Рекламщикам Челябинской области не хватает творческой жилки. Фоторепортаж Вячеслава Шишкоедова

21.01.2014 Автор: Копылова Эльвира Евгеньевна
Рекламщикам Челябинской области не хватает творческой жилки. Фоторепортаж Вячеслава Шишкоедова

Небольшая комнатка в здании, предназначенном под производственные площади, один станок и один человек. Он же директор, он же дизайнер, он же — и менеджер, и снабженец, и наладчик, и рабочий. В этом бизнесе так можно.

Небольшая комнатка в здании, предназначенном под производственные площади, один станок и один человек. Он же директор, он же дизайнер, он же — и менеджер, и снабженец, и наладчик, и рабочий. В этом бизнесе так можно.

Это рынок маркировки и гравировки. Его возможности, благодаря развитию техники и дизайнерской мысли, сейчас в десятки раз больше, чем даже несколько лет назад.

— На этом станке можно изготовить практически все, начиная от бейджей, жетонов и бирок, — показывает нам лазерный станок тайваньской фирмы Кирилл Мурзин, руководитель ООО «Гравико».

Это вполне компактная установка стоимостью в районе 450 тысяч рублей (китайский аналог — 18 тысяч). С ее помощью можно гравировать любой пластик, дерево или бумагу. Единственное, машина не переносит изображение только на сталь, если она не покрыта краской. Заказ от 100 штук здесь — это очень сладкий кусочек, а ниш, свободных и полупустующих, множество.

Энергетика и психология

Гравировали на этом станке ежедневники к Новому году — вырезали на кожзаме лошадь и делали «лошадиные» магниты на холодильник. Расходились, говорит собеседник, как горячие пирожки: «только успевал клепать, хотя попробовал чисто для себя и думал, что раздарю друзьям и знакомым». Конечной продукцией могут быть и пластиковые вип-визитки, и таблички Reserved для ресторанов, и ежедневники с логотипом фирмы, и даже могильные плиты.

— Станок может гравировать камень. Те же похоронные бюро, которые делают памятники, могут заказать перенос фотографии на плиту. Да хоть бананы гравируй! Сувенирка, реклама, промышленное производство… — перечисляет заинтересованные сферы Кирилл. — На самом деле, все, что ты можешь создать в своем воображении, ты можешь и нанести на материал. Техник масса. Делаешь макет на компьютере, потом отправляешь как на принтер, и машина сама чертит. Любой рисунок любой сложности.

Маркируются здесь даже клапанные блоки для энергоисточников, которые разработали в одной из инновационных компаний Челябинска. По размеру вырезаются небольшие круги из пластика, которые с нанесенной надписью (с куска пластика снимается определенная толщина верхнего слоя) приклеиваются на сам блок. Точность до 1/100 миллиметра. Это значит, что можно выгравировать даже самый мелкий текст — меньше миллиметра высотой.

— А это панель для устройства, — показывает Кирилл. — Старые затираются, и их приходится менять. Кто то изготовляет таблички из алюминия при помощи фрезера (по принципу «выбивания» иглой) — они более долговечные, но они не смотрятся. А здесь можно подобрать любой оттенок пластика и поставить, по крайней мере, для продажи, для придания товарного вида.

Можно изготовлять наградные плакетки — там идет деревянная подложка, а сверху — подклейка из пластика: любые формы, любые логотипы.

— У станка также есть возможность резки, — продолжает собеседник. — Под Новый год оформляли бутылки шампанского. Резали золотую пленку, полностью снимали с бутылки этикетку и наклеивали новую — с логотипом и поздравительной текстовкой. Пластики есть тончайшие — буквально 0,1 миллиметра. Такой пластик можно гравировать и приклеивать. Гарантийные наклейки из этого материала можно делать. Товар с такими наклейками смотрится солидно и дорого. Правда, и стоит такое удовольствие тоже недешево.

Есть перспектива даже украшать автомобили. А вырезанным изображением из пленки можно еще и оформить ноутбук. Резал станок также бабочек для дизайнеров: они пользовались ими как трафаретами, оформляя стены.

Из акрилового стекла сейчас тоже можно сделать много чего интересного и полезного. Например, дизайнерские настенные часы или зеркальные элементы для детских развивающих ковриков.

— Это достаточно дорогой материал, но он того стоит, — убеждает Кирилл. — Он легкий, не разобьется и не порежет пальцы. Приходят заказы от психологических центов: для развития детей заказывают раскрой материала. Они делают что то типа пазлов различной сложности из картинки на плотном материале. Например, голова лошади, которую нужно собрать из квадратов и треугольников.

Вкусовщины хватает

Сейчас, если понаблюдать, все чаще гравируются даже мебельные фасады. Если раньше, как рассказал Кирилл, резали шпон, выбивали на нем рисунок, а затем наклеивали его, то сейчас можно делать гравировку самой поверхности. Самое главное, чтобы рисунок не превышал размеров 74x46. Таковы максимальные возможности рабочего поля (по крайней мере, у самого распространенного типа станков). Однако и фантазия у тружеников сферы дизайна и рекламы тоже, как оказалось, ограничена.

— Бывает, клиент крупный, «лакомый», а запросы настолько тривиальны — без идеи, без фантазии… — пожимает плечами Кирилл Мурзин. — Если заказчик простит что то разработать, делаешь несколько макетов, и один среди них — самый простой. Так его в 90 процентах случаев и выбирают. Относительно того же Екатеринбурга у нас как то тяжко с рекламой и дизайном. Та же гравировка на ручке. Когда говоришь, что лучше пускай будет качественная дорогая ручка и маленький логотип, все равно принесут дешевые китайские и закажут громоздкую надпись во всю ее длину.

Заказывали даже деревянные лопаты на подарки. Многие стараются подобрать определенную плотность и фактуру — приносили как то раз даже разодранные сиденья от автобуса — нам, мол, надо что то подобное по мягкости… В Екатеринбурге вкусовые предпочтения несколько тоньше, а идеи гораздо интереснее, считает основатель фирмы «Гравико»: «видимо, у них все с Москвы тянется». Кстати, в основном, самые трендовые фишки «тащат» с Украины. Часы на заказ с логотипами — оттуда, гравировка зеркал — тоже.

В Челябинске почему то не торопятся развивать эти направления — или себестоимость очень высокая, или дерут деньги за то, что новинка и эксклюзив. Неясно. Но при желании выгодно встроиться в нишу и делать это за разумные деньги — это несложно. Но есть другая беда. Дизайнерские тренды по подбору материалов и фактур меняются так быстро, что производство порой не поспевает за новым «надо» и очередным «хочу».

— Заводы-изготовители материалов закрываются, и, набрав заказы, можно сильно подвести клиента. Был случай: скупил всю бархатную бумагу, которая была на складе, а потом пришлось извиняться перед клиентом. Завод а Америке закрыли, а аналогов этой бумаги нет. Просто нет. Я перерыл весь Интернет, не говоря уже про Челябинск…

«А больше и не надо»

И все же, поделился Кирилл, сейчас самая большая беда для бизнеса, пользующегося услугами рынка маркировки и гравировки, — это неясность, в каком качестве ты получишь свою продукцию. Почти никто не дает гарантий. Часто китайский станок работает в арендованном гараже. Таким народным умельцам звонят: мол, что можете? Отвечают: все можем. Это как строители из ближнего зарубежья: «и яма копать, и вагон разгружать, и плитка клеить»… Хотя, не говоря уже о нормальной лазерной или фрезерной машине, в этом бизнесе, по большому счету, нечего делать даже без дизайнерского образования.

— Ты должен быть и дизайнером, и производственником — чтобы понимать процесс от и до, — уверен Кирилл Мурзин. — Часто приносят товары из Китая с не бог весть каким покрытием. Часть картинки может не перенестись, и товар будет испорчен. За это придется платить, и зачем это надо?…Одного человека на это производство в принципе достаточно: нет такого наплыва заказов, чтобы нужен был еще один человек. Можно докупить машину другого типа — фрезерный станок или 3D- принтер: технологии пока развиваются. А спрос в Челябинске на такие принтеры очень мал, несмотря на то, что мы — миллионник. Нишу надо, с одной стороны, вырывать, с другой — обязательно понадобится человек, знающий 3D-моделирование, а это уже допзатраты. Рынок развивается, но очень и очень медленно. Каждый год — все новые технологии. Но все новое стоит дорого. Предположим, тот же сканер для «иглоударки», считывающий штрихкоды, стоит 200 тысяч рублей. Один сканер! В Челябинске не кинутся его покупать, я вас уверяю…

За помощь в организации съемки благодарим ООО «Гравико».

Фоторепортаж Вячеслава Шишкоедова

 

 

 

 

 

Возможности техники порой ограничиваются лишь фантазией заказчиков

Поделиться

Новости   
Спецпроекты