Опасное ОСАГО. Как поддельные полисы автогражданки доводят челябинцев до суда

16 Октября 2017 Автор: Александр Файрузов Фото: Вячеслав Шишкоедов
Опасное ОСАГО. Как поддельные полисы автогражданки доводят челябинцев до суда

Страховщики заявили о миллиардных убытках из-за действий «криминальных» автоюристов.

В Челябинске прошла онлайн-конференция по ситуации с ухудшением ситуации на рынке ОСАГО. Миллионы водителей предпочитают покупать поддельные полисы или же вовсе ездить без них. Подрывают ситуацию и мошенники, которые умудряются оформить десяток ДТП на старые машины, получив за это компенсаций до 1,5 миллиона рублей. Причем страховщики не скрывают, что деятельность «криминальных» автоюристов обошлась им в 20 миллиардов рублей.

Передовой регион

Главным спикером конференции стал заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов. Отметив, что потери компаний могут привести к массовому отказу от ОСАГО, Ефремов перешел к ситуации в Челябинской области. Он отметил, что деятельность правоохранительных органов на Южном Урале дала положительный результат и в регионе выросла чистота страховых случаев.

«В Челябинске она выросла с 7,7 % до 8 %, а в целом по России всего лишь 5,8 %. Мы видим, что у вас этот показатель выше, чем в стране. Причем рост продолжился. Средняя выплата в Челябинской области в первом полугодии 2016 года составила 70 659 рублей, а уже в 2017 году эта цифра поднялась до 94 562 рублей. Количество судебных исков по ОСАГО в России уменьшилось, но и тут ваш регион опережает показатель по стране на 5,5 %», — пояснил Сергей Ефремов.

Однако суды все чаще встают на сторону южноуральских автомобилистов, и страховщики заявляют о повышении показателя судебных расходов. Данные РСА подтверждают и челябинские эксперты. Всего в 40 % случаев судьи выносят решение в пользу страховых компаний, в остальных 60 % выигрывают истцы. Этим активно пользуются не только добропорядочные граждане, но и мошенники.

За одного битого…

Криминальных схем развода страховщиков на деньги не так много, но автоюристы всегда выбирают креативные методы. Одним из самых популярных остается покупка битого автомобиля и проведение его через десятки ДТП. В качестве примера еще один участник конференции начальник УЭБиПК ГУ МВД России по Челябинской области полковник полиции Анатолий Сабодаш привел случай с ВАЗом, который мошенники умудрились провести через десяток аварий и требовать за него 18 миллионов рублей. Подобные истории, как правило, быстро раскрываются, а преступники уже проходят по уголовному делу и могут получить реальные сроки в колонии.

«За девять месяцев нынешнего года в Челябинской области возбуждено более тысячи уголовных дел по статьям 159 «Хищение чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием», 159.5 «Мошенничество в сфере страхования» и 327 «Изготовление, использование или сбыт подложных документов» Уголовного кодекса России. По данным делам ущерб превысил 3 миллиона рублей», — добавил Анатолий Сабодаш.

Отдельно полковник остановился на поддельных полисах ОСАГО. Мошенники продают  под видом открыток, намеренно делая опечатки в аббревиатуре и указывая, что это «АСАГА». С начала года изъяты более 800 подобных подделок. Примечательно, что вместе с изготовителями на скамью подсудимых отправляются и покупатели данных полисов. В итоге экономия может привести к получению судимости, что закроет для автомобилиста путь на государственную службу, а также очернит историю при получении кредитов или хорошего места работы.

Либерализация ОСАГО

В качестве исправления ситуации с «автогражданкой» эксперты отметили переход на либеральные тарифы. Они настаивают на том, что свободные цены приведут к снижению стоимости ОСАГО. Хотя на начальном этапе может сложиться обратная картина. В качестве примера страховщики назвали Польшу, где выбор либерализации привел к тому, что каждая из двух десяток компаний стала предлагать автовладельцам более привлекательные предложения. Вот только остается загадкой, а получится ли в России навязать столь активную конкурентную борьбу?

Против либерализации ОСАГО выступили не только автоюристы, но и Центральный банк России. Хотя его председатель Эльвира Набиуллина уже заявляла, что 2018 год может стать ключевым в вопросе перехода на договорную стоимость «автогражданки». Спасет ли это ОСАГО? Автоюристы считают, что страховые компании сами загнали себя в угол и теперь пытаются компенсировать убытки за счет собственных клиентов.

«Неужели вы думаете, что автовладельцы просто так пошли в суды, чтобы выбить деньги из страховщика? Посмотрите, что творилось с ОСАГО все это время. Компании намеренно занижали размеры убытков. Причем порой не в два раза, а в три-четыре. У меня был клиент, которому разбитый бампер оценили в 2,5 тысячи рублей. Тогда как официальный сервисный центр выставил счет в 16 тысяч. И такое происходило постоянно. Люди готовили исковые заявления еще до получения решения по выплате. Все знали, что оно будет занижено. И вот прошло время, когда страховые компании трезво оценили судебные издержки, ведь они превысили их прибыль от «автогражданки». Внезапно все автоюристы стали «криминальными», а клиентов начали убеждать, что все выплаты «чистые». Понятно, что за много лет подобной работы у людей подорвано доверие к страховым компаниям», — рассказал юрист Павел Одинцов.

Эти слова подтверждаются практикой. В интернете есть множество форумов, где автомобилисты пытаются искать способы получения законной компенсации за ущерб. Да, мы ушли от времен криминальных разборок за ремонт разбитых в ДТП машин, но и с введением ОСАГО не упростилась процедура получения компенсаций. Просто к этому добавились суды. Начни страховщики изначально работать так, как сейчас, мы бы имели положительную ситуацию на рынке «автогражданки».

Сегодня | 11:27
Куда ведет «разворот». О чем сельчане писали губернатору в Instagram

Среди муниципальных образований «южного округа», на территориях которых Евгений Голицын является полномочным представителем губернатора Челябинской области, есть и Увельский муниципальный район. Именно здесь побывал вице-губернатор, дабы лично проверить, как выполняются наказы Алексея Текслера, посетившего район еще в августе.

Сегодня | 11:06
Болевые точки закрытых. Как в ЗАТО справляются с поручениями главы региона

Закрытые территории обладают своеобразным шармом — жизнь здесь течет размеренно, а в воздухе висит спокойствие. Есть в них что-то из прошлого: на улицах нет плотной застройки, на каждом углу не пестрят вывески сетевых магазинов, а улицы довольно пустынны. Снежинск вполне соответствует этому описанию. Впрочем, эта закрытая территория, как и прочие муниципалитеты Челябинской области, не лишена проблем.

19.10.2018 | 16:38
Состав магнитогорского «Металлурга» пополнил чешский нападающий

Левый форвард провел всю карьеру в клубе родного города «Белые тигры».

19.10.2018 | 15:24
Дороги Челябинской области считаются одними из лучших в России

Борис Дубровский поздравил более 10 тысяч южноуральцев, работающих в сфере благоустройства и поддержания дорог.

Новости   
Спецпроекты