Саткинские заделы. Борису Дубровскому представили крупные инвестпроекты

3 Декабря 2014
Саткинские заделы. Борису Дубровскому представили крупные инвестпроекты

Губернатору Челябинской области Борису Дубровскому представили несколько крупных инвестпроектов в Саткинском районе общей стоимостью около 15 млрд рублей

 Губернатору Челябинской области Борису Дубровскому представили несколько крупных инвестпроектов в Саткинском районе общей стоимостью около 15 млрд рублей

Глава региона во вторник, 2 декабря, побывал с рабочим визитом в Сатке, где встретился с местными властями и дал свою оценку нескольким крупным проектам, которые были представлены как местные «точки роста». В отчете, стандартном для такого рода совещаний, глава района Александр Глазков рассказал о социально-экономическом развитии территории: о собственном производстве, о поддержке малого и среднего бизнеса, о жилищном строительстве и новых социальных объектах, о доходах бюджета и т. д. Прежде чем приступить к обсуждению отдельных проектов, Дубровский обратил внимание на проблему, которая, в общем то, характерна для многих территорий — сокращение численности населения, в том числе за счет миграции. Потому что Сатка в этом плане — не исключение.

Между тем, по мнению губернатора, этот показатель наиболее ярко отражает общую ситуацию в отдельно взятом районе, поэтому может (и должен) служить своего рода индикатором эффективности местных управленческих команд. «Люди голосуют ногами», — подчеркнул Дубровский.

Итальянские «карусели»

На Саткинском чугуноплавильном заводе (СЧПЗ) кипит работа — здесь продолжается строительство участка по производству марганцевого агломерата. Не исключено, что градус «кипения» специально повысили к приезду Дубровского, хотя заводчанам и в самом деле скучать некогда — руководство планирует войти в рабочий режим уже в мае этого года.

Этот проект общей стоимостью более 5 млрд рублей рассчитан до 2020 года, ежегодная производительность комплекса — 165 тонн марганцевого агломерата, используемого в производстве доменного ферромарганца. Инвесторы рассчитывают, что агломерация позволит серьезно уменьшить расходные коэффициенты на единицу продукции и снизить таким образом себестоимость продукции СЧПЗ.

В новом цехе будет установлена агломашина карусельного типа, аналогов которой в России нет, утверждает руководство. Это оборудование итальянского производства, поставку и монтаж контролируют сами итальянцы. «Процесс агломерации приведет к удешевлению себестоимости производства процентов на десять — за счет того, что руду мы будем спекать на этой агломашине, — рассказал гендиректор Саткинского чугуноплавильного завода Алексей Иванов. — Если раньше мы покупали руды примерно на 50 миллионов долларов в год, то будем покупать на 30».

Копать не перекопать

На Славинском участке за городом хотят построить завод по выпуску высококачественного цемента марки «400» и цементного клинкера (это промежуточный продукт при производстве цемента). В проект с бюджетом свыше 6 млрд рублей инвестирует научно-производственное региональное объединение «Урал». По планам, объемы производительности составят 2,5 миллиона тонн цемента и клинкера в год, срок окупаемости проекта с начала производства — пять лет. К концу 2017 года предполагается создать 982 рабочих места. Годовой объем налоговых и неналоговых отчислений — 662 миллиона рублей.

Несмотря на уже освоенные 28 миллионов рублей, смотреть пока не на что — это всего лишь поляна на окраине красивого заснеженного леса, и о планах инвесторов можно догадаться только благодаря наличию небольшого стенда с характеристиками проекта. Впрочем, это и неудивительно, поскольку его реализация проходит самые ранние стадии.

По словам гендиректора НПРО «Урал» Владислава Шацилло, сейчас уже практически закончены геолого-разведочные работы, а к проектированию можно будет приступить в 2016 году. «Наша компания занимается горными работами, — поясняет Шацилло. — Мы знаем, как добывать руду и любые другие полезные ископаемые, а с цементом не связаны. Поэтому в настоящее время ищем партнера».

А земля здесь очень богатая — прогнозные запасы, по словам Шацилло, достигают миллиарда тонн известняка. «Из него можно получать цемент марки «400» без всяких дополнительных добавок. И этих запасов хватит на сто лет минимум. Копать не перекопать», — говорит руководитель предприятия.

Позже Борис Дубровский, оценивая ход проекта, сказал: «Очень вяло». И попросил определиться с партнерами к концу первого квартала 2015 года.

«Ключевой» просит земли

В Сатке много внимания уделяют туризму. Это, пожалуй, самая «жирная» точка роста. Когда речь заходит о местных достопримечательностях, чиновники говорят эпитетами. После совещания Дубровскому даже показали фрагмент документального фильма про геоглиф (гигантское изображение лося, выложенное кварцитами, было обнаружено краеведами на склоне хребта Зюраткуль в 2011 году). Упоминали и Пороги, и Сикияз-Тамакский пещерный комплекс, и Айские притесы, и Карагайский карьер. Похвалиться есть чем.

А сейчас ставка сделана на инвестпроект туристического комплекса «Ключевой», который предполагает строительство горнолыжных трасс и развитой инфраструктуры: гостиницы, бани, рестораны и т. д. Перепады высот склонов составляют здесь от 350 до 600 метров, и таких условий нет ни в одном регионе от Алтая до Краснодарского края, утверждают власти. Все это удовольствие обойдется в 4 миллиарда 770 миллионов рублей (130 миллионов уйдет в инфраструктуру). По словам чиновников, инвестор «ходит где то рядом», но проблема в том, что земля, на которой хотят строить «Ключевой», принадлежит нацпарку «Зюраткуль», и вопрос о переводе этих земель в категорию «земель населенных пунктов» должен решаться в Москве. Попытки договориться уже были, но успехом не увенчались. Об этом Дубровского и попросили — чтобы он оказал содействие в переговорах. Глава региона в свою очередь попросил предоставить всю конкретику по этому проекту, чтобы иметь четкое представление о том, насколько это может быть выгодно району. «Но в туризм я верю, и здесь мы готовы помогать», — отметил он.

Руководитель регионального Агентства инвестиционного развития Олег Пермяков уверен, что этот проект потребует дополнительных затрат. «Ни один инвестор не вытащит такой масштабный проект без господдержки», — отметил он. Кроме того, он напомнил о главной проблеме, которая препятствует полноценному развитию этого направления — низкая транспортная доступность (имеется в виду необходимость расширения трассы М5). «Самая большая точка роста для всей горнозаводской зоны — это трасса М5, — сказал Пермяков. — Вот когда будет трасса, тогда будет и туризм, и логистика, и малый бизнес вдоль дороги, и все остальное».

Андрей Темников

 Читайте также:

Ветераны поблагодарили Дубровского за возможность отдохнуть в Крыму

Не враги, а союзники. Фоторепортаж Вячеслава Шишкоедова


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты