Маргарита Павлова: «Лишняя хромосома это не лишний человек»
На прошлой неделе уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области Маргарита Павлова представила в кинотеатре «Знамя» фильм об «особых детях» и поговорила о проблемах этих ребят с собравшимися на показ учителями и педагогами.
— Его снял Центр помощи детям «Звездный дождь», который не боится заниматься со сложными детками. Лишняя хромосома это не лишний человек: об этом фильм, мне кажется.
Картина была показана на III межрегиональном медиафестивале «Южный Урал. Россия без сирот!», после которого ко мне, кстати, подошла директор детского дома № 6 и сказала: знаете, пока шла церемония, у нас еще один малыш был устроен в семью. Так что если первые два года мы строили свою работу, делая акцент на приемных семьях, то потом поняли, что нужно работать на опережение. Дети в детские дома ведь попадают неслучайно. Практически 90 процентов ребят — это социальные сироты, дети при еще живых родителях. Не допустить их попадание в специальное учреждение очень важно.
— Кто составляет основной контингент детдомов?
— Как правило, это дети старше 10 лет и ребята с ограниченными возможностями здоровья, те, кто попадает в группу риска по социальному сиротству. К большому сожалению, очень много в сиротских учреждениях детей с синдромом Дауна. Это наследие, которое досталось нам от Советского Союза. Если раньше рождался ребенок с таким диагнозом, то, конечно же, его мама получала рекомендацию от медперсонала оставить малыша в госучреждении. А эти специализированные учреждения закрытого типа строились далеко на отшибе, почти что в резервациях.
Сейчас мы имеем совершенно иные примеры. Видим, как эти дети растут, как они развиваются, как важно им получать поддержку от государства и общества. С помощью дополнительного образования можно ребенка очень многому научить. Если он не так успешен в учебе, то он может быть талантлив в спорте, в какой‑то другой сфере. Важно разглядеть в ребенке потенциал.
— Отношение к особым детям со временем меняется?
— Да, меня радует, что за эти 4 года был пройден достаточно большой путь. Отношение к детям с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья меняется в лучшую сторону. Сейчас даже в рамках движения специальной олимпиады у нас только в области занимается порядка 3000 детей. Педагоги начинают обращать внимание на таких детей. Они видят, что если с ними действительно заниматься, то можно добиться определенных результатов.
А задача семьи — помочь ребенку раскрыть свои таланты и развить их до максимально возможного уровня. Да, это получается не всегда, но бывает и так, что стоит только вложить силы в ребенка, как он сам встает на ноги, становится самостоятельным. Это, наверное, самое главное: научить его самостоятельности, чтобы он мог жить и без родителей.
Еще у нас сейчас появляется первый опыт инклюзии, когда здоровые дети обучаются вместе с детьми особыми. Отношение к детям с инвалидностью со стороны здоровых ребят сразу меняется: нет уже ни насмешек, ни упреков. Меня радует, что теперь заведующие детсадов не так пугаются, когда к ним приводят ребенка с ограниченными возможностями. Однако мы понимаем, что инклюзивное образование для нашей страны процесс достаточно новый, и он ни в коем случае не должен подменять собой коррекционное образование. И та, и другая форма обучения имеют право на жизнь. Они должны развиваться параллельно.
Поделиться