На рынке стеклотары главное попасть в нишу

09.09.2013 Автор: Подольская Елена Александровна
На рынке стеклотары главное попасть в нишу

Первая стеклянная банка для консервирования появилась в Европе в 19 веке. С тех пор технология изготовления прозрачной тары...

Первая стеклянная банка для консервирования появилась в Европе в 19 веке. С тех пор технология изготовления прозрачной тары почти не изменилась. Иными в этом производстве стал инструментарий — то есть оборудование, и сама конъюнктура рынка.

 

Банки вместо кинескопов

Современный российский рынок стеклотары сложился на обломках советской промышленности, которые в новое время подобрали рачительные хозяева. Всего 5-7 лет назад по стране прокатилась последняя волна банкротств стекольных заводов. И теперь рынок уже устоялся. Новые предприятия в этой нише почти не появляются. Разве что за исключением свежего завода бутылочной тары в Тюменской области, который построили с нуля, но в итоге вывели на запланированные объемы производства.

Сейчас основные производители стеклотары в России — это заводы, которые были лидерами еще в советское время. Около 40 % отечественного рынка занимает Камышинский стеклотарный завод в Волгограде, флагман советской стекольной промышленности. Доля поменьше принадлежит заводу «Экран» в Новосибирске. Раньше предприятие специализировалось на кинескопах, а потом за ненадобностью в быту электронно-лучевых приборов было перепрофилировано под производство стеклянных емкостей. До недавнего времени сибиряки выпускали только банки, теперь же они дополнили баночное производство цехом по изготовлению зеленого бутылочного стекла. Порядка 14 % российского рынка упаковочного стекла занимает стеклотарный завод в городе Коркино Челябинской области. Фишка этого предприятия в том, что свою свою жизнь (с 1943 года) оно работает на стеклобое, переплавляя битое стекло в сырье для новых изделий. Стеклобой для банок коркинцы собирают во всей России. В сутки завод перерабатывает около 3 тысяч тонн осколков.

 

Залезут в бутылку

Рынок сбыта для южноуральских стекольных промышленников, по их расчетам, складывается в радиусе примерно 1200 километров от Челябинска. Из зарубежных покупателей — пока только Казахстан. На Дальнее зарубежье нужно выходить с более высоким качеством стекла, чего невозможно добиться, работая исключительно на вторсырье. Вместо осколков нужно использовать шихту — смесь специального стекольного песка и различных добавок. Производство на основе шихты немного дороже чистой переработки битого стекла, но это неизбежные инвестиции для завода, который намерен остаться на рынке.

— Глобальные игроки рынка консервации, к примеру, владельцы брендов «Дядя Ваня», «Бондюэль» и так далее, выставляют весьма жесткие требования к качеству тары, — комментирует Константин Толкачев, директор холдинга, в который входит и Коркинский стеклотарный завод.— Но если учесть, что пищевые предприятия — это порядка 90 процентов наших потребителей, и только 10 процентов — это банки для домашних заготовок, где прозрачность стекла почти не важна, то рано или поздно придется соответствовать этим требованиям.

Качественный продукт стеклотарных заводов — это также и их пропуск в «бутылочную» нишу. Сейчас на Южном Урале вся бутылка привозная. В скором времени ее производство запустят и в Коркино. Конкурировать с бутылочным «импортом» из других регионов коркинцы надеются, прежде всего, за счет более выгодного транспортного плеча.

— Рынок стеклотары сейчас выстраивается так, что предприятиям нет необходимости гнаться за объемами. Главное — правильно вписаться в нишу, — продолжает Константин Толкачев. — Именно поэтому многие стекольные заводы сейчас переживают реконструкцию, но связанную не столько с увеличением объемов производства, сколько с обновлением самого оборудования.

Более 200 миллионов рублей, которые вложены в новые производственные линии на Коркинском стеклотарном заводе, его владельцы рассчитывают «отбить» за 3 года. Однако окупаемость инвестиций и прибыль будет сильно зависеть от тарифной политики поставщиков газа и электроэнергии. Изготовление стеклотары считается более чем энергоемким производством.

фоторепортаж Вячеслава ШИШКОЕДОВА

 

Комментарий

 Константин Толкачев, владелец стеклотарного производства в Коркино:

— После падения метеорита мы ощутили приток стеклобоя, поступающего именно из Челябинска. Но сказать, что увеличение было существенным, я не могу. Скорее всего, много битого стекла просто выбросили на городскую свалку. У нас нет культуры раздельного сбора мусора. Люди отвыкли от советских времен, когда было принято разделять бытовые отходы. И наш завод с удовольствием поддержал бы программу раздельного сбора мусора в регионе. Мы готовы сотрудничать с властью, ГорЭкоцентром по внедрению программ сортировки бытовых отходов. Это выгодно для нас как для переработчиков стекла.

 

 

 

Чем меньше банка — тем менее выгодно ее производить. И это несмотря на то, что рынок консервации заточен именно под маленькую, не больше полулитровой, баночку. А значит, на нее высок спрос и соответственно цена. Разгадка в том, что почти не нужная на рынке трехлитровая банка стоит как востребованная полулитровая. Причина тому — некоторый дефицит тары большого объема. Трехлитровки сложнее в производстве, и не все заводы берутся за них.

 

Температура в печи, где плавится стекло, достигает 1500 градусов по Цельсию. В цехе очень жарко. До реконструкции, говорят, здесь было еще то пекло! Раскаленный воздух от печей дополнял едкий дым от сгоравшего машинного масла.

 Капли раскаленной стекломассы превращают в заготовки, из которых потом выдуваются банки. Затем банки остывают в печи отжига и проходят контроль ОТК.

 

Печь для приготовления стекломассы должна беспрерывно работать в течение 5 лет. А вот форму, которая вышла из строя, можно поменять, не останавливая весь агрегат. Эта маневренность в обслуживании и ремонте отличает современное оборудование от советского.


Новости   
Спецпроекты