Руслан Гаттаров: «К саммиту стран ШОС Челябинск станет другим городом»

21 Июля 2016 Автор: Андрей Темников
Руслан Гаттаров: «К саммиту стран ШОС Челябинск станет другим городом» Официальный сайт губернатора Челябинской области

Челябинск готовится к большим переменам. Если ожидания властей региона сбудутся, то спустя несколько лет в преддверии саммитов стран ШОС и БРИКС областной центр будет выглядеть по-новому. Конгресс-холл на набережной реки Миасс, новый полигон ТБО и дорожные развязки, обновленные фасады зданий, новые гостиницы — и это далеко не полный перечень грядущих изменений, которые будут формировать облик «нового» Челябинска.

Что означает этот проект для регионального правительства и почему мы должны «бежать быстрее, чем изо всех сил» — в интервью с вице-губернатором Русланом Гаттаровым.

Нивелировать риски

— В июне Борис Дубровский предложил ускорить работу по созданию так называемого клуба губернаторов ШОС, идею главы региона поддержал министр МИД Сергей Лавров. Какова, на ваш взгляд, основная цель этого клуба и в чем заключается его роль в подготовке к саммитам?

Руслан-Гаттаров_DSC8198.jpg— Эту идею губернатор озвучил в прошлом году в рамках делового форума ШОС в Санкт-Петербурге. Борис Дубровский предложил рассмотреть возможности создания площадки, где руководители провинций и регионов стран ШОС могли бы собираться для обсуждения вопросов культурного, гуманитарного и, самое главное, экономического сотрудничества.

Дело в том, что иногда во взаимоотношениях бизнеса разных стран возникает неопределенность: разный менталитет, разные юрисдикции, разные подходы к решению вопросов в суде. Это очень высокие риски, которые могут привести компанию к полному разорению, и по этой причине не заключаются многие контракты. При этом самые большие риски — политические.

Идея как раз и заключается в том, чтобы нивелировать их за счет более плотного взаимодействия на региональном уровне и подписания различных соглашений о сотрудничестве. Это дает возможность открывать новые производства и совместные предприятия, то есть сильно оживляет экономику. При этом эффект в большей степени проецируется на средний и малый региональный бизнес, который нуждается в этом больше, чем крупные корпорации. На данный момент нашу инициативу поддержали большинство регионов страны.

— И когда она заработает?

— Создание подобного института занимает несколько лет. Около года мы уже активно работаем в этом направлении, думаю, в следующем или в 2018 году проведем первые мероприятия. И мы хотим, чтобы они прошли именно в Челябинске.

Проекты стратегии

— Как продвигается экономическое взаимодействие Челябинской области со странами ШОС? С тем же Китаем, например.

— Его важность трудно переоценить. Если говорить о наших главных стратегических партнерах из числа сопредельных государств, то это, конечно же, Казахстан. Торговый оборот с этой страной составляет почти 2 млрд долларов. По этому показателю Южный Урал второй в стране после Москвы. Еще один наш стратегический партнер — Китай. Это великая страна, крупнейшая экономика в мире, с которой, к сожалению, Россия не так плотно взаимодействовала, как с Западом в силу разных причин: это и очень большая разница в подходах к бизнесу, и языковые барьеры. Так сложилось, что мы всегда были вовлечены в торговые отношения с Западом больше, чем с Востоком.

Товарооборот Челябинской области с Китаем сейчас составляет 600 млн долларов, нужно работать над увеличением этого показателя. За последние два года было подписано несколько соглашений о сотрудничестве с провинциями Китая, сейчас подключаем еще два региона. Также в наших приоритетах Узбекистан, Индия. До 2020 года планируем выезды во все страны ШОС для проведения там Дней Челябинской области. Такое взаимодействие очень укрепляет связи и выводит на неофициальные контакты, что очень важно как для политики, так и для бизнеса. Дни Челябинской области уже прошли в Казахстане, в дальнейшем планируем в Узбекистане, Таджикистане, Киргизстане. Далее — Индия и Пакистан. И для бизнеса, и для политики очень важно не только официально-деловое общение на уровне протокольных мероприятий, но и неформальное общение на культурном уровне. Это помогает создать новые связи и укрепляет взаимоотношения.

Мы не забываем о культурных и гуманитарных связях, поэтому всегда берем с собой представителей образования, медицины, возим наши творческие коллективы, например, наш ансамбль танца «Урал». В Астану мы возили хоккейную школу «Трактор», наши десятилетние мальчишки играли со своими сверстниками из «Барыса». На последнем заседании совета глав субъектов Федерации под председательством Сергея Лаврова Бориса Дубровского попросили рассказать о нашем формате проведения региональных мероприятий в других странах и после этого другим регионам рекомендовали равняться на Челябинскую область. Мы считаем, что, когда нас ставят в пример, это хороший знак.
архитектура-к-ШОСу_1.jpg
— Челябинск имеет опыт проведения мероприятий, подобных саммиту ШОС?

— Мероприятий такого масштаба в Челябинске еще не проводилось, но мы принимали чемпионаты мира самого разного уровня. Надо работать, надо готовиться. Тут важно заострить внимание на таком моменте: это проект межведомственный, командный. Поэтому каждый из нас должен выложиться на двести процентов — тогда все получится. Это огромный труд, огромная ответственность. Мне нравится выражение Бориса Александровича Дубровского о том, что регион, как и человек, может развиваться крупными проектами. Да, всегда есть шанс ошибиться, зато при реализации масштабных проектов можно рассчитывать на серьезные результаты. Я поддерживаю губернатора: мы должны иметь смелость браться за крупные проекты.

— Борис Дубровский, комментируя идею проведения саммитов ШОС и БРИКС в Челябинске, сказал, что регион должен стать образцовым. Что это, на ваш взгляд, означает? И сопряжены ли мероприятия по подготовке к саммиту со стратегией-2020?

— Существующая стратегия весьма всеобъемлюща и охватывает практически все направления развития области. Задачи, которые отражены в документе, во многом коррелируются с задачами по подготовке к саммитам: развитие инфраструктуры, повышение качества дорог, экологическая обстановка, которую мы должны кардинально изменить в лучшую сторону. Вместе с тем в наших следующих стратегических документах — а губернатором поставлена задача разработки стратегии до 2030 года — мы должны четче разделить текущие задачи и стратегические цели, больше сфокусироваться на счетном количестве ключевых приоритетов. Приоритетов, которые помогут Челябинской области опередить конкурентов, таких как Екатеринбург или Казань, в борьбе за человеческий капитал и инвестиции.

Контуры таких приоритетов понятны уже сейчас. Это, безусловно, частные инвестиции в инфраструктуру. Саммит ШОС и БРИКС со всеми оцифрованными задачами, которые мы решаем в рамках подготовки: реконструкция аэропорта, гостиницы, реконструкция фасадов, новые развязки, набережная Миасса, конгресс-холл, новый полигон ТБО, — это новая инфраструктура, которая обеспечит лучшее качество жизни, новые рабочие места, сгенерирует социально-экономические эффекты. Высокоскоростная магистраль Челябинск — Екатеринбург, проект, который должен быть реализован по модели государственно-частного партнерства, тоже инфраструктура нового класса. Второй приоритет, который мы видим, это подготовка к созданию новых отраслей, новых рынков для экономики будущего. Например, рынок робототехники. Как мне кажется, роботы — это то, что через десяток лет будет обыденностью для многих семей. Как и беспилотные автомобили. Этот рынок потенциально огромен, и компании Южного Урала могут занять на нем достойное место. При условии, что начнут смотреть лет на 10-15 вперед, инвестировать в НИОКР, покупать лучшие кадры и демонстрировать глобальные амбиции.

— Может быть, прописаны какие-то конкретные шаги по улучшению экологической обстановки?

— Мы не можем сейчас обязать предприятия поставить датчики, по существующему законодательству это предусмотрено с 2019 года. Но в рамках поручения президента, которое как раз и предусматривает кардинальное улучшение экологической обстановки в регионе, мы можем повлиять на ситуацию. Этим вопросом очень серьезно занимаются лично губернатор и Олег Борисович Климов. Речь идет, в частности, о необходимости внедрения комплексной оценки сложных технических объектов, таких, например, как Томинский ГОК и другие. Мы должны разобраться с нормами предельно допустимых выбросов на заводах. С одной стороны, они не превышают установленных норм, но в безветрие дышать тяжело. Значит, нужно их пересматривать, для этого необходима законодательная база.

В рабочую группу по подготовке Госсовета РФ, которую возглавил губернатор, мы собрали лучших экспертов, она подготовит очень системный документ, который может реально повлиять на ситуацию. Важно, что в этом процессе участвует и бизнес, ведь необходимо соблюсти баланс интересов. Думаю, мы сможем договориться. Предложения рабочей группы будут с учетом потребностей нашего региона, но могут стать основой для изменений во всей России. Надеюсь, что на Госсовете, который пройдет в конце года и будет предварять мероприятия, намеченные на 2017 год, Год экологии, Владимир Владимирович Путин и наши коллеги нас поддержат. И, возможно, нам не придется ждать 2019 года, чтобы решить ситуацию с датчиками, например, в режиме пилотной апробации.

Еще одна задача — высадить миллион деревьев. Не маленьких саженцев, а именно деревьев. Также необходимо очистить русло реки Миасс и расчистить береговую зону. Мы считаем, что для администрации Челябинска это вполне реализуемые задачи.

Цена ШОС

— Есть уже понимание, сколько будет построено гостиниц к 2020 году?

— Планируется построить более 10 гостиниц различных параметров. Сейчас у нас есть 1293 места, нужно еще создать примерно столько же. На сегодняшний день есть конкретные инвесторы, претендующие на строительство гостиниц в соответствии с законом Челябинской области, Евгений Николаевич Тефтелев держит ситуацию под личным контролем, регулярно ставит губернатора в известность о проделанной работе. Нам нужно принять минимум 20 делегаций, самые большие из них — Китай и Индия. Мы должны обеспечить делегациям безопасность — физическую, технологическую и информационную.

Заявок на строительство гостиниц у нас с большим запасом, и если две трети из них мы построим, значит, требования мы выполним. Мы будем помогать с инфраструктурой, но многие бизнесмены, заявленные в списке, будут строить на своей земле. Большая часть этого жилья должна в перспективе получить новое предназначение, возможно, они будут использоваться для проведения деловых мероприятий.

— Уже известна площадка под конгресс-холл, кто его будет строить, объем инвестиций?

— Предполагается, что конгресс-холл будет построен около цирка. ГЧП-модель очень сложная, в ней много рисков, поэтому есть специальные организации, которые занимаются подобными проектами: заключают договор с правительством страны или региона, инвестируют в проект, после чего продают свое право собственника инвесторам и выходят из проекта с какой-то маржой. Инвестор в большинстве случаев не хочет этим заниматься, поэтому мы привлекли несколько таких организаций. От них уже было три предложения, одно из них нас устраивает.

Что касается стоимости, все зависит от того, что мы хотим получить. Если просто поставить стеклянную коробку и выполнить минимальные требования, это одна цена. А если мы хотим получить еще, к примеру, киноконцертный зал на две тысячи человек, то речь идет уже о других цифрах. И мы должны решить, нужен ли Челябинску и региону такой зал. Мне кажется, нужен. Неправильно это, когда к нам приезжают поп-артисты, а выступают в оперном театре.

— А в целом затраты на подготовку к саммиту как оцениваете? Например, с оглядкой на то, сколько потратили Уфа, Екатеринбург.

— Если мы говорим о гостиницах, то это десятки миллиардов рублей только частных инвестиций. В аэропорт частный инвестор вкладывает около 5 млрд рублей, 2,9 выделило государство на реконструкцию аэродрома, еще 3,7 мы рассчитываем получить с началом финансирования в 2018 году. Это позволит аэропорту развиваться до 2025 года без каких либо ограничений, с запасом под развитие. Для нас саммиты не самоцель, а возможность получить инфраструктуру, которая позволит региону развиваться. Вот что для нас на самом деле важно. Назвать сейчас какие-то прямые цифры не получится, они будут необъективны.

Это большой межведомственный командный проект губернатора, в котором каждый должен выложиться на двести процентов. Тогда у нас все получится. Это большой труд и ответственность, которую Борис Дубровский берет на себя как политик. Это ответственность перед избирателями, перед президентом, перед мировой общественностью, если хотите. Большие проекты — это большие риски, и не все хотят за них браться. Помните, как в «Алисе в Стране чудес»: нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы двигаться вперед, надо бежать как минимум вдвое быстрее. Вот и нам нужно бежать быстрее, чем изо всех сил, иначе будем оставаться на месте.
архитектура-к-ШОСу_2.jpg

К 2020 году планируются следующие инфраструктурные изменения:

Новый аэропорт с площадью аэровокзала 24 000 м², с двукратным увеличением перрона

Новое общежитие на базе ЮУрГУ на 1500 мест

Более 10 новых гостиниц

Реконструкция 12 существующих гостиниц

10 км очищенного русла реки

2,5 км санитарной расчистки береговой зоны

70 га рекультивации свалки

Новый полигон ТБО

Установка воздухоочистительных и водоочистительных сооружений на промышленных предприятиях и предприятиях энергохозяйства

Очистка ложа водохранилища и строительства коллектора «Западный»

Строительство объектов, снижающих влияние загрязненного стока с территории Карабашского городского округа на качество воды Аргазинского водохранилища

35 км ремонт трамвайного пути

5 дорожных развязок

40 км реконструкции дорог

Ремонт более 300 фасадов зданий

Благоустройство более 200 дворовых территорий

Обустройство набережной реки Миасс.

Поделиться

Вчера | 16:55
Первый рейс. Как показали себя новые трамваи на челябинских улицах

В Челябинск привезли новые трамваи. Их произвели на Усть-Катавском вагоностроительном заводе. Зеленые вагончики сверкают от чистоты и новизны. Свои силы они уже попробовали на трамвайных путях города. Как прошел тест-драйв? Об этом наш репортаж.

04.08.2022 | 14:22
Школьница из Челябинска самостоятельно собрала более 1 тонны макулатуры

Полтора года 15-летняя Арина Суркова копила ненужные бумаги в дедушкином гараже. Когда стопки макулатуры достигли потолка, она сдала их в переработку. На предприятии перевязанные кипы бумаг взвесили — оказалось 1,2 тонны. Это был настоящий рекорд.

05.08.2022 | 15:41
Алексей Текслер считает недопустимым сокращения бюджетных расходов

Глава региона озвучил ряд предложений по активизации экономической жизни на совещании с главой минэкономразвития РФ.

02.08.2022 | 17:18
В Челябинской области количество самозанятых выросло почти на 40 %

С начала 2022 года численность самозанятых увеличилась с 84,5 до 117 тысяч.

Новости   
Спецпроекты