Андрей Трушников: «Не хотелось бы, чтобы борьба с терроризмом в СМИ Челябинской области велась лишь для галочки»

18 Ноября 2015
Андрей Трушников: «Не хотелось бы, чтобы борьба с терроризмом в СМИ Челябинской области велась лишь для галочки»

Последние трагические события в мире сделали актуальным сотрудничество журналистов и спецслужб. Чем региональные СМИ могут помочь в антитеррористической деятельности — в разговоре с главным редактором «Южноуральской панорамы» Андреем Трушниковым.

— На первые полосы российских изданий, в том числе и челябинских, вновь вернулось слово «террор». При этом часто звучит мнение, что СМИ чаще подливают масла в огонь, когда речь идет о терроризме, вместо того чтобы помогать в решении проблемы.

Трушников Андрей.jpg— Я лично в традиционных медиа давно не встречал признаков «подливания масла». В соцсетях видел, в кухонных разговорах слышал, но в официально работающих медиа — нет. Это объяснимо: мало того что закон сейчас очень жесток к подобным проявлениям, но и сами журналисты научились, грубо говоря, «фильтровать базар» в этом вопросе. После террористических атак нулевых годов все стали более осторожными. Идет война, а в войне нельзя давать врагу преимущества, а неосторожность, шапкозакидательство или, наоборот, паникерство в СМИ — это и есть то самое преимущество.

— В чем преимущество?

— Во-первых, для террористов ведь главное отнюдь не сам взрыв и прямые потери от него, для них куда более важен информационный шум после — в этом их конвертируемые во вполне реальные деньги дивиденды от теракта. Сумели напугать, довести до паники, парализовав тем самым действия власти, — миссия выполнена.

Во-вторых, невольно СМИ могут показать террористам наиболее уязвимые места, куда возможно нанести удар. Однако здесь есть и обратная сторона медали. Об уязвимости этих мест террористы смогут узнать и из совсем иных источников (журналисты ведь узнают), а стало быть, информация в СМИ должна в первую очередь подвигнуть власть и спецслужбы «зашивать» эти дырки. Так что вопрос скорее здесь не в самой публикации, а в реакции на нее со стороны ответственных за антитеррористическую деятельность. Но журналистам все-таки нужно быть более осторожными.

— Может, все-таки оставлять такие сложные темы, как терроризм, федеральным изданиям? Они более подкованы в этих вопросах, у них больше выходов на компетентные источники информации, чем у региональных СМИ…

— В корне неверное рассуждение. Да, центральные издания скорее всего будут более компетентны в вопросах освещения уже состоявшихся событий, но они куда менее эффективно смогут выполнять профилактическую работу. То есть рассказать, например, о взрыве самолета над Синаем или о теракте в Париже федералы смогут куда более полно и ярко, но что делать, чтобы не оказаться в беде в Челябинске или Магнитогорске, им подробно рассказать не под силу. Только региональные СМИ могут дать четкий план действий для местных жителей в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
А вернее, рисовать этот план действий нужно задолго до возникновения чрезвычайной ситуации. Мы, к примеру, сейчас в «Южноуральской панораме» запускаем целую серию материалов антитеррористической направленности, хотим южноуральцам рассказать, где у нас есть убежища, куда звонить, если что, куда бежать, кто поможет… Очень надеемся, что эти знания им не пригодятся в реальной жизни, но пусть они у них будут.

Есть и другие темы, в которых регионалы будут эффективнее коллег из больших медиа. Например, «Известия» или «Первый канал» явно не станут тратить время на сюжеты, куда кинуться челябинцам, возвращающимся из закрытого Египта, чтобы получить зависший из-за террористической опасности багаж, они не объяснят, что делать южноуральским туристам со своими билетами во взорванный Париж, они не прорисуют мест, где на территории нашей области нужно быть особенно бдительными…

— Все эти темы журналистам сложно осветить без взаимодействия со спецслужбами и исполнительной властью…

— Я бы сказал, что невозможно. Самая верная информация находится у них, журналисты рискуют сильно ошибаться и дезинформировать своих читателей и зрителей, если не станут сотрудничать со спецслужбами и чиновниками.

— Насколько сегодня это взаимодействие крепкое?

— На самом деле, очень непростой вопрос. С одной стороны, в профилактическом освещении антитеррористической тематики, казалось бы, нет незаинтересованных лиц и структур. Но очень часто мы сталкиваемся лишь с работой для галочки. Поставили ее, что засветились в СМИ, и на этом успокоились. А ведь здесь нужна не бумажка, а реальное действие. В освещении этих тем нужен креатив, чтобы по-настоящему достучаться до сознания людей, и именно этого креатива, на мой взгляд, в информационном пространстве Челябинской области сейчас как раз и не хватает. Возможно, последние трагические события в мире как-то это изменят. Очень хочется на это рассчитывать.

Анкета эксперта: Трушников Андрей Николаевич

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты