Опасное ОСАГО. Как поддельные полисы автогражданки доводят челябинцев до суда
Страховщики заявили о миллиардных убытках из-за действий «криминальных» автоюристов.
- Назад в будущее! Челябинцам показали необычный кроссовер от Range Rover
- Без выхлопа! Челябинцы протестируют электроавтобус за 20 миллионов
Передовой регион
Главным спикером конференции стал заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов. Отметив, что потери компаний могут привести к массовому отказу от ОСАГО, Ефремов перешел к ситуации в Челябинской области. Он отметил, что деятельность правоохранительных органов на Южном Урале дала положительный результат и в регионе выросла чистота страховых случаев.
«В Челябинске она выросла с 7,7 % до 8 %, а в целом по России всего лишь 5,8 %. Мы видим, что у вас этот показатель выше, чем в стране. Причем рост продолжился. Средняя выплата в Челябинской области в первом полугодии 2016 года составила 70 659 рублей, а уже в 2017 году эта цифра поднялась до 94 562 рублей. Количество судебных исков по ОСАГО в России уменьшилось, но и тут ваш регион опережает показатель по стране на 5,5 %», — пояснил Сергей Ефремов.
Однако суды все чаще встают на сторону южноуральских автомобилистов, и страховщики заявляют о повышении показателя судебных расходов. Данные РСА подтверждают и челябинские эксперты. Всего в 40 % случаев судьи выносят решение в пользу страховых компаний, в остальных 60 % выигрывают истцы. Этим активно пользуются не только добропорядочные граждане, но и мошенники.
За одного битого…
Криминальных схем развода страховщиков на деньги не так много, но автоюристы всегда выбирают креативные методы. Одним из самых популярных остается покупка битого автомобиля и проведение его через десятки ДТП. В качестве примера еще один участник конференции начальник УЭБиПК ГУ МВД России по Челябинской области полковник полиции Анатолий Сабодаш привел случай с ВАЗом, который мошенники умудрились провести через десяток аварий и требовать за него 18 миллионов рублей. Подобные истории, как правило, быстро раскрываются, а преступники уже проходят по уголовному делу и могут получить реальные сроки в колонии.
«За девять месяцев нынешнего года в Челябинской области возбуждено более тысячи уголовных дел по статьям 159 «Хищение чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием», 159.5 «Мошенничество в сфере страхования» и 327 «Изготовление, использование или сбыт подложных документов» Уголовного кодекса России. По данным делам ущерб превысил 3 миллиона рублей», — добавил Анатолий Сабодаш.
Отдельно полковник остановился на поддельных полисах ОСАГО. Мошенники продают под видом открыток, намеренно делая опечатки в аббревиатуре и указывая, что это «АСАГА». С начала года изъяты более 800 подобных подделок. Примечательно, что вместе с изготовителями на скамью подсудимых отправляются и покупатели данных полисов. В итоге экономия может привести к получению судимости, что закроет для автомобилиста путь на государственную службу, а также очернит историю при получении кредитов или хорошего места работы.
Либерализация ОСАГО
В качестве исправления ситуации с «автогражданкой» эксперты отметили переход на либеральные тарифы. Они настаивают на том, что свободные цены приведут к снижению стоимости ОСАГО. Хотя на начальном этапе может сложиться обратная картина. В качестве примера страховщики назвали Польшу, где выбор либерализации привел к тому, что каждая из двух десяток компаний стала предлагать автовладельцам более привлекательные предложения. Вот только остается загадкой, а получится ли в России навязать столь активную конкурентную борьбу?
Против либерализации ОСАГО выступили не только автоюристы, но и Центральный банк России. Хотя его председатель Эльвира Набиуллина уже заявляла, что 2018 год может стать ключевым в вопросе перехода на договорную стоимость «автогражданки». Спасет ли это ОСАГО? Автоюристы считают, что страховые компании сами загнали себя в угол и теперь пытаются компенсировать убытки за счет собственных клиентов.
«Неужели вы думаете, что автовладельцы просто так пошли в суды, чтобы выбить деньги из страховщика? Посмотрите, что творилось с ОСАГО все это время. Компании намеренно занижали размеры убытков. Причем порой не в два раза, а в три-четыре. У меня был клиент, которому разбитый бампер оценили в 2,5 тысячи рублей. Тогда как официальный сервисный центр выставил счет в 16 тысяч. И такое происходило постоянно. Люди готовили исковые заявления еще до получения решения по выплате. Все знали, что оно будет занижено. И вот прошло время, когда страховые компании трезво оценили судебные издержки, ведь они превысили их прибыль от «автогражданки». Внезапно все автоюристы стали «криминальными», а клиентов начали убеждать, что все выплаты «чистые». Понятно, что за много лет подобной работы у людей подорвано доверие к страховым компаниям», — рассказал юрист Павел Одинцов.
Эти слова подтверждаются практикой. В интернете есть множество форумов, где автомобилисты пытаются искать способы получения законной компенсации за ущерб. Да, мы ушли от времен криминальных разборок за ремонт разбитых в ДТП машин, но и с введением ОСАГО не упростилась процедура получения компенсаций. Просто к этому добавились суды. Начни страховщики изначально работать так, как сейчас, мы бы имели положительную ситуацию на рынке «автогражданки».
Поделиться