Правильный шаг. Как оценивает отставку министра образования Ливанова один из его самых последовательных критиков

29 Августа 2016
Правильный шаг. Как оценивает отставку министра образования Ливанова один из его самых последовательных критиков

Накануне начала нового учебного года в Рособразовании произошли знаковые соб­ытия: в отставку был отправлен министр образования Дмитрий Ливанов. О том, чего ждать учителям, ученикам и их родителям в новом учебном году, мы поговорили с первым заместителем комитета Госдумы по образованию Владимиром Бурматовым.

— Владимир Владимирович, вас называли главным оппонентом и критиком прежнего министра образования Дмитрия Ливанова, ему неоднократно доставалось за неэффективность и непрофессионализм его ведомства. Сейчас вы добились отставки Ливанова. Как считаете, скажется ли это позитивно на системе образования?
 
— На мой взгляд, это был правильный шаг. Министр действительно безусловно заслуживал этой отставки. Я действительно последовательно настаивал именно на этой мере, поскольку, на мой взгляд, по-другому остановить затеянное Минобром уничтожение вполне благополучных государственных вузов и их филиалов, массовое закрытие сельских школ, постоянные попытки коммерциализации образования, неспособность решить ключевые для системы образования проблемы, сделать бесплатными и доступными школьные учебники добиться было невозможно. Я выступал в Государственной думе с предложениями отправить Ливанова и рад, что моя позиция был услышана и поддержана. Я считаю эту отставку настоящим подарком всем работникам системы образования к началу нового учебного года. Хочу подчеркнуть, что моя позиция в отношении политики Ливанова сформировалась в результате многочисленных встреч с учителями, директорами школ, преподавателями вузов, студентами, работниками системы дошкольного и дополнительного образования. Требование об отставке Ливанова фактически носило всеобщий характер. Я не знаю ни одного человека, который бы поддерживал его и то, что он делал с нашим образованием. Поэтому, на мой взгляд, его отставка является нашей общей победой.
 
— Мы знаем, что помимо этого вам удалось добиться еще целого ряда позитивных изменений в системе образования и принять несколько важных законов в этой сфере.
 
— Да, мы вернули школам право выдавать золотые медали отличникам, сохранили льготы при поступлении в вузы для детей-сирот, отстояли наш Челябинский педагогический университет и не дали его закрыть, не позволили сократить количество бюджетных мест в вузах, как это планировало сделать министерство образования. Также мы способствовали принятию пакета законов, позволивших избежать роста платы за студенческие общежития, законов о нулевой ставке по налогу на прибыль для детских садов и возможность для регионов устанавливать максимальное пороговое значение стоимости платы за детский сад, закона о запрете на изменение перечня вступительных испытаний накануне экзаменов и многих других. Все эти инициативы звучали ранее от работников системы образования, и сегодня все они реализованы. Кроме того, мы добились и внесения разработки проекта закона о снижении бюрократической нагрузки на работников образования и исключения дублирующей отчетности. Сегодня этот законопроект внесен, и после его принятия он позволит существенно сократить уровень бюрократизиции и «бумаготворчества» в системе образования.
 
— Вы помогли сохранить Челябинский государственный педагогический университет. Сейчас он успешно продолжает работать. Стоила ли борьба за него тех усилий, которые были приложены?
 
— Мы не просто отстояли университет: его статус сегодня даже повышен, вузу расширили профиль подготовки. Это стало признанием уровня ЧГПУ и его потенциала. С учетом этого тем более странным являлось желание некоторых чиновников пустить педуниверситет под нож. Поэтому мы были однозначно правы в том, что отстояли наш педагогический вуз и чиновники не смогли его уничтожить. При этом большинство регионов не смогли сохранить свои самостоятельные педвузы и находятся на пороге очень серьезного кадрового кризиса в системе образования. Челябинской же области это не грозит. Конкурс в педе растет, в наши школы будут приходить молодые квалифицированные учителя. Я вообще против закрытия нормально работающих вузов, им надо помогать: принимать программы развития, накачивать федеральными деньгами, создавать новые возможности.
 
— Вы активно выступали за снижение бюрократической нагрузки в этой области. Удалось ли что‑то сделать в этой сфере?
 
— Мы дважды встречались с премьер-министром Дмитрием Медведевым по этому поводу, и он поддержал нас в этом вопросе, сейчас законопроект о снижении бюрократической нагрузки на работников образования и исключении дублирующей отчетности внесен в Государственную думу. Он подразумевает то, что и вышестоящие всевозможные проверяющие ведомства не смогут запрашивать повторно информацию, которая уже размещена, например, на сайте учреждения, а также ту информацию, которая уже запрашивалась ранее. Мы ждем принятия этого закона осенью текущего года, он позволит снизить уровень бюрократизации системы образования. Это актуальный вопрос: объем бессмысленной бумажной нагрузки, по моим оценкам, вырос за последние три года примерно в два раза. Количество дублирующих друг друга запросов от вышестоящих ведомств, которые приходят в школу ежедневно, исчисляется уже десятками. В итоге учителя вынуждены писать планы о том, как они вечером будут готовить отчеты, а потом составлять отчеты о том, как они утром писали планы. Это снижает эффективность работы учителей, поскольку не оставляет времени на подготовку к урокам, и бьет по престижу учительского труда, превращая педагога в бюрократа. Я, как один из инициаторов закона о снижении бюрократической нагрузки на работников образования и исключении дублирующей отчетности, могу сказать, что мы не зря последовательно отстаивали свою позицию, мы добились того, о чем просили работники системы образования.
 
— Что вы как первый зампред комитета Госдумы по образованию еще предлагаете в этой сфере?
 
— Во-первых, это наведение порядка в ситуации со школьными учебниками, для того чтобы родителям не приходилось покупать их за свои деньги. Во-вторых, это снижение количества проверок со стороны всевозможных надзорных ведомств в отношении школ, садов — в идеале до одной проверки, а также введение «проверочных каникул» для тех, кто работает без нарушений. В-третьих, это освобождение учителей от лишней нагрузки. В-четвертых, прекращение чехарды в изменении порядка сдачи единого государственного экзамена и введение моратория на подобные изменения. Также мы последовательно выступаем за повышение социальных гарантий для работников системы образования, сохранение филиалов государственных высших учебных заведений, прекращение «оптимизации» вузов и школ, ведущей к их сокращению и увольнению работников.
 
— На августовском форуме с участием премьер-министра Дмитрия Медведева вы тоже поднимали ряд вопросов, касающихся заработных плат работников системы образования.
 
— Да, по итогам форума было принято несколько важных решений. Заработные платы работникам системы образования будут подниматься в рамках исполнения майских указов президента. Также правительство согласилось обсудить введение более удобной системы расчета заработной платы для работников образования с учетом многочисленных просьб о возвращении гарантированной части зарплаты — фиксированного оклада. Мы договорились, что последнее слово здесь должно быть за самими работниками образования, а не за чиновниками. После наших обращений председатель правительства озвучил планы по повышению зарплат в системе дополнительного образования. Было принято решение о продолжении строительства новых современных школ с целью увеличения доступности образования и ликвидации вторых и третьих смен. На эти нужды в бюджете предусмотрены беспрецедентные финансовые средства. Также недавно был поднят вопрос необходимости обновления школьных автопарков, и недавно Дмитрий Медведев подписал распоряжение о закупке 1800 школьных автобусов в 2016 году. Кроме того, принято решение, что мы вернемся к реализации нацпроекта «Образование», который зарекомендовал себя как очень успешный.
 
— Что бы вы пожелали учителям и работникам системы образования накануне нового учебного года?
 
— Я хотел бы выразить огромную признательность за ту работу, которую делают все работники образования, за их нелегкий и ответственный труд. Учителям мы доверяем самое дорогое, что у нас есть, — будущее наших детей. Эта профессия всегда будет почетной и востребованной. Я желаю всем педагогам счастья, здоровья, гордости за успех учеников, а также удовлетворения — и материального, и морального — от своей работы.


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты