Насыщенность рынка питьевой воды в Челябинске оценивается в 90 процентов. Фоторепортаж Вячеслава Шишкоедова

28.04.2014 Автор: Подольская Елена Александровна
Насыщенность рынка питьевой воды в Челябинске оценивается в 90 процентов. Фоторепортаж Вячеслава Шишкоедова

Производство питьевой воды называют чуть ли не самым прибыльным из легальных бизнесов. Если и есть в этом доля истины, то только с одной оговоркой — сверхдоходы дает водопроводная вода, разлитая в тару из-под крана.

Производство питьевой воды называют чуть ли не самым прибыльным из легальных бизнесов. Если и есть в этом доля истины, то только с одной оговоркой — сверхдоходы дает водопроводная вода, разлитая в тару из-под крана. Розлив же скважинного ресурса, который укладывается во все нормы пищевого производства, обладает куда менее привлекательной рентабельностью — на уровне 15 процентов.

Тонкости водно-разливочного процесса на одном из челябинских предприятий по выпуску питьевой воды запечатлел наш фотокорреспондент Вячеслав Шишкоедов.

Ни вкуса, ни запаха

— Подошва на обуви, надеюсь, не кожаная? А то здесь кислота, — наш провожатый, владелец «водного» предприятия  притормаживает перед дверью в ожидании утвердительного ответа. По всем правилам, обувь на пороге перед цехом нужно просанировать. Вода — это ведь такое же пищевое производство, как, скажем, пекарня или пельменная. Белые халаты мы надели еще при входе в здание.

Бывшая геологическая станция в селе Долгодеревенском была переоборудована под водное производство несколько лет назад. Большую часть пространства в строении съедает хранение тары. Сама система очистки воды умещается в небольшом по производственным меркам помещении.

— Первый фильтр — механический. Уголь, преочистка, еще преочистка, компенсационная емкость, система обратного осмоса, — так в нескольких словах Дмитрий Гартман описывает всю схему очистки воды.

Стартовый фильтр, который проходит водный поток, установлен еще на скважине. Следующие — уже в цехе. В помощь к привычным механическим «ситам» и ультрафиолету в систему очистки вмонтирована капсула, которая, по утверждению Гартмана, меняет энергетические свойства воды.

— Но вы главное к той «штуке» не подходите, — переживает Дмитрий. — Мы ее очень долго рассчитывали, перед тем как завод запускать.

«Штукой» он называет оборудование, которое отслеживает химический состав воды перед тем, как ее разольют в бутыли. Это «сердце» системы водоподготовки. От того, как подобраны мембраны и настроены датчики, зависит содержание в питьевой воде тех или иных микроэлементов. Считается, что идеальная вода должна быть как в рекламе — ни вкуса, ни цвета, ни запаха.

Этого можно добиться, зная состав воды в источнике. Под Челябинском, как рассказывает Дмитрий, вода двух категорий. К примеру, со стороны Коркино и Копейска вода иловая, известковая, ну и «звенит» она, как он говорит, чуть побольше, чем та, которая добывается в северной части пригорода.

Рентабельность европейская

По словам Дмитрия Гартмана, не вся вода одинакова, но качество воды в бутылях мало волнует потребителя. Для покупателя главное и, пожалуй, даже единственное, что он ищет на водном рынке, — это низкая цена.

— Конкурировать производитель воды может только с помощью правильно выстроенного маркетинга, — объясняет предприниматель. — Какими нибудь акциями, рекламными кампаниями и бонусами. Можно, к примеру, придумать историю, что в месте розлива воды раньше находился родник, попив из которого оживали подстреленные олени или излечивались тяжело больные странники. По опыту скажу, что все эти истории не более чем маркетинговые уловки. Но, думаю, и они работают.

Еще один миф, по словам эксперта, — это сверхприбыльность водного бизнеса.

— Если мы воду добываем из недр и платим все налоги, соблюдая природоохранное законодательство — а вода по экологическим нормам приравнена к добыче нефти и газа, то ее себестоимость получается немаленькой. Если брать продукт из водопроводной сети, как это делают некоторые недобросовестные производители, либо не проходить госрегистрацию, то себестоимость, конечно, гораздо ниже.

Рентабельность в этом бизнесе, по его словам, вполне себе европейская — не более 10-15 процентов. Так что честный производитель может наращивать прибыли только за счет объемов. По другому никак.

— Появляются сейчас фирмы-однодневки, которые демпингуют на рынке, но при этом портят репутацию производителям воды, — обрисовывает ситуацию эксперт. — Выдают в продажу некачественную воду, запускают на рынок дешевую и плохо промытую тару, которая попадает потом к нормальным производителям, поскольку на этом рынке используется «трофейная» тара.

По оценкам Дмитрия Гартмана, челябинский рынок питьевой воды забит практически полностью. Насыщенность рынка эксперт оценивает в 90 процентов. Сейчас наиболее крупные производители — это компании, выпускающие продукт под марками «Люкс вода», «Бежин луг», «Кристальная», «Власов ключ», «Аркаим».

— Тем не менее, к нам заходят новые игроки. К примеру, недавно в Челябинске появилась «Чистая вода» из Новосибирска, причем зашли они сюда с огромными ценами. Так что непонятно, как они здесь будут зарабатывать. По области, в отличие от Челябинска, прибыли снимают производители более дешевой воды. И думаю, что в ближайшие годы на региональном рынке воды сохранится тот же расклад.

Редакция благодарит компанию ООО «Чистая вода» за помощь в подготовке фоторепортажа.

Бутыли промываются щелочью, обеззараживаются кислотой, обрабатываются озоном. Потом их ополаскивают чистой водой и отправляют на розлив

 

 

 Чем меньше тара — тем ниже рентабельность. Если лить «полуторку» для производителя еще более или менее выгодно, то бутылочки по 0,5 литра способны загнать изготовителя в минус

 

В момент подачи воды в емкости туда же подается озон. Это активный кислород, альтернатива хлору. В помещении от него пахнет, как после грозы. Звучит романтично, но дышать им все же не стоит

 

Уголь — это абсорбент, который забирает на себя органику и еще некоторые элементы, которые в питьевой воде совершенно не нужны

 

Озоновая технология пьющим из водопровода пока недоступна. Если подавать озонированную воду в металлические трубы, они долго не выдержат. Для озона нужны специальные трубы. В России такие не производят

 

Поделиться

Новости   
Спецпроекты