Набирая высоту. Рекламный слоган стал девизом работы завода «Агрегат»

28 Апреля 2015
Набирая высоту. Рекламный слоган стал девизом работы завода «Агрегат»

У предприятия два дня рождения. Один — это 29 марта 1759 года как дата основания железоделательного завода.

В следующем году они будут отмечать 75-летие создания предприятия авиационной отрасли.

Есть у «Агрегата» и третий день рождения. Это начало 2000-х годов, когда началась грандиозная модернизация производства. И, по сути, было создано принципиально новое предприятие с Агрегат_Изюмов-В.Д.jpgоборудованием и технологиями мирового уровня. Вот только сам Василий Изюмов, генеральный директор, убежден, что рождение «Агрегата» еще продолжается, поскольку у совершенствования нет предела. И убедиться в этом отправил нас в экскурсию по заводу. Честно предупредив, чтобы в тексте было поменьше блеска и глянца.

Станки с навигацией

Гидравлические авиационные топливные агрегаты — основное направление деятельности симского завода. И причисление его к наиболее высокотехнологичным в этой отрасли — это не блеск и глянец. Это констатация факта. Так же как и то, что современное и дорогостоящее оборудование требует рабочих самой высокой квалификации.

Для этого в 2009 году был открыт учебно-производственный центр. Мера вынужденная и вполне обоснованная, поскольку профессиональное образование уже оставляло желать лучшего. И доверять выпускникам техникумов станки, стоимость которых исчисляется суммой с девятью нулями, без соответствующей подготовки дело очень рискованное.

Поначалу учебный центр задумывался как возможность повышения квалификации собственных специалистов, но вскоре пошли заявки на обучение станочников и из других регионов.

— Мы готовим операторов и наладчиков станков с программным управлением, — объясняет Борис Дворко, руководитель центра. — У нас есть специальные учебные программы, компьютерный класс, а также станочное оборудование, которое полностью аналогично тому, что установлено в цехах. Назову лишь некоторые: это японский токарный станок с приводным инструментом, корейский автомат продольного точения, три обрабатывающих центра, которые могут обрабатывать деталь в нескольких осях.

Подобное высокоточное оборудование в нашей стране раньше могли производить в Стерлитамаке. Но со сменой собственника завод перестал быть конкурентом. Сейчас, как подсказали мои собеседники, перспективный проект может быть реализован в Трехгорном, что в плане импортозамещения сыграет немалую роль. Ряд проектов реализуется и в других регионах страны. Но появление отечественного оборудования мирового уровня — это все-таки вопрос будущего. Пока, к сожалению, отечественных аналогов оборудования, используемого в нашем производстве, в России нет. Бытует мнение, что все импортное оборудование может быть остановлено по сигналу со спутника. Конечно, это не так, хотя некоторая часть производителей и оснащает свое оборудование датчиками перемещения, блокирующими пуск станка после его перемещения с первоначального места монтажа.

— В цехах процентов на девяносто работают специалисты, прошедшие нашу школу, — продолжает Борис Николаевич. — Причем обучение в нашем центре — обязательное условие для всех работников завода. Мы даем не только программирование, но и умение пользоваться современными методиками обработки, новым инструментом. Совершенствуем знания по основам резания, материаловедению, гальванике. Модернизация производства подразумевает постоянное обучение. За эти годы в нашем центре получили подтверждение квалификации более 600 человек.

К этому надо добавить и специалистов с предприятий других городов области и регионов страны. За подготовленных мастеров обычно благодарят. Ни одной «рекламации» за шесть лет на ученика не было.

Для пламенных моторов

— Это одна из точек роста нашего предприятия — подготовка высококвалифицированных специалистов, — объясняет Руслан Мустафин, технический директор, ставший нашим экскурсоводом по заводу. — В стратегии развития «Агрегата» можно выделить несколько направлений: подготовка кадров, современное высокотехнологичное оборудование, освоение новой продукции, завоевание рынков, в том числе и зарубежных.

По заверению нашего сопровождающего, реконструкция не носит точечного характера. Меняется абсолютно все — от прежних помещений остаются только стены и крыша. После капитального ремонта устанавливается новое оборудование.

— Вся модернизация осуществляется только за счет собственных средств, — уточняет Руслан Тимиргалеевич. — Обновление ведется без остановки работ основных и вспомогательных цехов. Особые требования и к самому производству. Высокоточные детали изготавливаются в минимальном временном цикле и с минимальным объемом финишных операций. Это позволяет квалификация специалистов и высокоточность станков. К слову, точность измерений в лаборатории исчисляется микронами.

Небольшой нюанс, на котором сделал акцент технический директор: для знакомства с новинками мирового станкостроения нет необходимости ехать на выставки оборудования в Москву или иные столицы других стран. Практически все они представлены на заводе «Агрегат». Для профессионалов многое скажут названия фирм — мировых лидеров: Mazak, Mori Seiki, Hanwha, Mitutoyo. Не случайно экскурсии на завод стали обязательной программой при посещении региона представительными делегациями. Да и с предприятий авиационной отрасли сюда привозят делегатов для представления, как должно быть организовано производство.

На участке комплексной обработки, как, впрочем, и на других участках завода, невозможно было сдержать обещание, данное генеральному. Блеск и глянец полов, стен, самих станков, работающих практически бесшумно, работники в стильной униформе... Перечислить все атрибуты циклов производства действительно европейского (не в плане географии, а в части технологичности и культуры) уровня можно еще долго. А учитывая, что на заливных полах в цехах оставлены площади для дополнительного оборудования, мощности «Агрегата» могут быть увеличены как минимум на четверть.

На красочном стенде — часть изделий «Агрегата», которые в настоящее время устанавливают практически на все российские самолеты и вертолеты. Так, топливорегулирующая аппаратура, предназначенная для всех модификаций самолета Су-27, дает возможность работы его двигателю в самых экстремальных ситуациях.

— Вот этот агрегат состоит из двух с половиной тысяч деталей, — показывает на изделие Руслан Мустафин. — Здесь присутствуют узлы, являющиеся, по сути, гидромеханическими счетно-решающими устройствами, выполняющими функции управления режимами работы двигателя.

Говоря о высокой культуре производства и уровне социальной ответственности, сюда можно добавить фешенебельные (другого слова не подобрать) комнаты для гигиены и приема пищи в каждом подразделении. Не случайно помещение для смены одежды называется гардеробом. А есть еще столовая и медицинский центр. Последние доступны не только для работающих на предприятии, но и для всех желающих.

Китай — дело тонкое

Не одной авиацией живет «Агрегат». В 90-х годах они нашли еще одну свою нишу уже на рынке гражданской продукции и стали выпускать гидравлический аварийно-спасательный инструмент.

— Он оказался востребован не только в структурах российского МЧС, но и в Китае, — отметил наш сопровождающий. — Мы уже три года поставляем им нашу промышленную гидравлику.
Стать экспортерами насыщенного китайского рынка дорогого стоит. У «Агрегата» были опасения, что их изделия станут прототипами для китайских аналогов, но партнеры четко соблюдали условия договоров. Более того, азиатская фирма предложила ряд усовершенствований, которые диктовали потребители. Компания занималась не только продажей промышленной гидравлики, но и сервисным обслуживанием, поэтому за бренд «Агрегат» они отвечали в полной мере наряду с производителями. И совместный проект дал свой результат: модернизированные инженерные инструменты были доведены практически до эталонного уровня. Это оценили и отечественные потребители. Только в отличие от заграницы у нас еще не отлажена обратная связь — процесс принятия прошел «по умолчанию».

Конструкторы «Агрегата» пошли еще дальше, предложив новую разработку — аварийно-спасательный инструмент серии С4. Он имеет дистанционное управление и позволяет проводить работы, находясь на безопасном расстоянии от объекта. Подобного нет ни у кого из отечественных и зарубежных производителей.

Диверсификация не обошла стороной и «Агрегат». Если года три назад он был ориентирован на лидерство в авиастроении, то сейчас он освоил оборудование и для наземной техники. И в гражданском направлении потенциал предприятия достаточно высок. Выпускаемые «Агрегатом» изделия  востребованы и на рынке газонефтяной отрасли. Без заказов завод не останется при любой ситуации в экономике.

— К сожалению, государственно-частное партнерство не получило своего должного развития, — остудил наш восторг Василий Изюмов, генеральный директор. — Не могу и сказать, что государство поддерживает здоровую конкуренцию. Предприятия, не входящие в интегрированные структуры, имеющие в своем активе частный капитал, оказываются в стороне. Мы стараемся своими достижениями доказать, что нам по силам создавать конкурентоспособную продукцию в масштабах региона, страны и мира. Модернизация, начатая 10 лет назад, будет продолжаться.

...На брусчатке перед центральной проходной «Агрегата» стоит монумент отцу советской атомной бомбы Игорю Васильевичу Курчатову. Объяснение простое: легендарный физик родился в Симе. Можно даже не сомневаться — ученый мог бы гордиться успехами земляков.

Поделиться

Публикации на тему
  • Сегодня | 15:48
    Продать идею. На Южном Урале обсудили перспективы креативных индустрий

    Челябинск стал первым из городов Урала, где прошел форум «Российская креативная неделя». Это событие по-настоящему уникальное, особенно для города с богатой промышленной историей. Креативные индустрии, которым целиком посвятили это событие, представлены товарами или услугами, являющимися результатом интеллектуальной и творческой деятельности. На Южном Урале в последние годы этот сектор экономики развивается особенно бурно.

  • 23.04.2024 | 15:10
    Гонки и цифры. Челябинск принял молодежный IT-форум

    Челябинск в очередной раз стал площадкой проведения всероссийского IT-форума. Если год назад слет был ориентирован по большей части на взрослую аудиторию, то в этот раз мастер-классы, конкурсы и другие активности подготовили с прицелом на молодежь. Школьники и студенты быстро осваивают новые технологии, поэтому название форума «на ТЫ с IT» стало очень символичным.

Новости   
Спецпроекты