Будет и староста, и голова?

14 Октября 2014
Будет и староста, и голова?

Эксперты предлагают выработать областной механизм назначения сити-менеджеров и их помощников на общественных началах

Эксперты предлагают выработать областной механизм назначения сити-менеджеров и их помощников на общественных началах

В челябинском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при президенте РФ прошел круглый стол «Механизм формирования эффективной исполнительной и представительной власти в муниципальных образованиях: возможности и варианты». Своими мыслями по поводу поделились представители областной власти и муниципалитетов, Общественной палаты области, политологи, ученые.

«Двуглавая» модель

— Президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию отметил необходимость реформы местного самоуправления и пересмотра полномочий муниципалитетов, — говорит Алексей Ильиных, декан факультета экономики и права челябинского филиала РАНХиГС. — В 2014 году в федеральный закон № 131 о местном самоуправлении были внесены поправки, позволяющие регионам самим определять способ формирования исполнительной власти, в том числе муниципальной. Сейчас готовится проект областного закона, который призван выработать механизм взаимодействия органов власти и местного самоуправления. Предполагается, что приоритет будет отдан схеме, при которой глава территории избирается представительными органами из числа депутатов, а для решения социальных и хозяйственных вопросов назначается глава администрации — сити-менеджер.

Такая система уже опробована в южноуральских ЗАТО, Челябинске, Миассе, и в целом себя оправдывает. Почему бы не распространить этот опыт на всю область с учетом роли губернатора, который сможет отстранять глав, не оправдавших доверие? И что нужно сделать, чтобы ускорить муниципальную реформу, добиться ее максимальной эффективности?

В России с 1997 года до середины «нулевых» в основном предпочитали выбирать глав напрямую (в 68 %), а с 2007 года наступил спад (35-40 %), появился институт сити-менеджеров. По словам участников встречи, у прямых выборов и двуглавой моделей есть свои плюсы и минусы, и нужно определить ориентиры, вектор развития местного самоуправления.

Общественный контроль

По словам Вячеслава Скворцова, председателя Общественной палаты области, некоторые главы почувствовали себя полновластными хозяевами (а вернее, хозяйчиками), которые, забывая о людях, могут творить что хотят. За последнее время двое оказались под следствием, тревожные сигналы поступают из Чебаркуля. Нужно, чтобы они были подотчетны народу и государству, общественности и губернатору.

И примеры уже есть: К примеру, в Тульской области бюджет формируется с участием гражданского общества. Недавно Вячеслав Скворцов побывал на всероссийском совещании с представителями Минфина и Минпрома РФ, где представители правительства поддержали эту народную инициативу. А сейчас она обсуждается и в Челябинской области, и возможно, уже скоро региональный и муниципальные бюджеты будут формироваться с участием общественности. Это, как и будущий областной закон о формировании органов местного самоуправления, с расширением института сити-менеджеров послужит повышению ответственности глав.

Мало того, как пояснил Виталий Воропанов, заведующий кафедрой госуправления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы челябинского филиала РАНХиГС, 131 й закон предоставляет право на территориальное общественное самоуправление. В России уже появляются общественные институты местного самоуправления, выбирают сельских старост. Почему бы и на Южном Урале не использовать этот опыт?

Проверка на «профпригодность»

Сегодня половина бюджета Челябинска формируется за счет межбюджетных трансфертов области, а в малых городах и районах эта доля достигает 70—80 процентов, — сообщила старший преподаватель челябинского филиала РАНХиГС Марина Солодовникова. — Сейчас обсуждается, как будут формироваться бюджеты внутригородских районов Челябинска, получивших большую самостоятельность. Но доходная часть местных бюджетов в связи с передачей полномочий региону значительно сократилась (так, от налога на физических лиц — с 30 до 15 процентов), и их благосостояние во многом зависит от дотаций области. Тем более необходимо, чтобы у глав с губернатором было полное взаимопонимание.

Однако, по словам первого заместителя министра финансов области Александра Грязева, сейчас зачастую нет возможности проконтролировать использование областных дотаций, а значит, нужно создать этот механизм, повысить бюджетную дисциплину на местах. Например, популистские сверхлимитные бюджетные обязательства муниципалитетов, принятые без реальных возможностей, лишь дискредитируют местную власть. Между тем в Бюджетном кодексе РФ лишь недавно появилась норма, вводящая администратиивную ответственность за такие нарушения.

Сейчас в органах власти и Совете муниципальных образований рассматриваются различные модели местного самоуправления, — говорит Виталий Шиков, начальник управления по внутренней политике администрации губернатора области. — Мнения людей будут учтены при принятии областного закона о порядке избрания глав из состава депутатов, с назначением сити-менеджера по решению губернатора. При такой схеме повышается ответственность руководителей территорий, и ее планируется распространить на все муниципалитеты области. К слову, от прямых выборов мэра недавно отказались в Самаре, Ульяновске, а с октября 2014 года сити-менеджер появится и в Кургане.

По мнению Виталия Шикова, важно выдержать баланс полномочий главы города, который должен возглавлять представительный орган власти, решать политические вопросы, и сити-менеджера, погруженного в хозяйственную деятельность. При такой модели снять нерадивого главу можно будет решением губернатора. Сейчас же процедура отзыва требует много времени и соблюдения хлопотных юридических процедур.

В нынешней ситуации назначаемый сити-менеджер куда предпочтительней: ему придется доказывать свою «профпригодность» делами, а у губернатора будут рычаги воздействия на него. Как пояснил Виталий Шиков, опыт Челябинской области по формированию органов власти высоко оценен на федеральном уровне: департамент администрации президента порекомендовал внедрять его и в других регионах.

Читайте также:

 Выбрать главу

ГЛАВный вопрос


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты