В России внедряют формат электронного голосования
В этом году в 24 регионах будет применяться федеральная система дистанционного электронного голосования (ДЭГ). В шести областях процедура себя уже зарекомендовала, а для 18 регионов это будет первый случай применения такого формата.
Готов ли ваш регион к использованию формата электронного голосования? Какие заблуждения насчет ДЭГ необходимо преодолеть в массовом сознании? Повысит ли электронный формат интерес к выборам? Какие новые требования к наблюдателям на выборах должны появиться в связи с расширением применения ДЭГ?
Своими мнениями по этому поводу челябинские эксперты поделились на площадке федерального «Экспертного клуба».

«В ней каждое действие, начиная от регистрации и заканчивая голосованием, сопровождается высылкой уникального кода-пароля, его надо получать и вводить минимум трижды, вдобавок при регистрации аккаунт гражданина привязывается к определенному устройству, компьютеру или смартфону. Поэтому ситуация, когда, условно говоря, рабочих загнали в кабинет к начальнику и заставили ставить галочки через его компьютер, невозможна технически. А изымать у всех на предприятии смартфоны и голосовать за всех... Согласитесь, шила в мешке не утаишь, информация о таком нарушении обязательно просочилась бы наружу», — считает Вяткин.
Также он считает неубедительными и сомнения относительно надежности системы.
«Вся информация в ней разбита на блоки, ключи для дешифровки находятся у разных людей, сама программа защищена 124-битным кодом и практически абсолютно устойчива к взлому», — указывает депутат.

«Они вообще живут именно в сети, и идти на участок под песенки и за бубликами и сгущенкой никто не собирается. Я помню, как в детстве радостно ходил на выборы, потому что там продавали сгущенку. Но в этом вопросе, кстати, очень важно грамотное продвижение дистанционной формы голосования. Чтобы такое голосование стало эффективным, привлекло как можно больше молодежи, которым, собственно, и жить в этом будущем, нужно грамотное продвижение такого голосования в соцсетях. Пока достаточного уровня этого продвижения я не наблюдаю», — отмечает эксперт.

«Если есть в Кочердыкском сельском поселении устойчивый сигнал, который не повлияет на возможность волеизъявления, то, конечно, ДЭГ предпочтительнее. А если нет? Может ли избирком гарантировать избирателям полноценно работающий интернет? На сегодня именно техническая готовностью инфраструктуры для голосования с возможностью обеспечить доступ в интернет будет сдерживать внедрение ДЭГ в регионе», — считает он.

«Когда в марте 2022 года в Госдуме мы рассматривали законопроект об использовании ДЭГ, я выступил против. С одной стороны, действительно, прогресс не остановить, дистанционные процедуры становятся частью нашей жизни, но, как говорится, дьявол в деталях. Если от вашего лица без вашего ведома можно производить какие-то операции (а система ДЭГ этого не исключает), то это влечет за собой определенные риски.
При нынешних технологиях никто не может гарантировать, что результаты голосования не подвергнутся атакам. Уже были случаи взлома электронных систем, сайтов государственных СМИ, утечки данных. Этому же риску будет подвержена и система голосования», — отмечает Гартунг.

Кроме того, как добавляет депутат, если раньше можно было проверить, посчитать, сверить списки, то при дистанционном голосовании мы ничего проконтролировать не сможем.
«Сколько людей проголосовали? Имели ли они на это право? Сами ли они проголосовали или кто-то сделал это за них? Придется верить избирательным комиссиям на слово», — указывает он.

«Потому важно, чтобы органы правопорядка тщательно проверяли и соразмерно реагировали на сигналы о давлении, если таковое будет. Доверие к результатам выборов независимо от формы их проведения — это основа для поддержания мира и согласия в обществе», — резюмирует эксперт.
Поделиться