«Федералы» нас насытят. Продовольственный рынок Челябинской области ожидает экспансию больших игроков

14 Января 2015
«Федералы» нас насытят. Продовольственный рынок Челябинской области ожидает экспансию больших игроков

Этот и ближайшие годы, если набирающий обороты кризис не внесет свои коррективы, может стать для Челябинской области временем федеральных экспансий

Этот и ближайшие годы, если набирающий обороты кризис не внесет свои коррективы, может стать для Челябинской области временем федеральных экспансий. В среднесрочной перспективе, преимущественно в 2015 году, на Южном Урале планируется запуск сразу нескольких проектов крупных розничных сетей российского и европейского масштаба, как уже представленных в регионе, так и впервые выходящих на южноуральский «продовольственный» рынок.

Французы да немцы

В наступившем году сразу несколько компаний, с чьими брендами южноуральцы знакомы не понаслышке, расширят свое присутствие в регионе. В конце минувшего месяца стало известно о закреплении на южноуральском рынке международного розничного оператора Auchan — гипермаркет под этим брендом появится в Магнитогорске. Город металлургов станет первым в истории развития «Ашана» немиллионником, в который войдет эта сеть.

Второй в регионе магазин французской сети станет якорным арендатором в строящемся в центре Магнитки ТРК «Фестиваль», запуск которого запланирован на IV квартал 2015 г. Как уточнила «Южноуральской панораме» менеджер по внешним коммуникациям Полина Юркова, речь идет о гипермаркете «шаговой доступности», формате «Ашан Сити», с меньшей, чем в обычных гипермаркетах, площадью (до 5000 кв. м) и преобладающей долей (80 %) продовольственных товаров. «Акцент сделан на свежих продуктах, фруктах, овощах, особое внимание уделено отделам охлажденной мясной продукции и свежей рыбе, — говорится в сообщении представителя «Ашана». — Кроме того, в магазине действует собственная пекарня и кулинария».

При этом абсолютное большинство представленной продукции приходится на отечественные поставки, и это не следствие продуктовых контрасанкций. «Работа с российскими производителями была всегда в приоритете компании, — отмечает Полина Юркова. — Согласно общей ассортиментной политике около 80 процентов товаров, представленных в гипермаркетах «Ашан», российского производства». Представитель французской сети в России заявляет также о своей заинтересованности в долгосрочном сотрудничестве с партнерами и по брендам производителей, и по созданию экономичных товаров (первой цены) и продукции под собственной торговой маркой. 

Еще один транснациональный игрок — METRO Cash&Carry — намерен расширить свое присутствие в Челябинской области за счет открытия третьего в регионе центра мелкооптовой торговли. В настоящее время на Южном Урале действует два таких центра — в Копейске (с 2007 г.) и Магнитогорске (с 2011 г.). О планах запуска третьего METRO стало известно минувшей осенью. «Мы успешно работаем с локальными поставщиками и производителями, постоянно расширяя долю товаров местного производства в нашем ассортименте, — сообщила журналу «Деловой квартал» руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям МЕТРО Кэш энд Керри Россия Оксана Токарева. — Мы довольны работой МЕТРО в регионе и рассматриваем расширение присутствия компании  в Челябинской области в среднесрочной перспективе». Правда, где именно и как скоро появится третий центр немецкой сети, в компании пока не уточняют.

Наши не отстают

Продолжат свое закрепление на рынке южноуральской торговли продуктами и сопутствующими товарами и отечественные игроки.

Так, довольно амбициозные планы у владельца «Пятерочек», «Каруселей» и «Перекрестков» — за ближайшие пару лет Х5 Retail Group рассчитывает на 50 % увеличить свое присутствие  в Челябинской области. Согласно подписанному с областным правительством соглашению, до 2017 г. компания откроет в регионе не менее 100 магазинов (в том числе с использованием франчайзинга в муниципальных образованиях региона) и распределительный центр, а инвестиции в развитие составят порядка 3,5 млрд руб. Южноуральские власти гарантировали Х5 организационную и информационную поддержку во взаимодействии с органами исполнительной власти, местного самоуправления и региональными поставщиками ТЭК.

Начнут в наступившем году крупные розничные сети осваивать и некоторые южноуральские «запретки». Сразу несколько брендов регионального и федерального значения зайдут в этом году в Озерск. Первым «внешним» ретейлером, запустившим свой проект в ЗАТО, стала екатеринбургская сеть, развивающаяся по всей стране, — «Монетка». Магазин под этой вывеской открылся в помещении бывшего кинотеатра им. Маяковского под занавес 2014 го. Как сообщили в пресс-службе администрации Озерска со ссылкой на начальника управления экономики Антона Алексеева, в первом полугодии 2015 го в городе появятся также «Магнит» и «Пятерочка».

Краснодарская сеть, хоть и не анонсирует столь глобальных планов по увеличению торговых точек на Южном Урале, как один из ее конкурентов — Х5, но действует, что называется, по-крупному, а точнее — «по-крупноформатному». Только в прошлом году ЗАО «Тандер» открыло в Челябинской области три гипермаркета «Магнит». Один из них появился в Снежинске (9300 товарных позиций), два других — в Челябинске, на ул. Молдавской (13600) и на ул. Каслинской (11600). Останавливаться на достигнутом компания не намерена. Так, в наступившем 2015-м «Магнит» порадует посетителей ТЦ «КС», где магазин краснодарской сети, как стало известно в конце минувшего года, станет «якорем». Судя по тому, какими темпами развивается эта сеть в других регионах, к Челябинской области «примагнитится» еще не один крупно- и среднеформатный магазин.

Время новых брендов

Придут на Южный Урал в 2015 году и два ретейлера, ранее в регионе не представленных. Правда, в данном случае все пройдет по традиционной схеме развития крупных проектов в регионах — гипермаркеты под новыми для Челябинской области брендами появятся прежде всего в ее столице.

Как анонсировалось ранее, одна из крупнейших компаний в сфере розничной торговли, развивающая сеть «O'Kей», планирует открыть в Челябинске два гипермаркета. Один из них должен появиться во втором квартале 2015 го — именно на это время перенесен запуск ТРК «Алмаз» в Ленинском районе (изначально запуск проекта был запланирован на конец 2014 го), в котором «O'Kей» расположится в качестве якорного арендатора. Согласно информации, размещенной на сайте all malls.ru, магазин разместится на площади 15400 кв. м, наряду с другими «якорями», среди которых гипермаркет стройматериалов и товаров для дома «Леруа Мерлен» (17500 кв. м), гипермаркет электроники «М. Видео» (2300 кв. м) и др. О втором проекте «O'Kей» пока известно лишь то, что это будет отдельно стоящий магазин площадью 13450 кв. м и разместится он на Свердловском тракте.

Должно состояться в этом году в Челябинске и открытие магазина одной из крупнейших розничных сетей России и второй по размеру сети гипермаркетов в стране — «Лента», которое изначально было запланировано на конец 2014 — начало 2015 го. Гипермаркет петербургской компании появится в Советском районе, в специально построенном для него здании на улице Днепропетровской. Общая площадь магазина составит 12 тыс. кв. м, из которых на торговую будет приходиться 7 тыс. «квадратов», сообщила сайту «Первый областной» менеджер по связям с общественностью компании «Лента» Яна Могилева.

Как следует из рекламных материалов, ассортимент челябинской «Ленты» составит 22 тыс. наименований товаров, среди которых будут не только продукты питания и бытовая химия, но также одежда и обувь. При этом до 25 % придется на местную продукцию. «В Челябинской области много производителей, способных эффективно работать с крупными федеральными компаниями: предлагать качественный товар в необходимых объемах и соблюдать сроки поставки, — заявил директор по закупкам Урало-Сибирского региона Дмитрий Степанов. — Мы надеемся, что наше сотрудничество будет плодотворным и на открытии нашего гипермаркета челябинцы смогут найти на полках полюбившуюся продукцию от местных производителей».

Впервые о планах петербургской сети выйти на южноуральский рынок стало известно еще осенью 2013 го. Тогда СМИ сообщили о том, что ретейлер договорился с челябинским ООО «Центроресурс» об открытии гипермаркета на въезде в Челябинск в направлении Уфимского тракта, в строящемся Ритейл-Парке. Было заявлено, что «Лента» будет соседствовать с другими крупными проектами разных форматов (DIY, торговый молл, автодеревня), общая торговая площадь которых составит 70 тыс. кв. м.

Иными словами, дефицита продовольственных точек в Челябинской области в ближайшие годы не ожидается. Дело за малым — торговцам остается дождаться восстановления покупательской способности, явно пошатнувшейся в минувшем году.

Алина Голованова

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты