«Двухъярусный» бум. Хостелы оккупируют гостиничное пространство Челябинска

16 Марта 2015
«Двухъярусный» бум. Хостелы оккупируют гостиничное пространство Челябинска

В челябинской сфере гостеприимства отметился очевидный тренд: в городе один за другим открываются хостелы

В челябинской сфере гостеприимства отметился очевидный тренд: в городе один за другим открываются хостелы. За неполный год сегмент гостиниц-общежитий пополнился более чем десятком проектов, и участники рынка прогнозируют продолжение бума.

Еще в первом полугодии 2013 года ниша хостелов в Челябинске была представлена единичными проектами, но уже к весне 2014-го их набралось на целый топ–лист. По информации сайта Kursdela.biz, и составившего этот рейтинг прошлой весной, тенденция продолжилась и после: за неполный год, к марту 2015-го, количество подобных проектов минимум удвоилось. За этот период открылись «Апельсин», «Дружба народов», «Хостел.tel», «Байк Пост», «Перспектива», «Апартаменты Шоколад», Favorit, OlMi, «Хостел на Титановой» и другие.

Несколько гостиниц-общежитий появились в столице Южного Урала буквально за последние полгода. Не успел в октябре 2014-го открыть свои двери для посетителей мини-отель «Седьмое небо», как в декабре конкуренцию на рынке решил обострить «Хостел 74» (он же «Хостел на Доватора»). А буквально в этом месяце Челябинск пополнился еще одной гостиницей «общажного» типа — Sweet Hostel.

В основном такие проекты запускаются на базе общежитий или многокомнатных квартир и выставляют ценники за суточное проживание в диапазоне 450–600 рублей в среднем.

Молодой рынок

В рейтинг хостелов журнала «Курс дела», составленный на пороге кризиса, вошло девять мини-отелей. На первых пяти позициях оказались крупнейшие хостелы Челябинска с номерным фондом от 9 до 25 комнат и вместительностью от 60 до 200 человек. Это «Лотос», «Достоевский», «А-Вест», Dream House и замкнул топ–5 SunShine. Как сообщало тогда издание, из-за растущей популярности хостелов под них в последнее время мимикрируют даже некоторые бюджетные мини-гостиницы и профилактории. Правда, в рейтинг ради чистоты эксперимента вошли только те мини-отели, которые изначально позиционировались как хостелы.

Мы обратились к одному из «номерных» лидеров рынка, чтобы показать на его примере, что представляют из себя и как себя чувствуют сегодня относительные «старожилы». Хостел SunShine, открывшийся в июне 2013 года в здании бывшего общежития, где на территории 300 квадратных метров разместились девять комнат на 2, 3, 4, 6 и 10 мест, с душевой и туалетом на каждые две комнаты, с общей кухней и залом, может принять до 50 человек.

Среди постояльцев встречаются люди совершенно разных возрастов и профессий, которых объединяет стремление к общению, а также участники спортивных и творческих коллективов.

Однако определяющую роль при выборе места проживания, пожалуй, все же играет его стоимость. В SunShine через полгода от начала работы цены были снижены примерно на 15 %, но с тех пор ценник здесь не менялся принципиально.

Несмотря на демократичные цены, гости всегда надеются на предоставление скидки, — рассказывает нашему изданию владелица SunShine Наталья Троян. — Но сильно снижать цену невозможно и неправильно. Те, кто при открытии хостела предлагает комнату за 250 рублей в сутки, привлекают к себе в большей степени «нехороших постояльцев», превращаясь в «антихостел». А хостел, оказывающий услуги достаточно высокого качества и содержащий достойный персонал, не может себе позволить демпинг.

Правда, исключения из правил никто не отменял: с целью поддержки спортивных коллективов региона SunShine направил во все города УрФО предложение со специальной стоимостью и условиями размещения. В частности, учитывая особенности аудитории хостела, здесь добавили такую дополнительную услугу, как кислородный коктейль.

В конце 2014-го — начале 2015-го, в непростое экономическое время, несмотря на логичное желание людей экономить, притока гостей в SunShine не заметили. Но произошло это не потому, что постояльцы исчезли как клиенты, а потому, что они перераспределились между старыми и новыми проектами.

«За последний год хостелы стали расти как грибы, правда, в меньшей степени, чем в Екатеринбурге, — признает наша собеседница. — У людей создается иллюзия, что это очень малозатратное и быстроокупаемое дело. Но все не так просто». Наталья Троян побывала на Первом всероссийском съезде владельцев хостелов и малых средств размещения, который состоялся 23–26 февраля в Санкт-Петербурге. Пообщавшись с теми, кто занимается этим делом, она пришла к выводу, что для многих это не просто бизнес, а образ жизни. Однако основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться при открытии и работе хостела, связаны с несовершенством или даже отсутствием законодательной базы, отметила владелица SunShine.

Хостелами — по кризису

Как бы то ни было, но с экономическим коллапсом конкуренция в сегменте хостелов в Челябинске усилилась: менее чем за полгода в городе появилось несколько новых гостиниц-общежитий.

В октябре 2014 года открылся хостел «Седьмое небо», включающий 11 номеров, семь из которых (на 18 мест) сдаются посуточно, а четыре — долгосрочно. В числе преимуществ этой мини–гостиницы ее руководство называет месторасположение (близость к ж.-д. вокзалу и центру города) и соотношение цена/качество. Под последним подразумевается свежий ремонт, включающий новую мебель и технику, наличие в каждом номере мини-кухни со всем необходимым, действие на всей территории отеля бесплатного Wi-Fi, и, наконец, работа улыбчивого и отзывчивого персонала. Аудитория, на которую рассчитан хостел, — командированные, студенты, семьи с детьми, молодые пары, группы спортсменов, танцоров и участники тренингов.

В то время, как наши основные конкуренты — многие владельцы посуточных квартир — жаловались на спад в январе-феврале, у нас была заполняемость 80 %, — рассказывает «Южноуральской панораме» Елена Черноскутова, управляющая хостелом «Седьмое небо». — И хотя март в этом плане поспокойнее, но в принципе средняя заполняемость у нас не ниже 60 %. К тому же у нас стали появляться клиенты по рекомендации. И вообще у нас изменилась категория клиентов. Это произошло с ростом цен, связанным с улучшением сервиса, наймом персонала, повышением расходов на содержание мини–отеля и повышением спроса. Несмотря на изменение ценника, многие постояльцы все же удивляются высокому уровню качества при лояльных ценах.

Следом за «Седьмым небом» 1 декабря 2014-го приступил к работе «Хостел на Доватора». Он расположился в трехкомнатной квартире, две комнаты в которой отданы под мужской и женский номера на восемь человек каждый, а третья, общая комната, оснащенная телевизором, компьютером, бесплатным Wi-Fi и приставкой, — для отдыха. В мини-отеле есть также большая оборудованная кухня и туалет с ванной. В общем, классический квартирный «пакет».

Сам бы я, если бы у меня возникла необходимость где–то остановиться, поехал в обычную гостиницу, но многим людям такой вариант не подходит, — рассуждает владелец «Хостела на Доватора» Владислав Перов. — Прежде всего, конечно, потому, что проживание в гостиницах гораздо более дорогостоящее.

Решение открыть такой бизнес Владислав Перов объяснил анализом местного рынка и сравнением с ситуацией в соседнем Екатеринбурге, где существует порядка 40 хостелов и все они востребованы. «Мы подумали: а чем Челябинск хуже? И не прогадали, — говорит он. — Нашему хостелу только четвертый месяц, а он уже работает не с убытками, а «в ноль», т.е. проект сам себя окупает. Скоро, надеюсь, свободных мест у нас не будет оставаться».
В 2015-м тренд на гостиницы а-ля общежитие продолжился^ 5 марта на ул. Работниц открылся мини-отель Sweet Hostel, состоящий из четырех номеров на 18 койко-мест и одного двухместного номера с двуспальной кроватью. Душевых и санузлов здесь два. В спектр услуг мини-отеля входит стандартный набор: бесплатный Wi-Fi и Play Station, оборудованная всем необходимым кухня, стиральная машина и утюг с гладильной доской. Среди преимуществ этой бюджетной гостиницы ее руководство называет месторасположение в центре города (в 10 минут ходьбы от ДС «Юность») при отсутствии поблизости других хостелов, огороженную и спокойную территорию и нахождение неподалеку супермаркета.

— С гостиницами эконом-класса мы мало пересекаемся, — рассказывает «ЮП» директор Sweet HostelКсения Захарова. — Во-первых, там ценовой диапазон другой — номера уже значительно дороже. Во-вторых, туда заселяются те, для кого важно уединение, комфорт. У нас же более молодежный формат. Мы рассчитаны прежде всего на командировочных бюджетного варианта, на студентов и на тех, для кого важно общение, обмен опытом. Например, представители сетевого маркетинга любят селиться в таких гостиницах.

Все зависит от того, какой тип размещения важен для организации-заказчика, отмечает наша собеседница, что для компании в приоритете — цена или уровень комфорта, готов ли их клиент находиться в одной комнате с другими людьми. В принципе Sweet Hostel, по словам его руководителя, готов принять и так называемых деловых туристов, и участников спортивных мероприятий.

Интим и таджиков не предлагать
По мнению участников рынка, необходимо работать над восприятием самого бренда, понятия хостела. Только в этом случае будет иметь смысл открывать новые заведения.

«Для того количества людей, которые понимают, что такое хостелы, имеющихся на сегодня подобных проектов вполне достаточно, — считает директор Sweet Hostel. — Многие думают, что если речь идет о номерах с двуспальными кроватями, то имеется в виду жилье для гастарбайтеров. И это отталкивает людей. Но на самом деле такие отели, как наш, не имеют ничего общего с комнатами, в которые заселяют чуть ли не по двадцать человек на три квадратных метра».

О нераскрученности бренда «хостел» говорит и Владислав Перов. «Не все пока понимают, что это такое, — признает владелец «Хостела на Доватора». — Некоторые думают, что здесь можно переночевать с девушкой, снять комнату на несколько часов. Ну вы понимаете, что я имею в виду. Но многоместная комната с посуточной оплатой для подобных целей явно не подходит».

Во всем мире хостелы рассчитаны на молодежный туризм, и именно в тех городах, где большой туристический поток, этот вид гостиничного бизнеса хорошо развивается, — рассуждает Анатолий Гуревич, генеральный директор турфирмы «Сусанин».— Челябинск к молодежному туризму не имеет никакого отношения, поэтому посетители хостелов здесь в основном случайные клиенты. Это могут быть большие компании друзей, которые приехали на какое-то событие и им нужно перекантоваться где-то ночку-другую. Командировочные в хостелах вряд ли будут останавливаться. Разве что речь пойдет о каких-то единичных случаях, к примеру, водитель какого-нибудь предприятия приедет за грузом и ему надо будет где-то переночевать. Участники глобальных спортивных мероприятий в такие отели не заселяются. А вот детские, школьные соревнования областного уровня, где речь идет об экономии каждой копейки, а такие понятия, как «посторонние люди» или «комфорт» не учитывается, — на них, пожалуй, владельцы хостелов могут ориентироваться. Но тоже надо понимать, что цены в данном случае должны быть очень лояльными.

Больше койкомест!

Несмотря на различные препоны в развитии «хостельного» бизнеса в виде демпинга со стороны конкурентов и несовершенства законодательства, владельцы гостиниц-общежитий останавливаться на достигнутом не намерены. Так, в SunShine планируют расширить хостел и создать при этом более комфортные условия для общения и отдыха гостей. Не исключает возможности расширить бизнес — правда, не ранее чем через пару лет — и Sweet Hostel. А в «Седьмом небе» и вовсе заявляют о запуске уникального для нашего города проекта. «Есть планы по открытию хостела/мини-отеля, аналогов которого нет в Челябинске, — сообщила нам Елена Черноскутова. — Остальное пока секрет».

Вообще же, по мнению руководства «Седьмого неба», в связи с кризисом жилье эконом–класса будет пользоваться популярностью, но касаться это будет прежде всего классических мини-отелей. «Менталитет наших людей таков, что они хотят жить в отдельных номерах, а не там, где проживают еще 10 человек, — рассуждает Елена Черноскутова. — Хостелы же больше подходят для молодежи и туристических, спортивных групп».

Но, как бы то ни было, на каждую категорию размещения все же найдутся свои клиенты, считает наша собеседница. Главное, как компания будет позиционировать себя на рынке и какое качество обслуживания будет предлагать. «Несмотря на то, что Челябинск не туристический город, думаю, для хостелов есть перспектива, но не для всех, — полагает наш спикер. — Со временем на рынке останутся сильнейшие — те, кто смогут конкурировать в изменяющихся условиях».

Алина Голованова

 

Поделиться

Публикации на тему
  • 23.04.2024 | 15:10
    Гонки и цифры. Челябинск принял молодежный IT-форум

    Челябинск в очередной раз стал площадкой проведения всероссийского IT-форума. Если год назад слет был ориентирован по большей части на взрослую аудиторию, то в этот раз мастер-классы, конкурсы и другие активности подготовили с прицелом на молодежь. Школьники и студенты быстро осваивают новые технологии, поэтому название форума «на ТЫ с IT» стало очень символичным.

  • 17.04.2024 | 17:17
    Челябинск представит креативный потенциал Урала

    В областном центре пройдет окружной форум «Российская креативная неделя».

Новости   
Спецпроекты