Будущее, которое показала нам «Стройтехника»

29 Апреля 2015
Будущее, которое показала нам «Стройтехника»

Когда власти страны объявили о политике импортозамещения, никто и не спорил, что задача эта одна из труднейших.

А когда поставили цель через два года выйти из кризиса и пойти в рост, некоторые указывали, что сроки могут оказаться слишком малы. Однако в Челябинской области есть предприятия, которые доказывают, что для оптимистических прогнозов есть все основания.

Завод «Стройтехника», что находится в Златоусте, кажется перенесенным в наше время из близкого (по крайней мере, хотелось бы на это надеяться) будущего России. Где у сравнительно небольшого предприятия огромные планы и возможности по их воплощению. Где руководители вкладывают доходы не в виллы за рубежом, а в модернизацию, современные дома для своих сотрудников и парки, музеи, которыми могут пользоваться все желающие. Наконец, это то будущее, где занимаются не отверточной сборкой и перепродажей, а разработкой и внедрением собственных технологий.

А самое отрадное то, что для Златоуста и завода «Стройтехника» это самое  что ни на есть настоящее. Таков результат грамотной стратегии, которую в свое время выбрал основатель «Стройтехники» Валерий Ростов, доныне возглавляющий совет директоров предприятия.

Не сверхзадача, а обычная работа

Стройтехника_Белов-Алексей-Николаевич.jpg— Еще до изменения рыночной ситуации сама жизнь заставила нас заняться импортозамещением, — рассказывает генеральный директор завода Алексей Белов. — В сытые годы мы достаточно много использовали импортных комплектующих, но в начале 2014 года поставили сами перед собой вопрос:   кто мы? Обычная отверточная фирма или серьезное предприятие с 25-летней историей, которое может само производить необходимое оборудование? Ответ для нас был очевиден. И оказалось, что мы легко можем уйти от многих импортных деталей. Так практически на 90 % мы решили проблему шнековых транспортеров — рынок, где до недавнего времени монополия итальянских производителей была абсолютной. С этого года мы выпускаем свои шнековые транспортеры, не уступающие итальянским. То же касается редукторов — иностранцы выпускают неплохие, но они не вполне приспособлены к реалиям производства и конечного потребителя именно здесь, в России. Ведь что необходимо? Чтобы в любой, самой отдаленной точке на карте можно было редуктор разобрать и собрать, как автомат Калашникова, и заставить работать. Мы уже готовы в ближайшее время приступить к выпуску собственных редукторов.

Интересно, что программу по импортозамещению на заводе приняли еще до всем известных инициатив президента Владимира ПУТИНА. Программа завода состоит из 18 пунктов, а экономический эффект оценивался в 7 миллионов рублей, причем это еще по старым ценам.

— Это не какая‑то сверхзадача, — подчеркивает Алексей Белов. — Обычная  запланированная работа.
А вот и результаты этой работы — до конца года планируется выпустить не менее четырех видов новой продукции,  в их числе очередная разновидность вибропресса «Рифей». Вибропрессы, способные производить стеновые блоки, карнизы, парапеты, столбы ограждений, облицовочную и тротуарную плитку, даже топливные брикеты из опилок, в свое время принесли известность «Стройтехнике».

Также в списке планируемых новинок быстромонтируемый бетонный завод контейнерного типа — его можно привезти на объект, быстро собрать, а затем так же оперативно разобрать и увезти на новое строительство. На заводе учли и еще одно требование рынка, когда потребители стремятся снизить затраты, — также будет выпускаться бетонный завод меньшей производительности, но зато более доступный по цене.

Все вложения за счет своих средств

Стройтехника_Трубченинов-А.jpg— Проблему с чрезмерным засильем импорта мы заметили давно, — рассказывает первый заместитель генерального директора Александр Трубченинов. — К примеру, с гидравликой в стране вообще паралич. Мы столкнулись с тем, что от одного из местных предприятий брак пошел, тогда решили выпускать собственный гидроцилиндр. Трубу, правда, приходится использовать итальянскую — тут уж другим производителям в России надо подумать, почему не можем производить свою.

Сказался и опыт прошлых кризисов. Пожалуй, именно на заводе «Стройтехника» правильно поняли известную истину, пришедшую из Китая, где, как известно, иероглиф «кризис» состоит из двух знаков: один из них означает «опасность», а другой «возможность». Так уж получилось, что во время одного из прошлых кризисов завод получил немалые средства, которые решено было вложить в модернизацию производства, закупку нового оборудования. Такой подход  оправдал себя в полной мере. Примечательно, что за всю свою историю завод ни разу не брал кредиты в банке — все вложения только за счет своих средств.

— Это сугубо прагматичный подход, — пожимает плечами Александр Трубченинов. — На Западе действительно многие предприятия развиваются за счет банковских кредитов, но там ставка составляет 2-4 % годовых при инфляции в 1-1,5 % или же вовсе дефляции. У нас же при 20 % годовых четверть дохода придется отдавать. Это ненормально. Вот в этом случае импортная модель нам бы куда больше пригодилось, но ничего не поделаешь. Приходится обходиться собственными средствами, а вкладывать, поверьте, есть куда.

Высота Красной Горки

Конечно же, никакая политика импортозамещения не принесла бы своих результатов без высококвалифицированных специалистов. О том, на какой уровень поставлена на заводе «Стройтехника» кадровая политика, говорит тот факт, что всех сотрудников здесь принимают только по конкурсу. Испытательный срок — обязателен.

— Именно люди  нашего коллектива позволили добиться нынешнего нашего положения, а значит, люди и есть главная ценность предприятия, — поясняет Алексей Белов. — Для меня главное, чтобы мой сотрудник, ч истый сол в чистый современный современный цех, выполнил свою задачу на значит, люди и есть главная ценность предприятия, — пто бы ни случилось в стане и в мире, пришел в чистый цех, выполнил свою задачу на современном высокопроизводительном станке и получил бы деньги за свою работу точно в положенный срок. И чтобы через следующие 25 лет его дети пришли к нам на завод к еще более новым и современным станкам.

Одним из наиболее ярких примеров того, что ответственная политика «Стройтехники» вовсе не ограничивается заводом, служит поселок Красная Горка — подлинное украшение всего Златоуста. Глядя на красивые дома, мало кто из гостей поначалу верит, что здесь живут не бизнесмены, а сотрудники предприятия, причем жилье они получили от завода бесплатно. Но если жилье все-таки здесь построили для своих, то башню-колокольню с часовней Святого Иоанна Златоуста, а также современную спортивную площадку — для всех златоустовцев. И это еще не все — в год 25-летнего юбилея предприятия «Стройтехника» дарит городу Горный парк имени Павла Бажова. Идея парка принадлежит Валерию Ростову. На территории парка разместятся скульптурные композиции, изображающие героев бажовских сказов, галерея с музеем минералогии и сувенирной лавкой, экспозицией, посвященной златоустовским ремеслам. Уже установлена фигура Хозяйки Медной горы рядом с необычным фонтаном в виде водопада, ниспадающего с огромных диких валунов.

Предполагается, что зимой этот водопад будет застывать живописными ледяными каскадами.
Строится поблизости с Горным парком и гостевой комплекс с концертным залом — работы тут еще идут, а вот первый концерт уже состоялся, причем американского коллектива. Остается только помечтать о том времени, когда на такую же высоту, какую демонстрирует «Стройтехника» со всеми ее достопримечательностями, поднимутся в социально значимых программах и другие предприятия.
Но главным для «Стройтехники», конечно,  является модернизация и расширение собственного производства. На заводе продолжается техническое перевооружение — идет запуск сварочных роботов. Такой автоматизацией пока может похвастаться мало какое предприятие в регионе. Открываются дополнительные производственные площадки.

В своей работе на перспективу на предприятии рамками завода не ограничиваются — готовы войти на уровне кооперации в станкостроительный кластер, который формируется в Челябинской области по инициативе губернатора Бориса Дубровского.

— Тут все просто, — поясняет генеральный директор. — Пока ты крутишь педали, ты едешь как на велосипеде. Как только перестанешь, то какое‑то время, конечно, проедешь по инерции, но потом упадешь. А мы падать не собираемся, у нас впереди еще долгая дорога.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты