На рынке спецсигналов для транспорта существуют свои модные тренды. Фоторепортаж Вячеслава Шишкоедова

27.01.2014 Автор: Подольская Елена Александровна
На рынке спецсигналов для транспорта существуют свои модные тренды. Фоторепортаж Вячеслава Шишкоедова

Производителей сигнального оборудования на автомобили — проблесковых маячков, световых панелей с сиренами, так называемых «крякалок», громкоговорителей, фар-вспышек — в России можно пересчитать по пальцам.

Производителей сигнального оборудования на автомобили — проблесковых маячков, световых панелей с сиренами, так называемых «крякалок», громкоговорителей, фар-вспышек — в России можно пересчитать по пальцам. Рынок этот закрытый и почти полностью живет на госзаказе. Но несмотря на традиционность и стабильность спроса, побеждает в этом сегменте тот, кто производит инновационный продукт и в определенном смысле гонится за модой.

Как устроено производство сигналов для спецавтотранспорта, увидел наш фотокорреспондент Вячеслав Шишкоедов на профильном предприятии в Копейске. Подобных предприятий, где занимаются и звуком, и светом, в стране единицы. Это производители в Новосибирске, Саратове, под Санкт-Петербургом и в Подмосковье.

Своя доля больше

В СССР сигнальное оборудование на спецтранспорт выпускали два радиозавода — в Днепропетровске и Муроме. Сейчас такие маячки можно увидеть только в старых советских фильмах: желтая милицейская «жучка» с двумя «синими ведерками» и рупором на крыше. Современные спецсигналы для автомобилей силовых ведомств, дорожно-коммунальных служб, охранных структур выглядят, конечно, иначе. А их производителям теперь приходится делить сбыт не только между собой, но и с зарубежными игроками.

— Когда в 1991 году мы начинали бизнес в Челябинске, то ориентировались на опыт английских и американских компаний, которые к тому времени помногу лет существовали на рынке и продавали свою продукцию по всему миру, — рассказывает директор предприятия в Копейске Сергей Вороной. — Импорт и сегодня имеет свою долю на российском рынке. Особенно это заметно по Москве и Санкт-Петербургу, где, по моим субъективным оценкам, зарубежные производители закрывают около 15 процентов рынка. Зато в регионах импорта очень мало — не более 5 процентов.

В последнее время на рынок пробиваются китайцы, замечает наш собеседник. Все чаще привозят на выставки свое оборудование, пытаются здесь найти тех, кто помог бы им с реализацией. В качестве главного оружия азиаты по обыкновению используют низкую цену. Правда, по качеству продукт из Поднебесной пока сильно уступает российскому и европейскому.

— Дешевая китайская или тайваньская продукция представляет интерес, как правило, для частного бизнеса, а именно — для производителей спецтехники, которые сконцентрированы вокруг крупных автомобильных заводов, — отмечает Сергей Вороной. — Есть уже примеры, когда им поставляли турецкие, китайские сигнальные установки, а потом возникали вопросы с сервисным обслуживанием и ремонтом. Конечно, всегда найдется частник, которого можно нанять для ремонта здесь и сейчас. Но для предприятия это, мягко говоря, не выгодно. Особенно в гарантийный период эксплуатации.

В бюджетной зависимости

«Привычка» смотреть сначала на качество, а потом на цену отличает покупателей в системе госзаказа от коммерческих структур. Бюджетный заказ на транспортные спецсигналы формируют, главным образом, все силовые ведомства — МЧС, МВД, дорожная полиция, Минобороны. Также сигнальное оборудование закупают для машин «скорой помощи», коммунальных, аварийных и дорожных служб.

— Плюс работы на госзаказе в том, что он есть, — рассуждает директор промышленной компании. — Ежегодно проводятся аукционы, в которых заказчиками выступают федеральные либо окружные подразделения специальных служб. Сами субъекты тоже могут выставлять лоты на поставку сигналов, но здесь все зависит от того, как сформирована годовая казна региона.

Однако в системе госзаказа есть и обратная сторона медали. Спецсигналы — это не тот товар, который если не купили в одном месте, то можно предложить в другом. Этот рынок настолько узкий, что каждый из игроков может «пролететь» на нем в любой момент. Как только окажется вторым номером после конкурентов. Так что неудивительно, что производители делают все возможное, чтобы из года в год выигрывать тендеры. В том числе за счет новых конструкторских решений в устройствах.

Кто тоньше?

Эпохальной инновацией на рынке спецсигналов эксперты называют переход производителей света на технологию светодиодов. Это совершенно новый источник света, который позволил сократить до минимума высоту световой сигнальной панели, размещающейся на крыше автомобиля. Чем тоньше балка — тем она интереснее покупателю. Таков сегодня рыночный заказ. Производители склонны думать, что спрос на плоские устройства навеян больше модными трендами, чем функциональным подходом. Хотя если попытаться объяснить лирику физикой, то на практике тонкая балка легче, не нарушает обтекаемой формы современного автомобиля, а значит, не влияет на скорость движения. У дорожных полицейских даже сложился некий стереотип, что плоское устройство на крыше авто снижает расход топлива.

— Любой специалист, который разбирается в аэродинамике, скажет, что это не так, — возражает Сергей Вороной. — На расход топлива влияют иные факторы. Скорее, ставить плоские балки на автомобиль — это модно. На рынке даже идет гонка вооружений — кто сконструирует устройство тоньше? Однако в любой модели сигнального оборудования разработчику важно угадать с пропорциями ширины, длины и высоты, чтобы все смотрелось в гармонии.

Редакция благодарит промышленную компанию «Элина» за помощь в подготовке фоторепортажа

 

Провода в конструкции — важный элемент. Они обеспечивают в ней все коммуникации. Поэтому провода должны быть с хорошим сечением и из качественных материалов, чтобы выдерживать российские морозы и не гореть от перенапряжения

 

 

 

 

Готовые устройства обязательно тестируются. Во время так называемого прогона установку апробируют на всех режимах. Если отдельные элементы конструкции, такие, как плафоны, испытываются с помощью оборудования, то исправность уже собранных изделий специалисты оценивают исключительно на глаз

 

 Ручного труда в производстве спецсигналов — максимум. Только самые простые операции, к примеру, нарезка и зачистка проводов, выполняются автоматически

Поделиться

Новости   
Спецпроекты