Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Очень трезвый Сабантуй

18.06.2013 Автор: Гайнуллин Марат Шавкатович
Очень трезвый Сабантуй

На Южном Урале с участием Конгресса татар Челябинской области прошло 12 Сабантуев. Впереди еще два — в Челябинске и Кунашаке.

Гости бузу пили, но не бузили

На Южном Урале с участием Конгресса татар Челябинской области прошло 12 Сабантуев. Впереди еще два — в Челябинске и Кунашаке.

Более 12 тысяч гостей собрал областной Сабантуй, прошедший в минувшую субботу в деревне Норкино Аргаяшского района.

 

Маленькая жизнь в юрте


На праздник окончания посевной съехались творческие коллективы из Челябинска и Златоуста, Миасса и Озерска, Сосновского, Нязепетровского, Чебаркульского районов. Немало гостей приехало из Татарстана и Башкортостана.


Внимание гостей приковали сразу несколько площадок: в одной части праздника проходил настоящий многочасовой музыкально-театрализованный марафон, в другой — конкурс юрт, в третьей — зрелищные игры и состязания, главными из которых, конечно же, стали состязания по национальной борьбе на поясах (куряш) и скачки.


Многочисленные разноцветные юрты, рассыпавшиеся по полянам на время, стали своеобразными театрами, где шли исторические спектакли о жизни татар и башкир — с бабушкиными сундуками и монистами, ткаными половичками и детскими люльками.

 

Статистика Сабантуя


Любой аксакал вам скажет, что на Сабантуях случается всякое — и курь­езное, и драматичное. Например, всадники падают с лошадей. Ну вот упал же на скачках недавно со своего коня  сам президент Туркмении. А уж какой, казалось бы, славный джигит! Вот и здесь, в Норкино, лошади не разбирают, кто сидит верхом — глава ли района или просто смелый наездник из ближайшего аула. У них свой Сабантуй и кипят свои страсти.


Прямо на старте столкнулись две разгоряченные лошади. В результате один из всадников упал. По предварительным данным: у наездника сотрясение мозга и, возможно, перелом ребер.
Всего за время Сабантуя потерялись и, слава Аллаху, нашлись 16 ребятишек.


Из 12 тысяч участников за весь Сабантуй было выявлено всего двое (!) пьяных, которые были выдворены полицией.

Гостей праздника кормили и поили в 150 торговых точках, было продано более 200 литров кваса.

 

Самые муслюмовские


Фольклорный ансамбль «Мөслим тугайлары» из села Муслюмово Азнакаевского района Татарстана покорил уральские сердца своими песнями, танцами и удивительной игрой на самых различных музыкальных инструментах. Именно в этом — одна из изюминок творчества этого уникального коллектива, все 20 членов которого играют на нескольких инструментах, а сам руководитель — на девяти народных инструментах: баян тальян, сорнай, курай, саз, мандолина, домра, кубыз, различные ударные. С таким набором они и гастролируют по стране уже почти 30 лет. Коллектив ансамбля — лауреат Всемирного музыкального фестиваля Хары Бюль-Бюль в Баку в 1990 году. Знают артистов в Казани и Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Набережных Челнах и Астрахани. Но вот что интересно! Именно благодаря гастролям они стали постепенно узнавать, что село Муслюмово есть не только в Татарстане, но и во многих других регионах страны. Поэтому и здесь, в Норкино, они не удивились, когда услышали от гостей Сабантуя:


— Так мы же с вами земляки! Мы тоже из Муслюмово. Правда, у нас свое южноуральское. Да и того уже почти нет на карте…

 

Кумыс? Якши!


Если свадьба не бывает без невесты, а тост не бывает без вина, то ни один Сабантуй не обходится без вкусной национальной кухни. Какие только запахи не доносились из татарских и башкирских юрт! Там варят плов, здесь — бешбармак и шашлыки, из другой юрты выносят кыстыбай и казылык, бялиш и кузикмяк. На десерт — каймак и чак-чак. И конечно рекой лился настоящий ядреный кумыс. Другим же милее казалась шипучая буза. Но каждый пивший и евший непременно восклицал: «Якши!»

 

Африканский рабаба в татарской юрте


Из юрты раздавался — совсем по-есенински! — плач тальянки. Ее тут же сменил армянский дудук, вслед за ним зазвучала башкирская думбыра. На звуки к юрте стекались и стар, и млад. А у входа стоял и хозяин юрты — «человек-оркестр» Кабир Ямилов, державший в руках настоящую тибетскую чашу — музыкальный инструмент тибетских монахов, который способен не только издавать звуки, подобные военным истребителям, но и звучать, подобно колоколам, успокаивая душу человека.


В его передвижном фонде  есть место и этнографии: десятки видов одежды народов Евразии. Но главное — богатейшая коллекция музыкальных инструментов многих народов мира, которые он собирает уже четверть века — более 400! Некоторым из них  более ста лет. В его оркестре есть и африканский рабаба, способный с помощью двух струн из конского волоса извлекать мелодии любви…


А вот и русский варган — языковой музыкальный инструмент, который соседи-башкиры называют кубызом, в Якутии — хомусом, в Китае — коусяном.

А недавно, рассказывает Кабир Абдуллович, в Башкирии археологи нашли кубыз, один в один напоминающий вьетнамский кубыз из его коллекции. Какая же все-таки маленькая эта наша планета…

фоторепортаж Вячеслава Шишкоедова из деревни Аминево Октябрьского района Челябинской области

В давние времена на башкирской домре играли сказители - почтенные сэсэны

 

У Сабантуя нет возраста, но есть мудрость и традиции

 

Ловкость и сноровка нужны не только будущим джигитам...

 

 

 

 

 


Новости   
Спецпроекты