Почему тарифы на ОСАГО стали индивидуальными

26 Августа 2020 Автор: Станислав Смирнов Фото: Вячеслав Шишкоедов
Почему тарифы на ОСАГО стали индивидуальными


Страховщики теперь могут вводить и учитывать дополнительные личностные факторы при определении тарифа для каждого водителя.

В России вступили в силу поправки в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Если раньше тарифы привязывались к территории и были одинаковыми для всех водителей отдельного города или региона, то отныне они будут рассчитываться исходя из риск-профиля автовладельца. Страховщики давно лоббируют эту тему, так как считают несправедливым, когда малый процент водителей создает на дорогах много аварийных ситуаций и заставляет за них платить страховщиков.

Свои критерии

Так, если человек часто нарушает правила дорожного движения, то страховщики вправе скорректировать стоимость полиса в сторону увеличения. Речь идет о любителях ездить на красный свет, превышать скорость более чем на 60 км/ч, а также о тех, кто выезжает на встречную полосу и пьяным садится за руль. А вот аккуратные водители смогут рассчитывать на скидки.

Для этого Центробанк расширяет тарифный коридор, в пределах которого страховщики могут устанавливать стоимость полиса. Для легковых автомобилей физлиц диапазон цен будет сдвинут еще на 10 % вверх и вниз (в дополнение к действующим плюс-минус 20 %), для легковых машин юрлиц — на 20 %, а для такси — на 30 %. В результате минимальная и максимальная стоимость ОСАГО для легкового автомобиля будут различаться более чем в два раза. Если раньше диапазон был определен в 2746–4942 рубля, то в будущем он составит 2471–5436 рублей. Также на 3-4 % расширен коэффициент возраста-стажа. В результате для молодых и неопытных водителей полис ОСАГО станет немного дороже, а водители со стажем свыше десяти лет, редко попадающие в ДТП, станут платить за полис немного меньше.

ОСАГО_ГИБДД_Шишкоедов_(C)_DSC9106.jpg

Как и прежде, тариф ОСАГО складывается из базовой ставки и применяемых к ней коэффициентов. Что касается территориального коэффициента по ОСАГО, то он снижается по всей стране. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), сильнее всего территориальный коэффициент снизится в Мурманске и Челябинске — на 5,2 % (с 2,1 до 1,99).

Закон также дает страховщикам право внедрять собственные критерии, влияющие на стоимость полисов. Чтобы не допустить злоупотреблений, Банк России, как регулятор, ограничил перечень таких критериев. Страховщики не смогут ранжировать клиентов по национальной, расовой и языковой принадлежности, по вероисповеданию и должностному положению.

Предполагается, что в результате реформы ОСАГО около 80 % автомобилистов смогут рассчитывать на дисконт, то есть для них страховка подешевеет. «Это первая реформа ОСАГО, от которой большинство должно выиграть. Как ни парадоксально в нашей стране. Сколько можно хорошим водителям оплачивать аварии плохих?» — написал в комментариях на Facebook директор по страхованию ПАО «Аско-Страхование» Алексей Любавин.

ОСАГО_техосмотр_Шишкоедов_DSC4616_техосмотр.jpg

Просто бизнес

Однако эксперты прогнозируют и рост цен. «Это достаточно старая технология принятия новых норм в законотворческом органе, когда в одно лукошко складываются несколько поправок: и те, которые нужны, и те, которые будут отвлекать внимание, — говорит председатель комитета ЮУТПП по правовой поддержке предпринимательства, председатель коллегии адвокатов Челябинской области «Экономическая» Андрей Коршунов. — В этом случае главная поправка — возможность для страховых увеличить тариф на 10 %. Остальное, включая скидки для аккуратных водителей, это лирика».

Андрей Коршунов напоминает, что страхование — это бизнес, у которого могут быть свои критерии оценки рисков. «Тариф это не наказание, а согласие страховщика за указанную цену принять риск. Понятно, что каждому хочется продать свой товар подороже. Отсюда и желание обосновать рост тарифа», — отмечает юрист.

Он также добавил, что в прессе уже пошла информподдержка реформы ОСАГО в виде выступлений экспертов, которые допускают рост стоимости ОСАГО в среднем до 5 %, но не из-за перехода на новую тарификацию, а вследствие роста цен на запчасти.

Ситуацию с ОСАГО прокомментировал в своем Instagram депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. «Пусть вас не смущает его [тарифного коридора] расширение вниз. Цены будут только расти. «Вниз» — это дымовая завеса. В 2015-16 годах мы им уже отпускали этот коридор, и цены выросли почти вдвое. Наши деньги похищают либо с участием топ-менеджмента страховых компаний, либо ими самими. Посыл страховых компаний: «Деньги заканчиваются, дайте нам возможность расширить коридор, чтобы было что воровать дальше», — цитирует Лысакова Infox.ru.

Опасения относительно удорожания ОСАГО подтверждают и анонимные источники. Как рассказал «ЮП» представитель одной их страховых компаний Челябинска, в результате изменения ценового коридора стоимость ОСАГО вырастет для большинства их клиентов.

ОСАГО_ДТП_Шишкоедов_DSC4449.jpg

Готовы отказаться

Несмотря на вступление закона в силу, страховщики еще не начали назначать индивидуальные тарифы. Как пишут «Известия», поправки, позволяющие ГИБДД передавать данные о нарушениях ПДД и административных делах в РСА, еще не внесены в постановление правительства 2005 года «Об обмене информацией при осуществлении ОСАГО». Кроме того, указание Банка России о расширении тарифного коридора ОСАГО все еще находится на регистрации в Минюсте. Все эти задержки создают и технические сложности, заявили в РСА.

«РСА потребуется некоторое время для донастройки IT-системы с учетом требований нового документа. Скорее всего, возможность накапливать информацию в базе РСА по злостным нарушителям появится уже после официального старта нового этапа реформы ОСАГО», — пояснил «Интерфаксу» исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

Между тем в стране растет количество отказников от обязательной автогражданки. Их количество уже находится в районе 3-4 млн человек, и тенденция продолжается. В августе автомобильный ресурс «Дром.ру» провел для «Газеты.Ru» масштабный опрос на тему ОСАГО. По его результатам, более 30 % водителей в стране перестанут покупать страховку из-за роста цен, а 12 % уже не тратятся на нее и ездят без ОСАГО. По общим подсчетам, 46 % водителей в России могут отказаться от ОСАГО уже в ближайший год, когда нужно будет перезаключать договоры.

Поделиться

Сегодня | 14:55
Сколько дорог отремонтируют на Южном Урале

В регионе ежегодно растут объемы сезонных работы.

Сегодня | 11:35
В Челябинске обсудили коммуникации некоммерческого сектора с людьми и властью

Некоммерческий сектор в регионе растет и развивается, охватывая самые разные направления — от кризисных квартир до гастролей уральских танцевальных коллективов за рубежом. Однако, как признаются сами общественники, слабым местом в НКО остаются коммуникации — с представителями власти, благотворителями и потенциальными сторонниками проектов.

31.03.2024 | 12:28
В Челябинской области смогут устанавливать правила работы для «наливаек»

Госдума расширила полномочия регионов для борьбы с такими торговыми точками.

06.03.2024 | 15:33
Юрист объяснил, что ждет «дробильщиков» бизнеса после послания Путина

В послании президента Федеральному собранию были затронуты три вопроса, связанные с правом и предпринимательством.

Новости   
Спецпроекты