Челябинские украшения из стекла в Москве расходятся как горячие пирожки. Фоторепортаж Вячеслава Шишкоедова
Небольшая комната, она же пристройка к частному дому, газовая горелка и явно больше сотни, а то и двух разноцветных трубочек, аккуратно разобранных по цветам. Это стекло, материал, из которого можно создавать причудливые бусины, а затем — эксклюзивные украшения.
Небольшая комната, она же пристройка к частному дому, газовая горелка и явно больше сотни, а то и двух разноцветных трубочек, аккуратно разобранных по цветам. Это стекло, материал, из которого можно создавать причудливые бусины, а затем — эксклюзивные украшения.
Сама же мастерская принадлежит челябинской художнице, которая сумела монетизировать свое хобби и превратить творчество в настоящий бизнес-процесс со сверхприбылью.
Застеколье
Процесс художественной обработки стекла в пламени горелки называется лэмпворк. Техника, как рассказала хозяйка мастерской Анна Иванова, древняя, ею пользовались еще в доегипетские времена. Цветные бусины из стекла со сложным орнаментом находили и археологи, изучающие Киевскую Русь. Вот только русичи использовали масляные лампы, подавая на пламя воздух, жгли уголь, да и прозрачного стекла тогда еще не изобрели. Инструменты и сырье современного лэмпворка — это пропановая горелка с возможностью подачи кислорода для более направленного пламени, мощная вытяжка, которая защищает художника от солей металлов, содержащихся в стекле, и, собственно, само стекло, разновидностей которого сейчас масса. Самое недорогое и ходовое обойдется в 30 рублей за 30-сантиметровую палочку, за элитное, окрашенное солями золота, придется заплатить уже около 1 тысячи рублей.
— Прозрачное стекло изобрели на венецианском острове Мурано. В свое время там был расцвет технологии, за пределы острова даже не выпускали стеклодувов и членов их семей — чтобы секрет не стал общедоступным, — касается истории лэмпворка Анна Иванова. — В стекло там добавляли определенные водоросли.
Сегодня художники используют как раз такое стекло — муранское. Однако заказывать его непосредственно в Италии не получается, говорит собеседница: материал буквально совершает кругосветку, пока не дойдет до потребителей.
— Часто заказываем небольшие партии в США, через интернет-магазины. Это не тот товар, который можно купить за наличку, придя в торговую точку, — признается Анна. — Даже горелок специальных в России не производят. Заказывала в Канаде. Поэтому быть художником мало — надо еще хорошо знать иностранные языки.
Ко всему прочему, надо быть еще физиком и химиком. Необходимо знать свойства стекла, учитывать, что оно может изменить цвет, а в некоторых случаях даже покалечить художника.
— При резком нагреве перестраивается кристаллическая решетка, материал может треснуть и разлететься осколками, поэтому работать нужно в специальных очках, которые защищают глаза и отсекают содовое свечение. Индийское сырье вообще вредное в этом плане. Помню, работала как то в спортивном костюме, а расплавленное стекло отскакивало и разлеталось в разные стороны. Сейчас этот костюм у меня эксклюзивный — инкрустирован стеклом… Вы обратите внимание, в передачах про муранских мастеров — мужчины все лысые и беззубые… Такое вот производство, — пожимает плечами Анна. — Здесь все защищено вытяжкой: несмотря на то что выглядит она как кухонная, она самая что ни на есть промышленная. Да и работаем мы все-таки с миниатюрными изделиями, повторяя тот же процесс, только в меньших масштабах, накручивая стекло на спицы. А в муранских мастерских специалист на большую «палку» наматывает раскаленный материал и делает вазу — конечно, всю эту площадь не покроешь вытяжками, а испарения вредные. Температура пламени — 1 200 градусов. У меня еще мягкое стекло, коэффициент плавления которого — 104 (у обычного оконного, к примеру, — 33, оно более жесткое).
Одноцветная бусина изготавливается в среднем за минуту, а над сложной, составной (например, в виде ракушки, с цветами или причудливым орнаментом) можно просидеть и два часа. Процесс творческий, стихийный, где все надо контролировать.
Переплюнули «Пандору»
Возможны варианты, когда в бусину вплавляется медь высокой очистки, серебряная фольга 995 пробы (очищенное от примесей серебро, если 925 пробы — то металл может растянуть стекло, и оно лопнет), латунь или добавляется крошка из фрита — стекла с содержанием серебра. Однако цена бусины складывается не столько из содержания драгметалла, сколько из времени и трудозатрат, которые потратил мастер на производство изделия.
— Эта бусина, например, стоит 600 рублей, — Анна держит в руке темно-синее изделие средних размеров, на которой «отлиты» цветы, а орнамент образует волны (менее сложные — в основном 100, 200, 300). — Сейчас я «посажу» на нее лягушку. И она будет стоить 1,5 тысячи рублей.
Покупают изделия из стеклянных бусин очень охотно, рассказала собеседница. В основном женщины средних лет, предпочитающие дополнять руки авторскими работами, желательно крупными украшениями — индивидуальными, с характером. Парадокс только в территориальной структуре покупательского спроса. 90 % здесь — это Москва и Санкт-Петербург, 5 % — регионы, остальные 5 % — Челябинск и область, казалось бы, где продажи должны идти вообще на ура — не надо оплачивать доставку, плюс есть возможность лично приехать к автору, увидеть ассортимент своими глазами, и лично объяснить, что конкретно хотелось бы увидеть.
— Очередь заказов сейчас расписана на месяц, — говорит Анна. — Каждый день — стабильно по одному-два заказа, иногда по пять. Это хобби, которое приносит мне неплохой доход. В Челябинске хендмэйд пока на низком уровне. Пыталась участвовать в выставках, но стоять рядом с теми, кто делает открытки или плетет из бисера, сами понимаете, как то не формат. Приглашала на мастер-классы и презентации, объясняла тонкости техники — не верили… Говорили, что это я где то купила и что то тут собрала… А в Москве начала объяснять с азов — что это за изделия, чем уникальны, — ко мне подходили и тихонечко так по плечу, улыбаясь: «Да спасибо, не углубляйтесь, мы ж вроде знаем…» Уверена, что до нас еще все это докатится, потихоньку приобщимся.
Для полноты картины добавим, что в Челябинске профессионально занимается аналогичным видом творчества и пытается реализовать свои работы еще… одна мастерица. Одна.
фоторепортаж Вячеслава Шишкоедова
Анна Иванова — профессиональная художница, с профильным образованием, долгое время практиковавшая, кроме того, педагог. Но, в пику стереотипам, от жизни она не оторвана. Девушка прекрасно понимает, что любой бизнес — это производство плюс продажа. Организовала несколько интернет-площадок, где продвигает свои работы, размещается на специализированном портале «Ярмарка мастеров» (оплата — в районе 5 тысяч рублей за 3 месяца, но это окупается с лихвой), пользуется социальными сетями, ездит на выставки. В Москве, кстати, последнее порой обходится даже дешевле, чем в Челябинске (там арендовать 1 «квадрат» выставочной площадки стоит примерно 10 тысяч рублей, при этом мероприятие продлится в среднем 3 дня и соберет столичную аудиторию, в Челябинске за эти же деньги часто дают на откуп только день). Словом, наша героиня не замыкается, а продвигает то, что сделала. Причем сделала с удовольствием, увлеченно.
— Да, на заказ работать не всегда приятно. Часто просят повторить то, что уже видели на сайте. А для художника повторять свои же собственные работы — это смерть, — признается Анна. — Но если это приносит деньги — лишний раз задумаешься. Сижу по ночам, стараюсь использовать любую свободную минуту — чтобы успеть сделать изделия и для себя, и на продажу. Помню, как то раз обучала мужчину. Он по профессии сварщик — это его основной и единственный заработок. А лэмпворк для него — хобби в чистом виде, он даже не рассматривает перспективу продаж. Вы бы видели его глаза, когда он работает со стеклом. Человек получает настоящий кайф. В чистом виде.
Расплавленное стекло похоже на стекающую карамель, а сам процесс на волшебство
Некоторые составные бусины изготавливаются по два часа
Поделиться