Онлайн–бизнес зависнет? Челябинцы станут скромнее в своих интернет-покупках
После ажиотажного спроса «на все подряд», который отметили онлайн-торговцы в конце минувшего года и частично в начале этого, в 2015-м эксперты предрекают рынку интернет-торговли необратимое затишье
После ажиотажного спроса «на все подряд», который отметили онлайн-торговцы в конце минувшего года и частично в начале этого, в 2015-м эксперты предрекают рынку интернет-торговли необратимое затишье.
До агонии на валютном рынке электронная коммерция (или, если непатриотично, e-commerce) развивалась стремительными темпами. Интернет-магазины росли как грибы после дождя, приучая потребителя к альтернативной форме покупок — онлайн-заказам. В силу более низкой себестоимости «виртуального ритейла» (экономия на аренде помещений под торговые площади, на зарплате дополнительным сотрудникам и т.д.) интернет-торговцы могли себе позволить, что называется, играть на цене. Благодаря более интересным предложениям, чем в «реальной» рознице, онлайн-точкам удалось подсадить на покупки по клику значительную часть потребительской аудитории.
Эта ситуация актуальна как в целом для российской интернет-розницы, так и в отношении отдельных регионов. Так, в 2014 году в общем объеме интернет-торговли в России южноуральская доля заняла пятое место, пропустив перед собой лишь Москву с Санкт-Петербургом и Екатеринбург с Новосибирском. (О структуре южноуральского онлайн-рынка мы писали ранее.
Однако кризис-2014 внес свои коррективы в развитие этого сегмента торговли. Но обо всем по порядку.
Всё купили в декабре
Конец 2014 года выдался для продавцов в онлайне невероятно горячим сезоном: к традиционно высокому предновогоднему спросу добавилась потребительская истерия, выразившаяся в массовой скупке товаров в период обесценивания нацвалюты.
К примеру, как сообщили нашему изданию в ГК «Связной»,в четвертом квартале 2014-го на рынке наблюдался рекордный рост продаж, прежде всего — в деньгах. Значительно возросло количество покупок гаджетов в высоких ценовых сегментах, многие клиенты приобретали их как своеобразное вложение в условиях резкой девальвации рубля, пояснили в компании. О заметном увеличении спроса сообщили нам и в других компаниях.
— Результаты декабря 2014 года существенно превзошли наши ожидания, — делится с «Южноуральской панорамой» некоторыми результатами Юлия Завьялова, пресс–секретарь «Эльдорадо». — Наряду с сезонным ростом спроса в категориях планшетов, смартфонов, мелкой бытовой техники, традиционно выбираемых в качестве подарков, повышенным спросом пользовались телевизоры. Их было продано на 50 % больше, чем в прошлом году, причем был зафиксирован рост среднего чека.
Высокий рост продаж, связанный с желанием поскорее избавиться от стремительно дешевеющего рубля, отметили и в одной из компаний — лидеров на южноуральском рынке онлайн-торговли мебелью.
— Итоговый результат 2014 года был неплох, — говорит нашему изданию Михаил Грачев, руководитель «Первого интернет-гипермаркета мебели», —но следует понимать, что очень много спроса перетекло из первого и второго кварталов 2015 года. Население пыталось избавиться от дешевеющей наличности и делало много покупок, которые изначально были запланированы только на 2015-й.
С новыми ценами
В итоге начало нового года, которое и в былые-то времена не баловало продавцов покупательским вниманием, в этот раз выдалось особенно вялым. «В январе традиционно спрос низкий, — отмечают в «Эльдорадо». — В этом году снижение несколько больше, чем в прошлом». Тем не менее в январе структура продаж в этой компании, по словам ее представителя, не изменилась. А онлайн-торговцы мебелью особой разницы между январем 2015-го и первым месяцем других лет не почувствовали, объясняя это низкой степенью зависимости от изменений на валютном рынке. «2015 год начался не сказать что легко, но в целом он похож на «негорячие» январи прошлых годов, — заявил Михаил Грачев. — Ведь нужно учитывать тот фактор, что мы преимущественно сотрудничаем с российскими производителями мебели и двукратного повышения цен у нас не произошло».
Вдвое товары в Сети к началу 2015 года, может, и не подорожали, но изменение их стоимости все же оказалось довольно заметным. Так, по словам руководителя «Первого интернет-гипермаркета мебели», поставщики начали поднимать цены во второй половине декабря, и к сегодняшнему дню этот рост составил в среднем 20–50 %. Примерно такая же ситуация и в интернет-магазине, специализирующемся на продаже электроники.
— В январе по сравнению с концом ноября 2014 года цены на электронику выросли на 30–40 %, по ряду категорий рост более высокий, — сообщила «Южноуральской панораме» Мария Заикина, PR-директор группы компаний «Связной». —Причина — резкая девальвация рубля. Кросс-курс валют влияет на стоимость импортных гаджетов не моментально, но в данном случае его изменение было слишком драматическим, и производители были вынуждены повысить цены. Какие-то бренды меняли прайс-лист в конце ноября — начале декабря, другие до последнего удерживали цены, чтобы стимулировать спрос в предновогодний период, и изменили их только в начале января».
Кибервсплеск
26 января Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) провела третий в российской истории день распродаж — «киберпонедельник» (первая общероссийская sale-акция в Сети прошла в 2013 году). В 2015-м в ней приняли участие «Связной», «Эльдорадо», Media Markt, «220 вольт», «М.Видео», Lamoda.ru, «Ютинет», «Юлмарт», «Детский мир», Lascana и еще несколько членов АКИТ. Кроме того, поучаствовать в онлайн-распродаже согласилось более 40 компаний, не входящих в ассоциацию. Как отметила по итогам этого дня gazeta.ru, своеобразный аналог всемирной «черной пятницы» вызывал скепсис у экспертов. Ритейлеры скорее манипулируют словом «распродажа», нежели дают реальную возможность купить товар по бросовым ценам, заявил федеральному изданию инвестиционный аналитик компании «Фридом Финанс» Шамиль Курамшин.
Тем не менее итоги «киберпонедельника» доказали, что российский потребитель доверчив: россияне, и в частности южноуральцы, активно скупали выставленные в качестве акционных позиции. «В этом месяце активность потребителей на рынке гаджетов была ниже, чем в предыдущие годы, так как часть спроса уже была реализована в конце ушедшего года, — рассказывает Мария Заикина. — В таких условиях акция стала хорошим способом привлечь внимание клиентов и простимулировать их совершать покупки на выгодных условиях. Всего за три дня акции «Связной» получил 32 тысячи заказов. Конверсия выросла в два раза».
Максимальное значение среднего чека — 13 000 руб. — было зафиксировано, по словам представителя «Связного», 26 января. В этот день покупатели выбирали больше дорогих устройств, чем в выходные, и оборот от продаж в понедельник вырос вдвое относительно обычных дней января. Суммарно же по итогам акции продажи в рублях увеличились на 73 %. В компании предполагали, что в сравнении с BlackFriday вырастет доля бюджетных товаров в общем объеме покупок, однако такого тренда в рамках акции отмечено не было. Тремя самыми востребованными категории оказались смартфоны, планшеты и фототехника. В ТОП по продажам вошли и флагманские гаджеты, и бюджетные устройства.
Временный, но значительный всплеск онлайн-продаж отметили и в «Эльдорадо». По словам Юлии Завьяловой, прошедшая акция превзошла ожидания компании практически по всем показателям. «В «пиковые» часы был зафиксирован рост трафика в три раза, — сообщила она. — Самыми востребованными стали впервые представленные у нас новые категории товаров: товары для детей, для дома и ремонта». Повышенная покупательская активность была отмечена, по словам представителя «Эльдорадо», в юго-западных регионах страны.
Дальше — меньше
На этом все хорошее, пожалуй, заканчивается. По крайней мере, такого мнения придерживаются некоторые профильные эксперты. Так, в этом месяце информагентство ТАСС опубликовало довольно пессимистичное интервью Александра Иванова, президента Национальной ассоциации дистанционной торговли. По словам специалиста, крохотный оптимистический просвет для отечественной интернет-торговли замаячит только на самой финишной ленточке кризиса, которая и будет означать, что кризис завершен. Все остальное время онлайн будет терять деньги. Перечислим основные негативные факторы, этой потере, по мнению господина Иванова, способствующие.
Первое — это, как уже было отмечено выше, серьезный рост цен, который резко уменьшит покупательские возможности. «Думаю, что повышение цен не будет равно разнице в курсах рубля к иностранным валютам «до» и «после», т.к. любой продавец вынужден будет закладывать в цены и риски колебаний курса, — рассуждает Иванов. — Благодаря панически-хаотическому спросу конца этого года у нас окажутся не только пустые прилавки, но и заполненная и даже переполненная потребительская корзина, покоящаяся в ожидании трудных времен на антресолях у покупателя. То есть все всё уже купили, покупательский спрос удовлетворен надолго вперед. Поэтому эксперты прогнозируют как минимум 50-процентное падение продаж в начале 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года».
В первую очередь в группе риска окажутся, по мнению специалиста, большие разрекламированные и раскрученные интернет-магазины, которые получают свой доход не с операционной прибыли, а за счет поступления инвестиций. Причина — в сокращении практически до нуля инвестпоступлений и даже кредитных операций. «Вторые в этой очереди — средние торговцы, чей оборот прочно связан с кредитованием, — продолжает Александр Иванов. — О шансах занять освободившиеся места на рынке мелкими предпринимателями я бы лучше помолчал. Думаю, они минимальны, мелкий бизнес имеет более чем скромный запас прочности, и пережить, перетерпеть падение спроса ему будет чрезвычайно сложно».
В унисон профильному эксперту высказываются и в «Связном». Радужных перспектив здесь тоже не видят, отмечая, что рынок столкнется с потребительской пассивностью. «В 2015 году на онлайн-торговле скажется ключевая тенденция в потребительском поведении: покупатели начнут более спокойно относиться к новинкам по сравнению с предыдущими годами, когда появление флагманских моделей вызывало ажиотаж», — прогнозирует представитель «Связного».По ее словам, число трендсеттеров, которым обязательно нужно первыми купить каждую новинку, уменьшится, и в принципе клиенты скорее всего будут более сдержанны в потреблении. При этом функциональность продукта и выгодная цена будут иметь больше значения, чем имидж, полагает наша собеседница. Тем не менее есть шанс, что в городах с населением менее 1 млн жителей, в отдельно взятых регионах, рынок e-commerce может демонстрировать рост, при условии, что уровень доходов населения будет все же достойным и на рынке будут присутствовать игроки с широким ассортиментом и оптимальной доставкой.
Низкая маржа и дорого
Президент национальной ассоциации дистанционной торговли отмечает, что «эпоха разговоров о том, что «купить в интернете дешевле, чем в магазине», осталась позади. «Так говорили совсем недавно, мотивируя это тем, что расходы на склад и доставку существенно ниже магазинных расходов, — говорит Александр Иванов. — Выяснилось, что при соблюдении интернет-продавцами определенных качественных показателей эти расходы как минимум сопоставимы».
При этом эксперт напоминает о такой проблеме, как нерентабельность подавляющего большинства крупных торговых интернет-площадок. «Инвесторы вкладывают гигантские деньги в развитие проектов, эти деньги успешно и вполне разумно осваиваются, а прибыли, увы, нет», — резюмирует специалист. О небольшой марже в онлайн-бизнесе говорит и Мария Заикина. По ее мнению, желание некоторых торговцев в оффлайне в условиях кризиса полностью уйти в Сеть неоправданно. «Оффлайн-игрок при переходе в онлайн должен будет работать со снижением маржинальности и столкнется с необходимостью адаптировать свою логистику», — отметила она.
Тем не менее у интернет-торговли есть больший запас прочности, чем у традиционного ритейла, считает профильный эксперт. «Количество пользователей в онлайн-покупках растет неизменно, само по себе, — объясняет Александр Иванов. — Это можно напрямую связать с демографией: по мере вступления в активную фазу жизни более молодого поколения число пользователей Интернета и, как следствие, число людей, покупающих там, увеличивается. Кроме этого, с каждым годом Сеть дополнительно отвоевывает у офлайна еще какое-то число людей просто потому, что покупать с минимальными затратами времени удобнее, найти товар легче, сравнить цены и вовсе запросто».
Алина Голованова
Поделиться