укладывающийся по своей сути в национальную программу. При этом все заинтересованные стороны получили то, что хотели. Автозавод помог с жильем своим лучшим кадрам, город получил красивый проект и квадратные метры, да и строители, несмотря на невысокие цены, не остались внакладе.

Но простота вышеописанной ситуации кажущаяся. Для осуществления подобных проектов необходимо, чтобы пересеклись интересы всех потенциальных участников процесса — местных властей, бизнеса, в том числе градообразующего, строительных компаний.

Для власти интерес заключается в создании комфортных условий для своих жителей и в развитии территории. Для бизнеса обеспечение достойной жизни своим сотрудникам — прямое конкурентное преимущество в только намечающейся яростной схватке за столь дефицитный квалифицированный трудовой ресурс. Для строителей, особенно среднего бизнеса, который чаще строит в городах и районах,— возможность работать и не оставаться внакладе. Правда, от каждой стороны потребуются не только непосредственные усилия — административные, ресурсные и финансовые,— но и способность ради достижения общих целей несколько поступиться возможными личными сверхвыгодами.

Такие точки пересечения возможны в любых городах. Было бы желание. Прежде всего у бизнеса и властей.

  МНОГОЭТАЖКИ ЗДЕСЬ НИ К ЧЕМУ

Анатолий Слободин, депутат Законодательного Собрания области, председатель Совета директоров Комбината «Магнезит»:

- Основная проблема строительства в городах и районах Челябинской области — фактор расстояния до областной столицы. В отдаленных районах строить куда сложнее, чем вблизи от Челябинска и от тех мест, где есть условия для комфортного проживания — прежде всего инфраструктура отдыха и развитая дорожная сеть.

Еще одна проблема городов «второго эшелона» — удержать у себя своих жителей и привлечь новых. Сатка весьма благополучная территория на фоне других городов, но движения людей сюда нет. Наоборот, наши лучшие ребятишки уезжают учиться в Челябинск, Москву, Екатеринбург и после вуза остаются там. А ведь это потенциально лучшие кадры. И как бы мы ни пытались их сохранить, что бы ни предлагали, в большом городе предложений больше. Не удерживает даже жилье. Да, он может оставить здесь, на малой родине, за собой квартиру или дом построить. Но жить здесь, как правило, молодые не хотят.

Кроме того, наши города (так уж сложилось исторически) «затесаны» на промышленную основу, а не на проживание людей. Со времен Демидова сначала строился завод, а потом, вокруг него,— жилье. Нет инфраструктуры развития человеческой личности через искусство, через технологии. Только через завод. И не зря наши города сегодня формально названы «городскими поселениями». Ущербное название на самом деле. Мы сегодня здесь поселенцы. А поселенец — это человек, который не связывает всю свою жизнь, а тем более жизнь своих детей с этим местом, с этим городом.

Развивать тему строительства все равно нужно, несмотря на сложности. Уверен, именно развитие муниципалитетов «второго эшелона» — одна из важнейших государственных задач. При этом нужно учесть, что руководство городов и районов в одиночку такой груз планирования на своих плечах не выдержит. Необходимо подключение регионального и федерального центров — проработка планов развития должна быть очень серьезного уровня. Для небольших муниципалитетов нужна иная политика, иная структура строительства жилья, чем в больших городах. Скажем, масштабные микрорайоны многоэтажек здесь ни к чему.

У нас в Сатке еще на рубеже тысячелетий возникла идея строительства фактически нового района города. Причем речь шла об очень интересной концепции, под которую привлекались известные архитекторы, уход от многоэтажной застройки, так сказать, в горизонтальную тему, таунхаусы на горном рельефе. Предполагались пространства атриумного типа, с зимними садами и так далее. Мы уже тогда говорили о том, что сейчас только начинают делать,— едином стилевом решении для всего пространства.

Смысл проекта — создать благоприятные условия жизни и привлечь жителей (благо в те годы был большой отток русских из республик Средней Азии) и инвесторов чем-то новым и необычным. К сожалению, с инвестициями тогда было сложно. Одному «Магнезиту» такой проект в те годы было не потянуть — его стоимость и тогда была весьма велика. Сложно реализовать этот проект в одиночку и сегодня. Это стало бы серьезным отвлечением ресурсов нашей компании, у которой есть серьезная задача — стать одним из мировых лидеров на рынке огнеупорных материалов.

Сама идея, проект и сегодня выглядят интересными. Особенно в качестве пилотного для России проекта комплексного развития небольшого города, создания в нем максимально удобной, комфортной жизни. Но, повторюсь, взваливать это на одно предприятие нельзя.

  КОМПЛЕКСНОСТЬ — ЗАЛОГ УСПЕХА

Валерий Пономарев, директор некоммерческого партнерства «Уральский институт урбанистики»:

- Проблема жилищной застройки малых городов сегодня актуальна как никогда. Земельные ресурсы мегаполисов уже истощаются, здесь только на окраинах еще можно вести строительство комплексно, микрорайонами. Отсюда уплотниловка, когда дома ставят на любом свободном клочке земли, даже во дворах. В малых же городах ситуация иная: здесь много незанятых участков и практически нет конкуренции среди застройщиков. Наоборот, туда всячески приглашают сторонних строителей, предоставляют им лучшие площадки. И это не говоря о близости к природе, куда более чистом, по сравнению с Челябинском, воздухе.

Сейчас особое внимание уделяется комплексной застройке малых городов. Взять, скажем, подготовленный нашим институтом проект планировки микрорайона «М» в Миассе, который одобрен на градостроительном совете при губернаторе области. Это современный микрорайон смешанного типа — в нем строятся и дома повышенной этажности, и блокированные таунхаусы, и коттеджи. Как говорится, жилье на любой вкус и кошелек. И вся инфраструктура: магазины, школа, садик, транспортные артерии. Предусмотрена и рекреационная зона — скверы, зеленые насаждения. Застройщик — миасская компания «Интернешнл билдинг констракшн» (ИБК) — уже воплощает на практике наши градостроительные идеи, жилая зона нового микрорайона сегодня обретает реальные черты.

Другой интереснейший проект, над которым мы начали работать,— концепция развития жилого массива «Солнечная долина» в Сосновском районе. Здесь, близ поселка Новый Кременкуль, компания «Ренова-стройгрупп» намерена построить целый город-спутник Челябинска с населением 130 тысяч человек. Свои грандиозные планы на встрече с губернатором Петром Суминым озвучил глава холдинга «Ренова» Виктор Вексельберг. И они получили одобрение областной власти.

Подобный проект намерен осуществить в Сосновском районе и челябинский предприниматель Артур Никитин: он тоже планирует возвести поселок на сто с лишним тысяч жителей. А по соседству расположено предприятие «Экодом», выпускающее деревянные конструкции для строительства мини-коттеджей. Его продукция пользуется спросом далеко за пределами области.

Малые города очень привлекательны для инвесторов-застройщиков. К примеру, в Копейске и Южноуральске немало жилья строят челябинский «Комбинат крупнопанельного домостроения и строительных конструкций» (КПДиСК). В курортной зоне Чебаркуля на территории санаториев «Еловое», «Сосновая горка» и пансионата «Утес» компания «Квадрострой» возвела немало гостиничных комплексов и жилых домов, где собственниками квартир на лоне природы стали состоятельные челябинцы, екатеринбуржцы. Так «рекреационный ресурс» ведет к форсированию жилищного строительства, развитию наших здравниц. А в Южноуральске целый квартал жилых многоквартирных домов построила челябинская фирма «Челябгражданстрой». Сейчас, насколько я знаю, решается вопрос о приобретении их в собственность области для переселения туда жителей сносимых ветхо-аварийных домов. Причем по цене квадратного метра, утвержденной Единым тарифным органом региона.

Вообще, я считаю, государство должно субсидировать социально значимую жилищную застройку: только в этом случае можно избежать тотального взлета цен. Ведь покупательная способность людей имеет свои пределы, и нередко квартиры во вновь построенных домах пустуют, хотя потребность в жилье высока. В первую очередь это касается малых городов, где зарплаты куда ниже, чем в Челябинске или Магнитогорске.

Но главное — нужно выработать единую государственную стратегию жилищного строительства, чтобы наши города и села развивались «по единому плану», а каждая семья имела шанс купить жилье в рассрочку и по доступной цене.

  ЕСТЬ МНОГО ВОПРОСОВ. И ВСЕ - БОЛЬНЫЕ

Яков Окс, генеральный директор группы компаний «КВАДРО»:

- Структура жилищного строительства в небольших городах принципиально отличается от мегаполисов и крупных городов.

Прежде всего, в малых городах зачастую вообще отсутствует интеллектуальная база строительства, не разработаны генеральные планы. Если сравнить Челябинск (хотя и здесь с точки зрения архитектуры присутствует много негативного) и, скажем, Чебаркуль (где работает наша компания), то ясно видно, что в последнем идет хаотичная застройка. Не отслеживается градостроительство, рядом с покосившейся избушкой стоит трехэтажный особняк, который, кстати, тоже не является предметом гордости архитекторов. Плюс разбитые дороги, большое количество ветхого жилья. А то, что отдается под строительство, может вызывать лишь негативные эмоции.

Приведу пример. В том же Чебаркуле на перекрестке улиц Ленина и Октябрьской стоит двухэтажное мрачное здание автомоечного комплекса. Несомненно, мойка городу нужна, но ее можно было построить где-то в другом месте, а не в самом центре. Но такая политика в маленьких городах, к сожалению, процветает. К тому же жилье пусть и начало строиться, но в основном возводятся небольшие частные предприятия, такие как шашлычные, магазины, различные сервисные центры и прочее. Развитие бизнеса в малых городах, конечно, тоже правильно, но вот с архитектурой зачастую эти постройки имеют мало общего.

Другая сложность — сегодня серьезных строительных компаний в Чебаркуле нет. Нет серьезной производственной и сырьевой базы. И сильные подрядчики туда стараются не заходить, а если и заходят, то в крайнем случае. В малых городах практически погублена, вырублена на корню стройиндустрия: кирпича, производство бетона, я уж не говорю про железобетон. Если мы говорим о развитии строительства, то начинать надо не с того, что определенный кусок земли выставляется на торги и делай с ним что хочешь, а с восстановления стройиндустрии. Ведь то положение, которое сложилось сейчас, реально влияет на стоимость квадратного метра жилья. Только в этом году за четыре месяца три раза повышалась цена на материалы, строительную технику и автотранспорт, и, естественно, это скажется на цене вводимого жилья. А ведь процентов на восемьдесят мы завозим строительный материал в Чебаркуль из Челябинска.

Еще одна проблема — это вопрос финансирования. Сегодня нет нормального доступа к кредитным ресурсам. Да, мы кредитуемся, но не так широко, как во всем цивилизованном мире. Там подрядчик-застройщик берет участок, рисует проект, получает разрешение на строительство и берет кредит на нормальных условиях, под щадящие проценты. А когда построит, тогда и начинает его возмещать. К сожалению, у нас все это не так. В результате идет реализация жилья на стадии строительства фундамента по более низким ценам, чем готовое жилье. И поэтому порой даже не хватает средств достроить дом в том виде, в котором проектировалось.

Кадры — еще один больной вопрос. У меня средний возраст работников предпенсионный, молодежи нет. Мы сегодня идем на то, что в бригаду берем учеников и доплачиваем за обучение бригаде. Если взять крупные строительные фирмы, то там работают в основном турки, китайцы, таджики. И если ситуация не изменится, то через пять-десять лет в строительной отрасли будут работать только иностранцы.

Возможно, все существующие проблемы в чем-то связаны с тем, что в муниципалитетах не хватает грамотного персонала. Хотя, на мой взгляд, проблема все же в другом. Все это зависит от подхода и требовательности мэра города. Если хозяин города не задумывается о будущем города, то о какой высокой архитектуре можно говорить? Ведь пройдет пять-десять лет, и эти сараи, которые сегодня строятся, останутся. А когда у руля встанет здравомыслящий и думающий мэр, их придется сносить, тратить на это огромные средства. Либо же они останутся как памятник бесхозяйственности.

  «КРУПНЯК» В ГОРОДА НЕ ИДЕТ

Анатолий Скаленко, начальник управления инвестиционного кредитования и проектного финансирования Челябинского отделения Сберегательного банка РФ:

- Если судить по официальным цифрам, стройка, особенно жилищная, работает лишь в Челябинске и Магнитогорске. Из всего объема выполненных по области строительных работ в 48,7 миллиарда рублей на Челябинск и Магнитогорск приходится 12,7 и 10 миллиардов соответственно. Ну, может быть, лучше других ситуация в Копейске, который в обиходе уже считается чуть ли не районом областного центра (где цены на жилье, правда, пока что на четверть ниже), да в Сосновском районе. Плюс что-то шевелится в Миассе. Собственно, по большому счету все.

Если же говорить о финансировании строительства, в том числе банками, то доля только Сбербанка России в общем объеме кредитов на стройку от общего объема выполненных работ составляет в целом по области порядка 11 процентов, но в Челябинске этот процент — 37. То есть процент заемных средств в областном центре в три с лишним раза выше. Какова доля Сбербанка России в общем объеме кредитования строек, судить не мне, но соотношение у других банков, думаю, схоже.

Кроме вышеупомянутых Миасса, Копейска и Сосновского района, в городах «второго эшелона» строительный бизнес развивается слабо. При том, что проблема жилья, причем как его качества, так и количества, есть практически везде. Возможно, такое положение дел связано с тем, что рентабельность строительства в городах и районах области ниже. Подозреваю, что так будет, пока рынок Челябинска и Магнитогорска полностью не заполнится и рентабельность стройки здесь снизится (а она снижается, в частности, за счет высокой стоимости земельных участков). Хотя сегодня есть интересные проекты, в том же Миассе. Но речь чаще идет о торговых комплексах.

Местных строительных компаний в городах практически нет. А те, что есть, как правило, относительно слабые. Теоретически вести строительство в небольших городах должно быть легче. В том же Миассе, по имеющейся информации, земельный участок под застройку получить не в пример проще, нежели в Челябинске. А вот почему в Златоусте ничего толком не строят, почему туда не тащат инвесторов — не очень понятно. Предприятия ведь в городе работают, спрос на жилье есть, город живет.

Возможно, на ситуации в строительной отрасли сказываются инфраструктурные проблемы, в частности неразвитость дорожной сети, что влияет на мобильность населения и бизнеса.

Конечно, банки предпочитают работать с крупнейшими застройщиками, у которых есть опыт и крупные проекты. Но они пока во «вторые города» не идут. Видимо, не успевают все освоить здесь, в Челябинске.

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ГРАДОНАЧАЛЬНИКА 

Константин Морозов, директор ОАО «Квартал»:

- Конечно, работа строительных компаний в небольших городах имеет свои специфические особенности.

Прежде всего, в этих городах, как правило, все друг друга знают. И интересы переплетены так густо, что порой непонятно, что, как и почему происходит. В то же время так даже проще — можно навести все необходимые справки у любого представителя местной бизнес-элиты. Проще налаживать деловые контакты. Вообще, личные контакты приобретают основополагающую роль. Равно как и рекомендации кого-то из местной деловой или административной элиты. Когда ты заходишь со своим проектом как бы «со стороны», тебя никто слушать не будет. Если же тебя кто-то из местных хорошо отрекомендовал, то и отношение иное. И если, скажем так, на высшем уровне проект одобряется, то проблем, как правило, уже не возникает.

Это нормально, когда ты приходишь в небольшой город из большого, и к тебе все настороженно относятся. Ждут, что ты предложишь, не станешь ли расталкивать локтями своих конкурентов. Ведь мы в Челябинске также относимся, скажем, к москвичам, весьма настороженно. Потому что боимся, что у них куча денег и они начнут всех с местных рынков выдавливать.

Конечно, очень многое зависит от конкретного муниципалитета. Более того, конкретно от градоначальника, от его кругозора, широты взглядов. Как глава видит развитие своего района или города, так он и будет развиваться. На мой взгляд, сначала в городе, на территории должно появиться что-то привлекательное для рынка, чтобы туда менеджеры поехали, а затем и рабочая сила. Если же людям негде работать, значит, и жилье строить незачем — люди даже по себестоимости его приобрести будут не в состоянии. Замкнутый круг. Да, можно сколько-то квартир построить за счет бюджета — для учителей, врачей и так далее. А если в городе всего пара-тройка предприятий стабильно зарплату выплачивает? И это относится к любому городу.

Мой личный опыт ограничивается Миассом, Трехгорным и Копейском. И везде — очень по-разному. В Трехгорном сырьевые ресурсы достаточно широкие, а вот с трудовыми ресурсами проблемы. Но при «хозяйственнике» Лубенце и технические, и хозяйственные вопросы, связанные со стройкой,— деятельность служб городского хозяйства, документооборот и тому подобное — решались, что называется, «на раз-два». К сожалению, после смены власти отрасль в городе практически умерла. Правда, я сужу чисто субъективно.

«Закрытки» вообще отдельная история. Они привыкли жить в своем замкнутом мире, и им кажется, что все, что пришло из-за забора,— оно все чуждое и вредное. Узость мышления настолько привита, что думают всегда за тебя. Тебе то-то или то-то нельзя, а можно только то-то или то-то. Все. Шоры. Вот и ходят, как пони, по кругу. И сопротивление всему новому, даже позитивному, огромно. Пока забор не снимут, ничего там не изменится. А снятия забора в этих городах боятся панически.

В Миассе все самодостаточно — и материальные ресурсы у города есть, и квалифицированные кадры в наличии имеются. Мы работали с несколькими главами. Сначала картина менялась от лучшего к худшему, но сейчас вроде ситуация выправляется, и идет оживление. Стали понятны правила игры.

В Копейске, по большому счету, также все в порядке. Понятно, в какой кабинет с каким документом идти, кто из замов какие вопросы решает. Картина, близкая к идеальной. Всегда можно найти, на какой стадии дело застопорилось, почему и как решить проблему. Вменяемые люди на каждом уровне.

Думать о будущем своего города, территории — прямая, более того, главная обязанность любых властей. Если ты не знаешь, куда ты ведешь город,— тебя надо с мэрского поста убирать. Другое дело, что очень трудно что-то планировать при ограниченных ресурсах бюджета и при таком бюджетном перераспределении налогов, что есть сейчас, когда в городах почти ничего не остается. Но все равно планировать нужно, и под эти планы искать деньги. В любой территории есть те или иные ресурсы, которые, возможно, пока скрыты или непонятны. Но они есть. Их просто надо попытаться найти.

 


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты