В Челябинской области растет интерес к сетевым франшизам

16 Июня 2014
В Челябинской области растет интерес к сетевым франшизам

За прошлый год российский франчайзинговый бизнес показал рост на уровне 25-30 %. За границей, для сравнения, рост в 2-3 % уже считается очень динамичным. Такое развитие франчайзинга эксперты связывают с «живучестью» этого бизнеса.

 За прошлый год российский франчайзинговый бизнес показал рост на уровне 25-30 %. За границей, для сравнения, рост в 2-3 % уже считается очень динамичным. Такое развитие франчайзинга эксперты связывают с «живучестью» этого бизнеса.

По статистике, порядка 85 % вновь открывшихся франчайзи не покидают рынок на первых порах (против 20-30 % в традиционном бизнесе). Даже самый неудачный франчайзинговый проект остается дееспособным в течение 2-3 лет. Нижняя ценовая планка франшизы — в среднем от 400 тысяч рублей. По сути, бизнес доступен практически для каждого, кто хоть раз задумывался о предпринимательской деятельности. К тому же, франшиз существует огромное количество.

Что характеризует успешную франшизу, на какие тренды необходимо ориентироваться предпринимателям, и как грамотно доводить торговую марку до конечного потребителя? Об этом мы поговорили с Андреем Позднеевым, директором по развитию франчайзинговой сети «220 Вольт».

Свои магазины — пункты выдачи

— Андрей, почему решили продавать бренд в регионы, а не развиваться собственными силами? В чем плюсы такого подхода?

— Причин несколько. Первая — время. Пока ситуация для развития магазинов формата «традишнл трэйд» остается благоприятной. В некоторых сферах существует всего несколько серьезных концепций на всю страну. Однако рынок растет, поэтому надо успевать занимать нишу. Развиваясь исключительно за счет создания некой филиальной сети, открывая свои подразделения, можно серьезно упустить время и возможности.

Второе — надо смотреть немного вперед. Если бизнес будет развиваться как конкуренты, создавая локальные сети в городах — не федеральные, не франчайзинговые, а именно собственные, — то такой бизнес столкнется с проблемами конкурентов. А именно: низкое качество управления удаленными предприятиями и высокие операционные расходы на поддержание работы сети. Это также риски финансовые, связанные с потерями или из-за низкого качества управления, или из-за махинаций. Голова далеко, а руки здесь, и что они делают, голова не всегда видит. Франчайзинг же в этом плане выступает совершенно инновационным бизнесом. Он подразумевает наличие технологий, которые можно клонировать и адаптировать к месту, запуская проекты моментально.

С другой стороны, в отдельных городах можно развиваться самостоятельно, если так исторически сложилось. Как правило, в крупных городах локальные сети уже развиты — это Москва, Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск, Екатеринбург и другие. Их открытию способствует и развитие интернет-продаж. Это самый быстрорастущий рынок с точки зрения темпов и объемов, что является еще одним драйвером для запуска собственных магазинов. Есть города, из которых поступает большое количество интернет-заказов, а магазины работают по сути как пункты выдачи.

— Франчайзинг ведь  не универсальный инструмент. Во многих сферах рынок насыщен, и франшизы могут попросту не продаваться. Продуктовый ритейл, к примеру. Рынок поделен, и его не взорвешь…

— Сложно сказать. Я с некоторых пор наблюдаю за компанией «Мария-Ра». И несмотря на успехи той же «X5 Retail Group» (сети«Перекресток» «Пятерочка», «Карусель», «Копейка», «Патэрсон». — Прим. авт.) и ЗАО «Тандер» («Магнит»), они сумели создать свою концепцию и успешно ее развивать, особенно в Сибири и Алтайском крае. Пока они не выходят на рынок франшиз, но, думаю, если сделают это, все получится.

— Чем надо отличаться от конкурентов, чтобы успешно запустить свою франшизу?

— Есть несколько признаков франшизы, которыми вы должны обладать, иначе у вас в принципе нет франшизы. Первое — бренд. Не зарегистрированная торговая марка, не название, на которое вы имеете какое то интеллектуальное право, а именно бренд — узнаваемый, яркий, интересный, запоминающийся. Второе — вы должны обладать некими ноу-хау, своей технологией работы. Не просто «возьмем похожее на «немца» или «американца» торговое оборудование и аналогичный товар, и как нибудь похожим образом его выставим — нехай продается…» Чудес на рынке франшиз не бывает — чтобы ты просто что то неграмотно скопировал, и оно начало работать… Так не будет. За внешней витриной, которую несложно повторить, на самом деле скрывается много составляющих франшизы — это и блок, который касается обучения персонала всех категорий (к примеру, корпоративные университеты), и наличие программного обеспечения, которое автоматизирует и организует бизнес-процессы предприятия, и техника продаж и оказания услуг — словом, все то, что и складывает из себя некое ноу-хау. То, что мы привыкли называть технологией работы.

Еще одним признаком крепкой, хорошей франшизы является наличие собственных успешных предприятий. Если вы придумали прекрасную идею и реализовали ее в одном месте, а после этого говорите, мол, у меня есть франшиза и давайте ее клонировать, то это не франшиза, а всего лишь одно успешное предприятие.

Наконец, должна быть отработана технология сопровождения франшиз. Важный признак добросовестной франшизы — является ли такая поддержка востребованной, и удовлетворяете ли вы своих партнеров объемом услуг, которые можете предложить.

Вкусный рынок

— То есть, успешны те франшизы, которые создаются «под ключ»?

— Конечно. Если франшиза не «под ключ», то в процессе работы выяснится, что это фикция. Для понимания, Екатерина Сойак, владелица крупнейшей выставки в стране «BUYBRAND», которая ежегодно проходит в Москве, называет следующие цифры: всего в стране официально заявлено около 1 000 франчайзинговых концепций. Но не более 300 из них являются франшизами. Остальные — это как раз те случаи, которые можно описать так: у нас есть некая идея, за которую мы хотим получить деньги. А будет ли эта идея работать — мы еще сами не знаем. Тем не менее, торговая марка есть — покупайте нас! К счастью, количество таких компаний на рынке ежегодно сокращается, да и рынок цивилизуется — не только рынок франчайзинга, а в принципе продаж. Появляются механизмы и грамотные подходы в торговле. Надо признать, что мы сейчас просто проходим тот путь, который западные компании прошли лет 40 — 50 назад.

— Догоняем запад по франшизам?

— Пока по количеству предприятий малого бизнеса, открытых по франшизе, мы сильно отстаем от Запада. Там эта цифра превышает 60-70 процентов от общего числа фирм, у нас же — варьируется в пределах 20-25 процентов, не более. С другой стороны, высоки темпы прироста. Именно поэтому к нам стремится много зарубежных компаний: предлагают свои концепции и продают франшизы на территории РФ. Экспансия своего рода. Мы — очень вкусный рынок для них. Тем все более приятно видеть растущее число своих, российских франшиз, которые уже закрепились на рынке, не давая во многом войти на территорию страны иностранным компаниям.

— Как на первых порах оценить качество франшизы?

— Существуют специализированные ресурсы в Интернете, которые совершенно точно покажут, является ли та или иная концепция франшизой или нет. Один известный управленец сказал, что если вас нет в Интернете, вас нет и в бизнесе… Загляните в это пространство, посмотрите, что там происходит, наберите название компании, которая вас заинтересовала, соберите максимально полную информацию о ней.

— Есть ли смысл обращаться к аудиторам за оценкой бизнеса?

— К сожалению, я не знаю аудиторов, которым лично сам бы доверил выбор бизнеса для меня. Есть несколько бизнесов, которыми любой предприниматель по тем или иным причинам не готов заниматься. Условно говоря, я люблю вкусное вино, но я не буду им торговать. Оценивать бизнес нужно самому предпринимателю, взвешивая все аргументы, проверяя их, и самому вести переговоры, потому что ему же потом и работать с этим бизнесом.

Уравнение без переменных

— Но ведь будет проще, чем начинать с нуля: по сути, идешь по накатанной…

— Есть, наверное, два мифа о франчайзинге, которые путают все карты на рынке, и эти мифы полярны. Первый: франшиза — это фикция, и никакая франшиза в России работать не будет. Чепуха. Посмотрите, это тысячи предприятий по стране. Любой крупный торговый комплекс на 80 процентов состоит из франчайзинговых предприятий.

Второй: франшиза — это волшебная палочка. Мол, куплю успешную франшизу и буду лежать на печи, есть калачи. Такого не бывает. Работать надо. Приобретая франшизу, партнер получает имя, технологию работы, мероприятия по поддержке, но он сам из этого уравнения никуда не исчезает. Ему управлять этим предприятием. Еще один аргумент, почему многие предприниматели делают ставку на франчайзинг, а не на локальные сети: франчайзи больше всех заинтересован в успехе своего предприятия, он не наемный сотрудник, это его прибыль и собственные вложенные в этот бизнес деньги. А бизнес должен обеспечить эффективность. Это возможно только при условии, когда сам контролируешь процесс.

— Можно ли утверждать, что франшиза — это заведомо успешный старт бизнеса?

— Франшиза — это всегда успешный старт. Практически у всех предпринимателей уже наработана своя база, и они ищут себя в бизнесе или диверсифицируют уже имеющийся. Кто то получил хороший диплом, кто то вообще не заканчивал вуз, но с десяток лет уже тянет несколько успешных проектов. Возможно, кто то уперся в потолок своих возможностей — бывает так, что на определенной территории просто невозможно открыть более двух-трех магазинов: там это не нужно. Тогда предприниматель ищет новые возможности, потому что интерес к сетевым франшизам, не одиночным, растет — это еще один из трендов прошлого и этого года. Люди запускают несколько магазинов под одним брендом, закрывают ими определенную территорию, получают эксклюзивное право работы на этой территории. Такая свобода на рынке пока еще позволяет создавать внутренние локальные сети под своим управлением и в определенном смысле монополизировать рынок, становясь на нем мощным игроком.

— Хорошо, если это один предприниматель, развивающий свою локальную сеть на базе бренда, а если таких предпринимателей несколько, и они начинают между собой конкурировать — это на благо франшизе?

— Конкуренция всегда на благо при одном условии. Если франчайзи работают в одном городе и при этом определили, в каких районах они запустят бизнес, чтобы не мешать друг другу. Они также могут объединить свои усилия в маркетинге и рекламе, за счет чего снизить свои операционные расходы. За счет совместного представительства они, напротив, получат сетевые преимущества: чем больше торговых точек одного бренда открывается, тем известнее становится сам бренд для конечного покупателя. Если франчайзинговые предприятия понимают, как работать на одной территории — то никаких проблем не возникнет.

Подготовила Инга Зайцева

 Читайте также:

На Южном Урале рассматривают возможность развития и поддержки франчайзингового бизнеса

 Тренды франчайзинга смещаются в сторону «пакетного» подхода

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты