Рынок украшенного оружия раскачивают кризис и кустари

27.08.2013 Автор: Подольская Елена Александровна
Рынок украшенного оружия раскачивают кризис и кустари

Этот рынок всегда отличался особенной камерностью. Мало того, что бренд «гравюра на стали» в силу исторических...

Этот рынок всегда отличался особенной камерностью. Мало того, что бренд «гравюра на стали» в силу исторических обстоятельств всецело принадлежит Златоусту, так еще и далеко не каждая мастерская способна зайти в эту локальную нишу и выжить в ней.

Сейчас в Златоусте около 50 фирм зарегистрированы как художественные мастерские, работающие в традиционной технике гравюры на стали. Все они изготавливают не только украшенное холодное оружие — кортики, шашки, сабли и прочие военно-сувенирные артефакты, но и наборы для охотников, разнообразную посуду, декор интерьера, церковную утварь, наборы для рабочих кабинетов высоких чиновников и другие дорогие подарки.

Для того, чтобы заявить о себе всему миру, златоустовцы три года назад с подачи областного руководства организовали Гильдию мастеров-оружейников. В ее составе — 11 предприятий. Единый бренд, к которому, кстати, присоединились и каслинские литейщики, придал мастерам вес на зарубежных рынках. Пару лет назад оружейники побывали с выставкой в США. И, как признается президент Гильдии Константин Наумов, еще раз убедились в том, что на Западе уральское узорчатое оружие не вызывает таких теплых чувств, какие испытывают к златоустовским клинкам народы Азии и Востока.

— Но в процессе изготовления заказа для азиатов нужно быть внимательными к символике. Никаких дубовых, осиновых листьев и прочих славянских знаков на рисунке. Ведь в каждой культуре свои «маяки», тем более если речь идет о религиозных канонах, — делится наблюдениями Константин Наумов. — Кроме того, нельзя туда просто приехать, открыть лавочку с изделиями и продавать их, как пирожки. Нет. На Востоке ценят личные знакомства, рекомендации и так далее.

Из ближайших к Южному Уралу азиатских соседей роскошь любят, прежде всего, казахи. Украшенное златоустовское оружие Республика Казахстан заказывает, к примеру, для своей национальной гвардии. Элитные клинки из города оружейников есть и в коллекции подарков, которые преподносят президенту Назарбаеву.

Однако не все златоустовские мастерские работают в ценовом сегменте «премиум». Этот рынок устроен так, чтобы на нем зарабатывали все, кто умеет. Если художественные мастерские заточены на дорогие вещицы — стоимостью от 20 тысяч рублей, то другие ремесленники концентрируются в иной нише — от 2 до 5 тысяч рублей за изделие. Кто-то вообще собирает «крошки», изготавливая мелочи, цена которых начинается от тысячи рублей. Но, как признается президент Гильдии, это вовсе не означает, что «воротилы» оружейного бизнеса снимают все сливки на дорогущих заказах.

— Иногда думают, что художественная мастерская, где заказывают подарки для государственных мужей, гребет деньги лопатой, но это не так, — говорит Наумов. — На некоторые заказы у мастеров уходит по полгода. Все это время мастерской нужно держаться на плаву. Я бы сказал так: содержать и развивать производство высокохудожественных изделий, выполненных в традиционной технике, с соблюдением всех канонов, может позволить себе далеко не каждый бизнесмен, а только тот, у кого есть дополнительные источники дохода. Этот рынок очень не устойчив. Он одним из первых реагирует на кризисные явления в экономике. Плюс его раскачивают так называемые «гаражники», которые занимаются кустарным производством ножей, сабель и прочего оружия.

Подпольные мастерские — это головная боль для каждой из той полсотни легальных златоустовских фирм. Гаражники демпингуют на рынке. Главным образов за счет трех вещей: в цену их изделий не вложены помимо всего прочего затраты на получение лицензии на работу с золотом, на изготовление и хранение холодного клинкового оружия и на очистные системы и утилизацию кислот из цеха гальваники. Рынок сбыта для кустарей — это либо обочины автотрасс, либо проторенные легальными производителями тропинки к ценителям златоустовской гравюры. В Гильдии сетуют, что сделанный на коленке клинковый ширпотреб уже порядком подмочил мастерам репутацию. И чтобы остановить угрожающий демпинг и спасти статус оружейного ремесла, Гильдия подключает к проблеме полицию, которая ловит кустарей, сливающих кислоты на землю и тем самым нарушающих экологическое законодательство.

 

 

 

 

 

Для белого и желтого цветов на узоре используют никель и золото. Раствор благородного металла, куда окунают детали, разводят из специального порошка «Аурум». В советские годы для этого расплавляли золотые слитки.

 

Мастера для златоустовского оружейного бизнеса — главный капитал. Именно художники вдыхают в изделия жизнь. Объем узору придают исключительно вручную — выдавливая бортики по краю рисунка.

 

 

Поделиться

Новости   
Спецпроекты