Как работают челябинские фьюзинг-мастерские

07.10.2013 Автор: Подольская Елена Александровна
Как работают челябинские фьюзинг-мастерские

Фьюзинг-мастерские, в которых делают художественные вещицы и декор для интерьера из запеченного стекла, появились в Челябинске относительно недавно.

 

 

 

 

 

 

Фьюзинг-мастерские, в которых делают художественные вещицы и декор для интерьера из запеченного стекла, появились в Челябинске относительно недавно. В этом бизнесе основные прибыли с рынка снимают предприниматели, работающие по договорам с фабриками дверей и поставщиками предметов для внутреннего убранства помещений. Небольшие авторские мастерские выживают редкими заказами.

Мастерская, где мы побывали, относится ко второй категории и заточена на изготовление эксклюзивных поделок. По нашим впечатлениям, студия оказалась такой, какой, наверное, и должна быть небольшая семейная мастерская, от которой не ждут больших прибылей.

 

Тарелки отдельно

Челябинка Ольга Третьякова, дизайнер по профессии, организовала студию «ФьюГранд» в 2007 году. К делу она сразу же подключила младшую сестру Ирину, которая взялась за разработку дизайна изделий, оставив старшей родственнице финансовые и хозяйственные вопросы. В то время южноуральский рынок фьюзинга был практически пустым. На нем «хозяйничали» от силы 2--3 предпринимателя. Через несколько лет игроков прибавилось. Сегодня на стекольном рынке мегаполиса живут не меньше 10 производителей.

Но вряд ли они конкурируют между собой. Так сложилось, что почти у каждой мастерской свои задачи и своя клиентура. К примеру, художники из села Долгодеревенское Виктор Козейчик и Александр Ураков нашли вдохновение и заработки в изготовлении декоративных тарелок из цветного стекла. Студия «Вцвет» в областном центре радует покупателя еще и стеклянными украшениями. А мастерская «ФритАрт» специализируется на мозаике и витражах. На витражном стекле построил свое дело и художник Сергей Морозов из Челябинска. Он работает в технике «Тиффани», одной из самых распространенных сейчас витражной технике для крупных предметов интерьера.

Витражи в студии Ольги Третьяковой — редкий заказ. Обычно здесь выпекают стеклянные рамки для часов, елочные игрушки, корпоративные сувениры и украшают стеклянные бутылки, предварительно сплющив их в разогретой до 800 градусов печи. Но, как признается Ольга, даже не конкурируя напрямую в изделиях, мастерские сильно зависят друг от друга.

— В последнее время некоторые студии периодически демпингуют, ломая рынок, — говорит она. — В итоге все предприниматели переходят на небольшие прибыли, арендная плата и налоги при этом, конечно, не снижаются. Все это приводит к тому, что мастерские разоряются либо уходят в другие ниши, оставляя стекло как вспомогательное производство: есть заказ — сделаем, нет — ну и не надо.

 

Умные печи

Вся мастерская Ольги Третьяковой умещается в небольшой вытянутой, как трамвай, комнате. Вдоль стен — стеллажи с коробками, в которых цветное стекло разложено по форме и размерам кусочков. Стеклышки, похожие на школьные линейки, мелкие обрезки с острыми углами, синяя, желтая, красная стеклянная крошка, рассыпанная по разным лоткам — весь этот материал, оставшийся от резки основных элементов для панно, бережно собирается и используется в других изделиях. Кстати, в отличие от чисто витражных мастерских, где хрупкая обрезь выбрасывается.

Фьюзинговое стекло Ольга закупает в областном центре. Так выгоднее при небольших разовых заказах. Заявка формируется после того, как будет готов эскиз изделия, и станет известно, какие цвета нужны мастеру. Материал довольно дорогой — от 1300 до 9 000 за квадратный метр. Если учесть, что многоцветные витражи и панно требуют до 10 листов разных цветов, то становится ясно: в работу нужно пускать каждый оставшийся кусочек. Местные мастера стараются закупать стекло от производителей из США и Италии, хотя на рынке представлены и более дешевые российские аналоги, к примеру, продукт Брянского стекольного завода. Китайское стекло считается некачественным.

Главный инструмент для фьюзинга — это печь. В мастерской, где мы были, стоят две небольшие печки, по форме напоминающие офисные принтеры. И даже крышка открывается в них так же, как в копировальной машине. Печки немецкие. Цена их на российском рынке колеблется от 70 до 500 тысяч рублей, в зависимости от размеров. Но, по словам Ольги, оборудование в стекольном ремесле — не то, на чем экономят. Тем более, что сами печи помогают предпринимателю минимизировать другие статьи расходов. В отличие от агрегатов отечественного производства, немецкие печи компактны и работают от 220 Вт, и поэтому для них не нужно арендовать производственное помещение площадью 30--40 квадратов.

— Наши российские печи питаются от 380 Вт. Во-первых, это большие расходы на электроэнергию, а во-вторых, их не разместишь в офисной комнате размерами 10 квадратных метров, как это сделали мы, — продолжает Ольга. — Эти печи частично мы приобрели на грант, который получили по программе поддержки бизнеса. Конкурс проводился в 2008 году для предпринимателей в сфере народно-прикладного творчества. Каких то других льгот или субсидий у нас не было и пока нет.

 

Находят нас сами

Что касается сбыта, то в стекольном бизнесе мастерским-«малышам» найти покупателя сложнее, чем цехам, работающим на потоке, по договорам с теми же мебельщиками или магазинами предметов интерьера.

— Нас находят обычно сами, через Интернет, — рассказывает Ольга. — Сначала мы ходили на выставки, но потом поняли, что от них никакой отдачи. Помогает и сарафанное радио. А вообще, в нашей стране авторские вещицы ручной работы не очень то ценят. Хотя, к примеру, в Екатеринбурге такие изделия покупают охотнее, чем в Челябинске. Но свердловчане еще с купеческих времен привыкли украшать свои дома, не жалея на это денег. Пермь неплохо сейчас раскручивается. Надеюсь, что в скором времени ценителей фьюзинга прибавится и на Южном Урале.

 

фоторепортаж Вячеслава ШИШКОЕДОВА

 

Сначала из стекла вырезаются детали будущего изделия. Потом мастер их обтачивает, складывает в рисунок и отправляет в печку. При температуре 800 градусов по Цельсию стекло спекается. Процесс запекания длится примерно сутки.

 

 

Название техники фьюзинг происходит от английского слова Fuse — «спекание, плавка». Кусочки стекла, сложенные в рисунок, под воздействием высокой температуры плавятся, прилипая друг к другу.

 

 

 

 

Рамка для часов, изготовленная в технике фьюзинга, стоит около 1200 рублей. Многие потенциальные покупатели предпочитают купить похожую за 300 рублей на уличном рынке. За границей такие изделия ценят больше. Недавно «ФьюГранд» выполнял заказ из Германии: портрет влюбленной пары, который стал подарком на их свадьбу.

 

 

Поделиться

Новости   
Спецпроекты