Медиапсихоз для подростков. Челябинск захлестнули слухи о массовых акциях суицида

15 Марта 2017 Автор: Александр Файрузов Фото: Вячеслав Шишкоедов
Медиапсихоз для подростков. Челябинск захлестнули слухи о массовых акциях суицида

На прошлой неделе южноуральские родители были взбудоражены появлением сообщений о готовящихся мероприятиях, представляющих опасность для жизни детей. Власти успокоили горожан, что это недостоверная информация, направленная на возникновение ажиотажа вокруг опасной темы самоубийств.

Информацию неизвестные распространяли через социальные сети и мессенджеры. Обеспокоенные взрослые люди начали рассказывать детям про существование опасных групп в социальных сетях. Эту волну подхватили и СМИ. Однако, разобравшись, начинаешь понимать, что злоумышленники сделали вброс для распространения Сидорчук-Виктор-Иванович-педагог-психолог.jpgсведений о своей деятельности. Услышав о «запретных» сообществах, подростки могут ими заинтересоваться и вступить «в игру». Как вести себя в таких ситуациях и что делать, если вы заметили странное поведение ребенка? «Южноуральская панорама» поговорила с педагогом-психологом ГБОУ «Областного центра диагностики и консультирования» Виктором Сидорчуком.

Говорить или молчать?

— Приобретают ли социальные явления популярность после массового освещения в СМИ? Существует ли взаимосвязь в этом?

— Не совсем правильно говорить, что социальные явления после массового освещения в СМИ приобретают популярность, но зачастую именно активное обсуждение темы в СМИ подогревает к ней интерес, иногда нездоровый.

— Острая тема может вызвать всплеск интереса после выхода серии статей и сюжетов. Соответственно, медиа наводит подростков на то, чего они, возможно, не знали. Но и молчать о существующих проблемах нельзя, ведь можно предупредить людей об опасности. Так что делать в таких ситуациях? Говорить или молчать?

— Важно найти ту самую золотую середину, когда существующая проблема не будет замалчиваться, будто ее и нет, и когда острая тема будет обсуждаться разумно, достаточно деликатно, конструктивно, по возможности учитывая особенности целевой аудитории.

Давление одиночества

— На сегодняшний день мы столкнулись с чудовищным преступлением, когда неизвестные придумали игру доведения до самоубийства. Какой тип подростков находится в группе риска? Кто более внушаем и может ли внешне нормальный человек попасть под влияние подобных преступников?

— Самый обобщающий ответ — «одинокий подросток». А вот причин такого одиночества — множество. Это могут быть и недопонимание в семье, отторжение в среде ровесников, социальная дезадаптация вследствие неумения или нежелания выстраивать взаимоотношения, объективная или субъективно переживаемая неустроенность, низкая либо, наоборот, чрезмерно завышенная самооценка. Такие подростки чаще других ищут контакты в виртуальном мире, увлечение затягивает, упрощенные виртуальные псевдоотношения заменяют более сложные, более ответственные реальные, видимость игры размывает границы реального и виртуального. Практически любой подросток в силу возрастных особенностей (негативизм, дух противоречия, стремление к независимости) при умелом манипулировании легко может попасть под такое влияние, и, увы, очень редко это бывает «внешне ненормальный человек».

— Что делать родителям, которые осознают, что их ребенком манипулируют подобные люди и все может закончиться трагедией? Как сделать первый шаг к разговору и вытащить подростка из этого состояния?

— К сожалению, когда родители начинают догадываться, что с их ребенком происходит что-то «не то», а ребенок не хочет говорить об этом с родителями, самое страшное уже произошло: утрачены доверительные отношения. Возможно, это как раз то, что заставило ребенка искать в сети другие возможности быть понятым. Любая попытка вступить в диалог, выказать искренний интерес к внутреннему миру ребенка, пусть и не сразу (доверие — вещь тонкая!), но скорее всего найдет отклик. Сближение, пусть и постепенное, отвлечет, а там, глядишь, и вытащит подростка из этого состояния.

— Хотелось бы узнать, как распознать, что у ребенка появились серьезные психологические проблемы, которые могут привести к печальному результату? На что обращать внимание?

— На любые изменения в жизни подростка: перепады настроения, отказ от любимых прежде вещей и занятий, появление каких-то новых повторяющихся символов, пусть на первый взгляд не внушающих опасений, скрытность, не свойственная ему ранее.

Заполнение пространства

— Если у нас появилась такая зараза в социальных сетях, то стоит ограничивать детей в доступе к ним? Не приведет ли это к конфликтам и серьезным последствиям? Или же нужен тотальный контроль вроде проверок личных сообщений, групп и списка друзей? Может, это делать тайно? Но опять появляется вероятность, что ребенок все узнает и случится конфликт.

— О том, что время сидения у компьютера должно быть регламентировано, и родители, и дети должны знать уже в момент первых опытов общения с компьютером. И если это правило не нарушено, то скорее всего проблемы и не возникнет. Полное неограничение компьютерного времени поначалу и вдруг резкие ограничения впоследствии, конечно, станут поводом для конфликта. Но и в таком случае следует постепенно добиваться ограничения компьютерного времени. И главное: скорее всего привыкший проводить у компьютера все свободное время ваш подросток уже разучился заполнять это самое свободное время чем-то иным, поэтому, запрещая компьютер, помогите ребенку чем-то заполнить высвободившееся время.

— В жизни ребенка помимо родителей присутствует и школа. Какую позицию должны занимать педагоги? Рассказывать или нет? Возможны ли классные часы с участием психологов, которые объяснят детям, что это с ними играют в опасные игры?

— Позиция педагогов однозначно должна заключаться в неприятии любых негативных явлений, хоть в реальной, хоть в виртуальной действительности. В любом случае обозначение позиции педагога по поводу того или иного явления должно быть выражено максимально тактично, с профессиональным педагогическим тактом. Разговор на острую тему надо начинать не ранее чем в этом назреет потребность, а о такой потребности педагог должен узнать от самих детей, прямо или косвенно. А когда потребность назрела, то очень правильным будет пригласить специалиста, более сведущего в вопросе, нежели вы сами.

ПОЛЕЗНЫЕ КОНТАКТЫ

В Челябинской области действуют несколько региональных телефонов психологической помощи:

Анонимный детский телефон доверия 8-800-2000-122.

Телефон доверия министерства здравоохранения Челябинской области — 8(351)269-77-77, работает по будням с 17:00 до 08:00.

Телефон доверия областной психоневрологической больницы №5 Магнитогорска — 8(3519)30-30-55, работает по будням с 17:00 до 07:00.

Телефон отделения «Cлужба экстренного реагирования» кризисного центра Челябинска — 8(351)735-51-53, работает круглосуточно.

Телефон экстренной психологической помощи Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» — 8(351) 721-19-21.

Телефон областного центра диагностики и консультирования — 8(351) 261-10-87.

Поделиться

Вчера | 10:26
Челябинские эксперты обсудили способы защиты от террора

На Южном Урале введут дополнительные меры безопасности.

27.03.2024 | 14:51
Отчет принят. Депутаты гордумы Челябинска оценили работу городских властей

В Челябинске в этом году будет обустроен пляж для людей с ограниченными возможностями, появятся новые велосипедные дорожки, начнется капитальный ремонт парка имени Гагарина и продолжатся работы по озеленению территорий.

19.10.2018 | 16:38
Состав магнитогорского «Металлурга» пополнил чешский нападающий

Левый форвард провел всю карьеру в клубе родного города «Белые тигры».

19.10.2018 | 15:24
Дороги Челябинской области считаются одними из лучших в России

Борис Дубровский поздравил более 10 тысяч южноуральцев, работающих в сфере благоустройства и поддержания дорог.

Новости   
Спецпроекты