Шагнуть за экран. Гуманитарная миссия партийного спецназа на Донбассе

14 Октября 2024 Автор: Марк Рискин Фото: предоставлены героем публикации
Шагнуть за экран. Гуманитарная миссия партийного спецназа на Донбассе


Депутат Денис Моисеев почти полтора года не появлялся в стенах парламента. По одной крайне уважительной причине: он был в командировке. На Херсонщине.

Заседание областного парламента, на котором депутаты единогласно поддержали решение об избрании его первым заместителем председателя Законодательного Собрания региона, Денис Моисеев также пропустил.

С октября 2022 года и до марта года нынешнего он исполнял задачи в рамках гуманитарной миссии в Херсонской области. В принципе достаточно указания времени и локации, чтобы снялись все вопросы о характере задач, ответственности и опасности их исполнения.

Власть установить

— Если коротко, то мы занимались формированием органов власти в соответствии с действующим российским законодательством, — отметил собеседник.

Включаем хронологию событий и берем в руки календарь: 18 октября 2022 года Денис Александрович прибывает к месту новой работы. А буквально через день там должна была состояться учредительная конференция, на которой предполагалось создать региональное отделение партии «Единая Россия». Это должно было стать и стартом подготовки к предстоящим выборам губернатора, депутатского корпуса Херсонского областной думы, муниципальных депутатов и глав муниципалитетов в сентябре 2023 года. Первый срок командировки был обозначен в год. Позже командировку продлили еще на полгода до президентских выборов в марте 2024 года.

— Задачи были вполне ясны и понятны, опыт у меня достаточный, практики наработанные, — рассуждает Денис. — Но надо делать поправку на условия работы: я приехал в разгар эвакуации жителей города Херсона, не надо же никому напоминать, что там тогда происходило. Город находился под постоянными обстрелами, поэтому мирное население решено было направить в безопасное место. Команда, частью которой я стал, на тот момент уже полгода этим занималось. Эвакуация мирного населения из районов обстрелов, раздача гуманитарной помощи населению, помощь военнослужащим и многое другое. Отсюда и название нашей работы — гуманитарная миссия.

Если уж мы заговорили о хронологии, то название родилось несколько позже самой работы. «Единая Россия» приступила к работе в Херсоне и области гораздо раньше, с весны 2022 года, оказывая помощь жителям новых регионов, придя практически вслед за военными, освобождающими территории от неонацистов. В марте в Херсоне был создан большой гуманитарный центр партии, где оказывалась всевозможная помощь мирному населению. И это не только раздача гуманитарки, но и решение юридических вопросов, организационных ситуаций, в том числе связанных и с выдачей российских паспортов. Причем работа не прекращалась даже с учетом сложной оперативной обстановки. Последнее подразумевает боевые действия, обстрелы, прилеты, которые происходили в режиме «постоянно».

— Говорят, что к этому можно привыкнуть. Не знаю. Мы относились к этому как к данности и, отправляясь на задачу, должны были отдавать себе отчет, понимая, где находимся, — объясняет Денис Моисеев. — Я как-то сравнил это с фильмом про войну, только ты не в зрительном зале сидишь, а ты там, как будто через экран перешагнул. Да, мы не сидели в окопах и не жили в блиндажах, в отличие от парней на фронте. От тех ребят, кто действительно был там тогда в самом пекле и сейчас сражается на передке. Это они, если повторить слова нашего верховного главнокомандующего, назвавшего всех участников СВО настоящими героями, это настоящие герои без всякого преувеличения.

Да, у партийцев в гуманитарной миссии не было и не могло быть задачи участвовать в боевых контактах с противником, поскольку они не являлись военнослужащими. Но это не значит, что подобные установки были у неприятеля. Для них и партийцы, и военные, да и просто мирные жители были абсолютно одинаковы. И дело не только в камуфляже, бронежилетах и тактических шлемах. И, вновь повторюсь, дело не во внешней схожести. Для ВСУ все, кто по другую линию фронта, были целями и мишенями. И военные, и гражданские.

— Было бы глупо и наивно рассчитывать, что пуля или минометный снаряд тебя облетит, что дрон или ракета отвернет. Потому что ты не военный, а сугубо гражданский и ты не воюешь, — говорит Денис Александрович. — И еще одна важная мысль, значение которой особенно понимаешь там, «за ленточкой»: очень многое зависит от командира. Многое, если не все. Игорь Юрьевич Кастюкевич, секретарь Херсонского отделения партии «Единой России», сейчас — сенатор РФ, человек, которому мы обязаны успешным выполнением задач и миссии в целом, был нашим руководителем и командиром. Выпускник военного училища, грамотный офицер, переживающий за личный состав. Нам в первый день объяснили, какими видами вооружения по нам будет работать неприятель, в деталях рассказали, что, как и когда надо делать в составе подразделения при выполнении задачи. И всегда наш командир был с нами. И обращение друг к другу не иначе как «братья» — это не киношные выдумки сценаристов, а правда той жизни.

Pny3a0n2ABI.jpg

Ничего еще не закончилось…

В разговоре с Денисом Моисеевым я немного поспешил всё с той же хронологией, предложив вернуться обратно из военного фильма в зрительный зал. Тем более что в нынешнем марте это так и произошло. Вот и поинтересовался, какие навыки, полученные после окончания гуманитарной миссии, ему пригодятся и что может стать практикой в наших реалиях.

— Ничего еще не кончилось. Мы видим, что происходит сейчас в Курской и Белгородской областях, видим, что происходит на линии боевого соприкосновения. Я буду рад обнять всех своих друзей после победы, но, честно скажем, пока рано, — говорит Моисеев. — Если говорить о практиках, то надо понимать, что навыки работы в условиях ведения боевых действий никогда не будут применяться в мирной жизни. По одной простой причине: там ты четко понимаешь угрозу жизни собственной, жизни своих товарищей, мирных жителей.

В разговоре мы не сразу смогли подобрать аналогии, точки возможного соприкосновения двух реалий. Там другое, очень быстрое времяизмерение, другое, обостренное понимание ценности человеческой жизни. Там нет такой роскоши, как неспешные беседы и рассуждения. На решение задачи не даются, а остаются считаные часы. Может, даже минуты. Одну историю, связанную с эвакуацией гражданского персонажа из Херсона, рассказал Денис, по возможности заретушировав детали (лишние подробности не нужны и сейчас). У них было крайне мало времени, чтобы собраться, спланировать операцию и вывезти человека. Промедление привело бы к тому, что спасать было бы некого. Да и некому. Вот так работает партийный спецназ. Такое определение Денису Моисееву, мне кажется, понравилось.

— Называйте нас как хотите, — улыбнулся он. — На открытии выставки трофейной техники я сказал, что «Единая Россия» имеет полное право открывать эту выставку. Мы пришли в новые регионы первыми, и мы были и остаемся с мирным населением все эти годы. Некоторые наши коллеги отправились и на военную службу. Сейчас там находится депутат Госдумы Олег Колесников, и его супруга Лена Рафиковна, двумя орденами Мужества награжден Олег Голиков. Наш земляк, бывший исполнительный секретарь Нязепетровского местного отделения «ЕР» Костя Сметанин уже третий год воюет. И это далеко не все ребята из «ЕР», кто сейчас там. Это к вопросу о партийном спецназе.

3SLM8L54miw.jpg

Делай как я

Вот уже пять месяцев как Денис Моисеев исполняет депутатские полномочия в региональном парламенте. Не хочется говорить банальности, но забыть командировку длиной в полтора года, гуманитарную миссию под обстрелами он не может. Точнее, не надо. Ведь там остались коллеги-партийцы, с которыми спасали жизни людей, помогали, решали проблемы… Вдохновленные его примером приходят за советом, объясняя, что тоже хотят поехать в новые регионы, более того, готовы идти добровольцами на СВО.

— Давайте лучше скажем, что не моим примером, а, скорее, пониманием ситуации в стране, — уточнил Денис Моисеев. — Пониманием, что сейчас такое время, когда ты реально можешь принести пользу. Недавно на эту тему общался с коллегой по парламенту. Я прямо спросил: а ты готов к тому, что обратно можешь не приехать? У тебя дети, жена, родители, я уже не говорю про налаженный быт, успешный бизнес. Если ты внутренне не готов к тому, что можешь погибнуть, то ехать не надо. Постарайся быть полезным стране чем-то другим.

Но не все коллеги и друзья сначала спрашивали совета Дениса, а потом уже что-то предпринимали. Некоторые его товарищи из регионального исполкома, не мудрствуя лукаво, просто взяли и рванули навестить друга.

— Когда они в первый раз ко мне приехали, то я их чуть сам не поубивал. Вот так, по-дружески, по-отцовски, — вспоминает он. — Конечно, я был рад увидеть друзей, но нагоняй получили именно за бесшабашность, которая в условиях боевых действий очень часто приводит к беде.

Тут же во время беседы Денис Александрович начал ликбез, что надо и что категорически запрещено там, где стреляют. «Разбираем первую ситуацию: едут по дороге две машины, в первую попадает ракета, там ваши друзья, ваши действия?» — «Как что? Понятно же, что побегу к подбитой машине спасать товарищей». — «Ответ неверный».

— Правильно — уезжать из сектора обстрела, — втолковывает Моисеев. — Если вы поспешите на помощь, то следующий снаряд или сдетонировавшие боеприпасы, взорванный бензобак накроет вас и ваших оставшихся в живых товарищей, количество жертв увеличится кратно.

Еще одно правило — не съезжать и не сходить с асфальтовых дорог. Все свои естественные потребности прямо здесь, на дороге. Желание укрыться за кустиками, учитывая активность диверсионно-разведывательных групп неприятеля, ковровое минирование, чревато летальным исходом. По этим же причинам есть правило движения по лужам, точнее, их обязательного объезда. Объезжают и обходят трупы животных, валяющиеся упаковки, коробки от сока… Это немногие правила сохранения жизни в особых условиях.

Эти и многие другие знания приходят. Одним из первых впечатлений от СВО для Дениса Моисеева стала первая поездка в Донецк, еще до участия в партийной миссии. Тогда пошли разговоры, что гуманитарка не доходит до адресатов, что ею торгуют на рынках в разрушенных городах и селах. И летом 2022 года руководитель регионального исполкома «Единой России» поехал вместе с фурой собранной помощи в подшефные территории.

— Одной из серьезнейших проблем на ту пору в Донецке было отсутствие воды, — вспоминает Денис. — Возвращаясь с задачи, попали под сильнейший ливень, просто стена воды, ехать было нельзя. Вдруг из подъезда выскакивает девушка лет двадцати и под водосточной трубой начинает мыть голову с шампунем, тут же смывает пену… У меня был просто шок, а местные парни даже не среагировали: так воды же в городе нет, как по-другому? А мы тут с вами про блокчейн, нанотехнологии, искусственный интеллект, нейросети рассуждаем. А там тоже 21-й век, но только девушка под дождем моет голову, потому что воды нет.

И это тоже атрибуты постоянных боевых действий. Как хвостовики неразорвавшихся мин, торчащие из асфальта, когда ты знаешь, что в 500-700 метрах от тебя засели в лесополосе оппоненты... Это, кстати, тоже из военного сленга. Так военные зачастую называют неприятеля.

photo_2024-10-14_09-03-05.jpg

Спасение Веры

«Чуйка» — еще одно слово из военного лексикона. То, что одновременно означает интуицию, везение и благосклонность судьбы. То, что не подлежит объяснению, но срабатывает.

Именно чуйка спасла во время президентских выборов экипаж Дениса Моисеева, который должен был в один из дней голосования ехать в Каховку.

— Утром на докладе у командира я заявляю, что, по моему мнению, сегодня туда не стоит ехать, лучше потом. Игорь Юрьевич меня спрашивает: почему? А я не знаю, говорю: чуйка, — вспоминает Моисеев. — И мы не едем. А чуть позже пришла информация, что то место, где должен был работать наш избирательный участок, было усыпано снарядами при обстреле. У меня за время командировки только раз сработала интуиция, сохранившая нам жизни.

Еще одна спасательная операция партийцев стала спасением не только для эвакуированной, но и для них самих. В той же Каховке, дело было зимой 23-го года, оставалась Вера Михайловна Плохая, врач местной больницы. Но после аварии женщине было очень тяжело ходить, каждый шаг доставлял боль. Инициатором ее вызволения стали коллеги — партийцы с Ямала. За Верой Михайловной приехал зять. Операция «Эвакуация» готовилась почти месяц с учетом того, что на ее проведение отводилась только ночь.

— Вечером мы должны были доставить зятя к бабушке, за ночь они собирали вещи, а ранним утром, по туману, мы готовы были ее вывезти, — рассказывает Денис Моисеев. — Из нюансов было то, что дом бабушки был в 4 км от позиции неприятеля и что для ее транспортировки нам была нужна карета скорой помощи. В нашем боевом «уазике» по разбитой дороге, а скорость не может быть меньше 120 км в час, мы бы ее не довезли. А ехать тише — не доехали бы все. В то время дроновая активность была уже максимальной. Дронов там в небе, как голубей в Челябинске. Любая активность отслеживалась, и начало обстрела или дроновой атаки было оперативным. Причем со всех сторон.

Для Веры Михайловны и партийного спецназа то утро буквально стало спасительным. Густой туман прикрыл от дронов, а летящая на максимальной скорости неотложка несла ее в мирную жизнь. Надо ли говорить, что через несколько минут район эвакуации был под минометным огнем вэсэушников. 

Когда дома ждут

Свою командировку на тот момент руководителю регионального исполкома «ЕР» в Челябинской области Моисееву нужно было согласовывать с секретарем регионального отделения партии, губернатором Челябинской области Алексеем Текслером. По словам депутата, губернатор неформально, по-мужски поддержал решение помочь коллегам в новых регионах.

— Сижу в аэропорту, жду свой самолет, на котором улечу в неизвестность, — рассказывает Денис Александрович. — Звонок. Губернатор. Алексей Леонидович поддержал мое решение, сказал, если понадобится что-то, сразу звонить, пожелал удачи и вернуться целым и невредимым. Так и было на протяжении всей командировки: губернатор сразу реагировал на любую просьбу. А я, когда на побывку приезжал, обязательно приходил и рассказывал, что и как мы там делаем.

И тут мой собеседник ненадолго замолкает. Такая «мхатовская» пауза.

— Знаете, я буду самым никчемным мужем и сыном, если не скажу о тех, кто ждал дома. Без них ничего бы не было. Я не знаю, как пережили мою командировку моя супруга и родители, — тихо говорит Моисеев. — Родная моя, спасибо тебе! Мам, пап, вы, наверное, что-то сделали правильно, когда сына воспитывали…

Поделиться

Вчера | 14:37
Челябинские эксперты проанализировали прямую линию Алексея Текслера

Главным событием этой недели в повестке губернатора Алексея Текслера стало его общение с южноуральцами. В этом году глава региона отвечал на вопросы жителей в прямом эфире три часа.

10.12.2024 | 15:39
Аргументы ЗАТО. Полпред и губернатор побывали в южноуральских атомградах

С рабочим визитом в регионе вновь побывал полпред президента в УрФО Артем Жога. На этот раз вместе с губернатором Алексеем Текслером он посетил Снежинск и Озерск. Центральным событием рабочего визита стало совещание по вопросам социально-экономического развития городов присутствия госкорпорации «Росатом».

25.10.2024 | 11:11
Правила бизнеса. По каким законам должна развиваться экономика

О налоговых преференциях и территориях опережающего развития, о социальной ответственности бизнеса, справедливых налогах и многом другом мы поговорили с Евгением Илле, депутатом Законодательного Собрания Челябинской области.

05.09.2024 | 11:32
Законы для жизни. Кадры работы областного парламента

В стенах областного Законодательного Собрания открылась новая фотовыставка в рамках проекта «В объективе — областной парламент».

Новости   
Спецпроекты