Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Роскошь передвижения. Коронавирус довел авторынок до дефицита

26 Августа 2020 Автор: Татьяна Наталина Фото: Вячеслав Шишкоедов, Олег Каргаполов
Роскошь передвижения. Коронавирус довел авторынок до дефицита


Согласно данным «Автостата», южноуральская столица стабильно входит в десятку в стране по продаже новых автомобилей, а также занимает 5-10-е место по продаже подержанных автомобилей. А в условиях пандемии автомобильный рынок столкнулся с нетипичным кризисом.

Почему возник дефицит некоторых автомобилей, как удержаться на плаву дилерским центрам, когда в Челябинске появятся электрокары — об этом и многом другом «ЮП» рассказали эксперты автоотрасли.

Кризисный спрос

Рынок автомобильных продаж на Южном Урале, как и во всей стране, переживает нетипичный кризис, считает председатель Ассоциации челябинских автомобильных дилеров Александр Рулевский. Согласно статистике, за первые четыре месяца этого года падение продаж новых автомобилей составило около 10 % по сравнению с прошлым годом, а в апреле-июне — до 70 %.

автотекст_Шишкоедов_DSC1884.jpg

— В июле наметился рост, и некоторые модели автомобилей и комплектации даже стали дефицитными, — отмечает эксперт. — В дефиците оказались некоторые модели «Ниссана», «Шкоды», ВАЗа. Речь идет о демократичной комплектации, то есть без излишеств.

Такая ситуация, поясняет собеседник «ЮП» случилась из-за отложенного спроса, который возник после того, как дилерские центры сначала закрылись в марте с вводом ограничительных мер, а затем спустя несколько месяцев были открыты.

— Трафик серьезно возрос, причем не познавательный, а именно с целью купить автомобиль, — продолжает специалист. — Вообще, с 2014 года мы наблюдаем следующую тенденцию: когда повышается курс доллара, люди идут покупать автомобиль, видя в покупке машины вложение средств.

По словам Александра Рулевского, в ближайшие месяцы автопром вряд ли удовлетворит кризисный спрос. Хотя, такого дефицита, как в столичных регионах, где очередь на отдельные модели достигает двух месяцев, не будет, но как минимум месяц потенциальным покупателям придется подождать. При этом как дилеры будут выходить из этой ситуации, эксперты затрудняются ответить.

— В прошлые кризисы (1998, 2008, 2014 годы) при дефиците в России машины привозились из Европы. Вопрос решался в течение пары недель, — рассуждают в автомобильном сообществе. — Сейчас и Старый свет оказался в аналогичной ситуации: многие автомобильные концерны остановили производство. Мой прогноз: производители будут стараться держать маленький дефицит, ведь им проще недопродать, чем забить товарную площадку. Хотя прогнозировать ситуацию невозможно. Причем не только в России, но и в мире.

автотекст_дилеры_из-архива-редакции_DSC_7159.jpg
Фото из архива редакции

Дилеры удержатся на плаву

Несмотря на это, уверены эксперты, дилерские центры останутся на плаву, и с рынка уйдут единицы.

— Чтобы открыть дилерский центр, нужны колоссальные инвестиции. Для владельца центра закрыться — это кошмар всей жизни. Поэтому закроются единицы, большинство же дилеров будет бороться до конца, — уверен Александр Рулевский, председатель Ассоциации челябинских автомобильных дилеров. — Они пойдут на сокращение площадей, персонала, на объединение брендов, чтобы выжить.

По словам эксперта, начиная с 2014 года в Челябинске продается меньше автомобилей, чем продавалось в 2012 году, но дилерских центров при этом меньше не стало, напротив, их количество увеличилось. На сегодняшний день в Челябинске построена дилерская инфраструктура, способная «переваривать» по 100-150 тысяч автомобилей в год. Но покупательная способность за предложением не поспевает.

— Автомобильный бизнес из некогда доходного и престижного превратился в очень тяжелый, где выживают только профессионалы. В любом случае кто пережил предыдущие кризисы, тот переживет и этот, — уверен мужчина.

С Рулевским солидарен руководитель регионального отделения движения автомобилистов «Свобода выбора» Алексей Бруй.

— Сомневаюсь, что все автодилеры останутся на рынке: кто-то выживет, кто-то нет. Кризис есть кризис, — говорит автомобилист. — Во многом это будет зависеть от того, какую политику вело руководство дилерского центра. Кто смог сформировать некоторый запас, жировую прослойку, тот сможет работать дальше. Одним словом, кто-то сможет найти ресурсы, чтобы работать по-новому, а кто-то нет.

автотекст_Шишкоедов_(С)_DSC1891.jpg

Б/у иномарки уходят

В этот непростой период для зарубежного и российского автопрома и, соответственно, рынка продаж представители автомобильного сообщества обращают внимание на некоторые тенденции.

— Сейчас я наблюдаю переход с бывших в употреблении дорогих иномарок на новые российские автомобили эконом-сегмента: Granta, Vesta и т.д., — делится наблюдениями Алексей Бруй, руководитель регионального отделения движения автомобилистов «Свобода выбора». — Больше людей начали считать деньги, поэтому старые иномарки, особенно премиального сегмента, уступают рынок более дешевым новым российским автомобилям.

Кстати, именно «россиянка» — Lada Granta — возглавила рейтинг автомобильных предпочтений южноуральцев, который фактически ничем не отличается от российского.

— Как и в прошлый кризис, «АвтоВАЗу» в период кризиса удалось поймать свою волну: тоже есть падение, но машины пользуются популярностью, — говорит Александр Рулевский. — Также популярны отдельные модели Kia, Renault и Skoda. В целом, путешествуя за границей, я давно заметил, что поток в Челябинске довольно дорогой по сравнению с городами Европы. В том же Белграде, столице Сербии, например, поток на порядок дешевле нашего.

Кроме того, эксперты отмечают, что, несмотря на кризис, связанный с пандемией коронавируса, на удивление хорошо чувствуют себя на российском, и в частности южноуральском, рынке все китайские автомобили.

— По всем китайским позициям есть рост. Он связан с эффектом «нулевой базы». Ну и машины прошли гигантский путь за прошедшие 20 лет. Это раньше дилер, заказывая 10 автомобилей, девять выставлял на продажу, а одну оставлял на запчасти из-за плохо налаженной логистики. Производители из Поднбесной давно извлекли уроки. Они делают автомобили с каждым годом чуть-чуть лучше, не останавливаясь, небольшими шагами двигаясь вперед, — рассуждают знатоки.

автотекст_электромобили_Каргаполов.jpg

Tesla на подходе

Что касается перспектив появления в южноуральской столице экологического транспорта, то собеседники издания настроены пессимистично, хотя не исключают открытия в Челябинске дилерского центра Tesla в ближайшие год-два.

— Если объективно, тот нам можно равняться на тот же Екатеринбург, который опережает Челябинск по многим позициям, — рассуждает Алексей Бруй. — И посмотрев, как там развивается эта тема, можно спроецировать ее на Челябинск. А у соседей массового появления электрокаров пока не наблюдается. Отсюда можно сделать вывод и по Челябинску.

Главной проблемой освоения рынка компаниями, производящими электромобили, уточняют эксперты, является отсутствие инфраструктуры.

— Готов ли Челябинск к появлению электрокаров? Если количество электромобилей будет равно количеству «ягуаров» на наших дорогах, то готов. Но не к массовому потоку, — говорит Александр Рулевский, председатель Ассоциации челябинских автомобильных дилеров. — Где взять столько электричества? Электрокары нужно же заряжать каждую ночь. Протянуть в каждый двор, на каждую стоянку — это огромные затраты. Потому электрокары в Челябинске объективно появятся нескоро.

Кроме того, отмечает он, подобный транспорт можно эксплуатировать условно в Калифорнии, но не на Южном Урале. Так, при температуре -20 ºС батарея теряет до 40 % заряда, при -30º потеря и вовсе катастрофическая. Кроме того, не так уж этот транспорт экологичен: давно доказано, что экологическую нагрузку на окружающую среду дают не выхлопы, а резиновая пыль, которая появляется в результате истирания шин.

— Разумнее всего было бы использовать гибридный двигатель: в городе передвигаться за счет электричества, а за городом переходить на обычный двигатель, — рассуждает Александр Рулевский. — Еще один вариант — развивать газовые двигатели, которые по экологичности ничем не уступают электромобилям. России не нужно бежать за Западом.

05.09.2020 | 11:51
Южный Урал оказался в лидерах по агроэкспорту на Урале

И это учитывая, что засушливое лето погубило пятую часть посевов.

04.09.2020 | 11:05
Как скажется продление налоговых каникул на бизнес-климате Южного Урала

В Челябинской области еще на три года продлено действие закона о налоговых каникулах, в связи с чем ожидается рост количества регистраций в качестве ИП. Эта мера наряду с другими инструментами поддержки будет способствовать восстановлению экономики после пандемии COVID-19, считают эксперты.

18.09.2020 | 14:31
В Челябинске появятся билборды с российскими достопримечательностями

Областной центр стал одним из участников проекта «Наполни выходные эмоциями».

18.09.2020 | 08:49
В Челябинск приедут сильнейшие дзюдоисты УрФО

На окружном чемпионате разыграют путевки на главные российские старты.

Новости   
Спецпроекты