Регион вернулся к росту. Как выполняется Стратегия развития Челябинской области
Может быть, кто-то уже забыл, но мы живем по Стратегии-2020, принятие которой в 2007 году с корректировкой в марте 2014 года означало, что Челябинская область вполне официально, так сказать, в установленном законодательством порядке, обрела цели, приоритеты, направления развития до 2020 года и систему показателей, в которых все это отражается.
И еще. Анализ того, как реализуется Стратегия-2020, является важной отправной точкой разработки стратегии развития региона до 2035 года.
При рассуждениях о том, как идет работа, прежде всего необходимо соблюдать объективность в оценках.
Во-первых, надо объективно сравнить намеченные показатели с фактически достигнутыми и постараться понять, почему они совпадают или не совпадают.
Во-вторых, надо столь же объективно оценить, является выполнение намеченных показателей результатом квалифицированной работы правительства области или результатом везения и удачной экономической конъюнктуры. И наоборот, невыполнение тех или иных показателей — результат непростительных просчетов или ненадлежащих действий конкретных лиц или действие обстоятельств непреодолимой силы, предвидеть которые было трудно, ну что-то вроде нелетной погоды, из-за которой могут откладывать рейсы.
Прежде всего обращает на себя внимание, что сразу после принятия поправок к стратегии в экономике многое «пошло не так». Результатом этого стало расхождение намеченных и фактических макроэкономических показателей.
Валовой региональный продукт в 2015 году (данные за 2016 год отсутствуют) составил 1 170,3 млрд рублей, увеличившись на 33 % по сравнению с уровнем базисного 2013 года (882,3 млрд рублей).
Изменение макроэкономических показателей в нашей области (да и в других регионах) происходит мультипликативным образом: сокращение объемов продукции предприятий-лидеров, формирующих стратегический доход области, сокращает приток доходов в область.
У нас в области доходы населения примерно на 40 % представлены заработной платой, на 20 % — социальными пособиями и лишь на 12 % — доходы от предпринимательской деятельности и собственности. Поэтому потери предприятия — игрока мирового рынка оборачиваются сокращением выплат заработной платы и, соответственно, доходов всех, кто продает товары и оказывает услуги работникам предприятий-лидеров. В 2016 году среднемесячные денежные доходы на душу населения вместо спрогнозированного роста в размере 110,3-113,8 % снизились и составили 94,7 % к уровню предыдущего года. Реальные располагаемые денежные доходы снизились до 88 % при запланированном росте 105,1-108,5 %.
С невыполнением макроэкономических показателей связан и более низкий, чем предполагалось, рост производительности труда. В 2015 году производительность труда выросла на 0,3 % к предыдущему году вместо запланированных 2,5 и 3,7 %.
Одним из самых негативных факторов в реализации инвестиционных мероприятий стали ограничения на рынке кредитных ресурсов при одновременном росте цен на импортируемое оборудование. В 2015 году инвестиции в основной капитал составили 217,2 млрд рублей (ниже запланированных в стратегии показателей на 10,3 % по первому варианту и на 12,6 % по второму варианту), в 2016 году — 193,8 млрд рублей (ниже на 25,9 и 29 % по вариантам стратегии).
Обращает на себя внимание то, что показатели стратегии, находящиеся в ведении министерств областного правительства, практически полностью выполняются, несмотря на то что и на их деятельность оказывает негативное влияние ослабление курса рубля и бюджетные ограничения. Особенно впечатляют результаты работы социально-экономического блока правительства.
Например, обеспечено снижение общей смертности населения на 1,4 %. На 8,2 % снизилась смертность от болезней системы кровообращения. Младенческая смертность сократилась на 15,9 %.
По итогам 2016 года увеличилась доступность высокотехнологичной медицинской помощи, которая была оказана 25 923 пациентам, что на 18,8 % больше, чем в 2015 году.
Существенно увеличились объемы высокотехнологичной медицинской помощи по трансплантации (на 36 %), травматологии и ортопедии (на 33,3 %), онкологии (на 59,4 %), сердечно-сосудистой хирургии (на 28,2 %).
На четверть увеличилось количество учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь.
С октября 2016 года начал работу новый областной перинатальный центр, что позволяет завершить формирование трехуровневой системы оказания медицинской помощи матерям и детям в Челябинской области.
Таким образом, предприятия региона, взаимодействующие с мировой экономикой, пострадали от неблагоприятных изменений экономической конъюнктуры, что и повлияло на показатели их работы и, соответственно, на показатели выполнения стратегии.
Получаемые в настоящий момент статистические данные свидетельствуют, что экономика вернулась к росту и можно давать осторожные оценки, что в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Челябинской области на 2018-2020 годы ожидается рост в 2017 году валового регионального продукта на 0,3 %, индекса промышленного производства — на 0,5 %; реальной заработной платы — на 2,4 % по сравнением с уровнем 2016 года.
Этот рост будет носить восстановительный характер и затронет широкий спектр секторов промышленности региона.
Алексей Шумаков, кандидат экономических наук, профессор ЧелГУ
Поделиться