Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Чтоб сказку сделать былью. Челябинск наладит скоростное сообщение с Екатеринбургом

30 Июля 2015 Автор: Станислав Смирнов
Чтоб сказку сделать былью. Челябинск наладит скоростное сообщение с Екатеринбургом

Южный Урал намерен «влиться» в схему строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва-Пекин — с этой целью планируется наладить скоростное сообщение между Челябинском и Екатеринбургом. Эксперты воспринимают эту идею неоднозначно — одни просчитывают эффект от создания агломерации, другие советуют не увлекаться фантастикой.

Встроиться в идею

Челябинская область будет бороться за включение региона в план строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Пекин. С этой целью планируется наладить скоростное сообщение между Челябинском и Екатеринбургом. Об этом стало известно в ходе недавнего визита на Южный Урал президента РЖД Владимира Якунина.
   
Идея скоростного поезда между Москвой и Пекином нашла положительный отклик со стороны возможных партнеров, отметил глава РЖД. «Мы провели предварительные переговоры с китайскими и казахстанскими коллегами, и они подтверждают, что если высокоскоростная магистраль придет, согласно оригинальному плану, из Москвы в Екатеринбург, то тот же Казахстан хотел бы сделать у себя соответствующий высокоскоростной участок до Китая, а Китай, сами знаете, развивает высокоскоростное движение семимильными шагами».

Напомним, о намерениях Китая построить ВСМ между Пекином и Москвой стало известно в начале этого года. Согласно планам протяженность дороги составит семь тысяч километров, строительство магистрали обойдется в 1,5 трлн юаней ($242 млрд). Муниципальные власти Пекина поясняли, что новая железнодорожная линия должна облегчить путешествие по Европе и Азии — время в пути между столицами КНР и РФ сократится с пяти до двух дней. Ожидается, что проект строительства железнодорожной магистрали будет реализован в течение восьми-десяти лет.

Напомним, о строительстве ВСМ Екатеринбург-Челябинск на «Иннопроме‑2015» заявил экс-губернатор Свердловской области, а ныне первый вице-президент РЖД Александр Мишарин. По его словам, экономический эффект от созданной агломерации составит около 500 млрд рублей до 2030 года. Сейчас рассматриваются два варианта ВСМ. Первый — строительство новых путей от Екатеринбурга до Каменска-Уральского, а затем модернизация путей до Челябинска. Второй — через город Касли.

Именно второй вариант в правительстве Челябинской области считают оптимальным, поскольку эта ветка, как предполагается, пройдет через предприятия Росатома.

Борис Дубровский активно поддерживает и продвигает идею запуска скоростного поезда между Челябинском и Екатеринбургом. «Для нас высокоскоростная магистраль Екатеринбург — Челябинск — это возможность встроиться в идею Москва — Пекин», — заявил глава региона. Для «успешного встраивания», как отметил Дубровский, необходима трассировка проекта в части строительства участка по линии Челябинск — Касли — Екатеринбург. Об этом на прошлой неделе сообщила пресс-служба главы региона. С этой целью правительство региона намерено создать специальную рабочую группу, которая будет решать два основных вопроса: разработка техзадания на проект участка ВСМ на линии Челябинск — Касли — Екатеринбург и создания корпорации развития ВСМ «Челябинск — Касли — Екатеринбург» в организационно-правовой форме открытого акционерного общества с формированием пула инвесторов проекта.

По подсчетам свердловских экспертов, строительство скоростной железнодорожной магистрали Екатеринбург — Челябинск обойдется в 150 млрд рублей. Работы на этом отрезке должны начаться после окончания строительства ВСМ Москва — Казань (старт работ на этом участке анонсирован на 2016 год). Предполагается, что пассажиропоток по маршруту Челябинск — Екатеринбург составит 2,7 миллиона человек в год. Стоимость же проезда пока планируется на уровне 700 рублей. Сроков появления скоростной дороги Челябинск — Екатеринбург пока нет, но по транспортной стратегии она должна заработать до 2030 года.

Полет фантазии?
   
Свердловчане оптимистичны в своих прогнозах относительно будущей ВСМ и предсказывают ускоренное развитие промышленности: строительство дороги, по их мнению, даст импульс машиностроению, металлургии, другим отраслям. Среди других факторов «монетизации» магистрали эксперты называют повышение мобильности населения, оживление трудовой миграции в УрФО.

Появление ВСМ даст региону колоссальный экономический эффект, цитирует «РГ» управляющего директора Федерального центра проектного финансирования ВЭБ Ильи Пономарева. «Самые грубые расчеты показывают, что для прокладки одного километра ВСМ в среднем необходимо 16 тыс. куб. м щебня, 15 тыс. железобетонных изделий, 125 тонн металлоконструкций, 25 тонн рельсов. Очевидно, что все эти материалы по возможности будут поставляться с местных предприятий», — уверен Пономарев. Во-вторых, благодаря масштабным инфраструктурным проектам в регионах появятся новые вакансии. Мировой опыт прокладки магистралей показывает, что каждая тысяча километров требует создания 11 тыс. рабочих мест.

При этом только на стадии возведения ВСМ объем внутренних региональных продуктов Свердловской и Челябинской областей может вырасти на 85 млрд руб. в год, отмечает Илья Пономарев.
   
Однако руководитель Научно-образовательного центра развития региональных социально-экономических систем Института экономики УрО РАН и ЧелГУ Сергей Гордеев называет эти расчеты спорными, поскольку никто не может гарантировать, что будут созданы все необходимые условия для достижения таких показателей. «Правильнее было бы не считать дутые миллиарды, а задать себе вопрос: есть ли у нас какие‑то другие, альтернативные векторы интеграции в соседний регион? Их практически нет. Поэтому нужно считать строительство ВСМ обязательным условием жизнеобеспечения наших областей».    Гордеев не сомневается, что скоростная магистраль Челябинск — Екатеринбург рано или поздно будет построена, но считает лишним вопрос о том, будет ли это сделано в рамках транспортного коридора Москва — Пекин. «Это пока лишь декларация о намерениях, скорее лозунг. Еще даже участок Москва — Казань не начали строить. Но высокоскоростное сообщение Челябинск — Екатеринбург — это объективная необходимость, поскольку более тесный контакт между регионами принесет синергетический эффект, города получат новое качество роста, — говорит он. — Вообще, главное не в том, будет этот кусок построен или нет, а в том, что впервые за последние 10-15 лет Челябинская область начинает фигурировать в проектах федерального значения. Мы возвращаемся из небытия».
   
Фантазии все это, говорят другие эксперты, отказываясь верить в то, что Челябинск «впишется» в транспортный коридор Москва — Пекин. Эти сообщения и раньше подвергались сомнениям. После того как стало известно о намерениях Китая по строительству ВСМ, федеральные СМИ писали, что магистраль свяжет центр страны, Поволжье и Урал: Москву, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Пермь, Уфу и Челябинск. Однако вероятность того, что маршрут Пекин — Москва проляжет через областной центр, эксперты называли «практически нулевой». По их мнению, бессмысленно тащить ветку через Екатеринбург и Челябинск — если посмотреть на карту, то логичнее после Казани сворачивать на Уфу и дальше на Казахстан. Да и кто поедет из Пекина в Москву поездом, когда есть самолет, который преодолевает расстояние между городами за шесть часов?
   
«ВСМ Челябинск — Екатеринбург — это просто вариант для обсуждения, не более того, — отмечает независимый эксперт Алексей Шестаков. — Зачем нужно это сообщение? Здесь нет такого трафика, как, скажем, между Москвой, Нижним Новгородом и Санкт-Петербургом».    Транспортный коридор Москва — Пекин может пройти через Казань, Уфу и Оренбург, то есть даже Екатеринбург под вопросом, отмечает гендиректор консалтинговой фирмы «КЭМП» Яков Гуревич, ссылаясь на заявление министра транспорта РФ Максима Соколова. Напомним, в начале июля министр провел пресс-конференцию в Уфе по вопросам сотрудничества в сфере транспорта в рамках ШОС. Как передает ИА Башинформ, часть трассы между Москвой и Санкт-Петербургом будет готова к 2018 году, далее трасса пойдет по существующей магистрали М7 — Волга, по территории Чувашии выйдет к Татарстану, а также пройдет по территории Башкортостана, откуда направится в Оренбург. Как было отмечено, при проектировании новой трассы предусматривается обход населенных пунктов и крупных мегаполисов, в частности, в этом году началось строительство восточного обхода Оренбурга.

«Ласточка» влетит в копеечку?
   
О возможности строительства скоростного сообщения Челябинск — Екатеринбург говорят давно. Еще в 2010 году президент РЖД обмолвился о намерениях запустить между двумя городами-миллионниками скоростной поезд «Сапсан» производства немецкой Siemens, способный развивать максимальную скорость 250 километров в час.

Изначально к реализации этого проекта хотели приступить в 2013 году, но сроки пришлось скорректировать — в ноябре 2012 года Якунин заявил, что строительство скоростной железной дороги Челябинск — Екатеринбург начнется только после 2020 года. Теперь же, когда снова заговорили о ВСМ, про «Сапсаны» не вспоминают — сейчас железнодорожники изучают возможность расширения географии курсирования дневных электропоездов «Ласточка» (тоже производства Siemens, но попроще).

В апреле этого года в Челябинской области был запущен пробный рейс, участие в запуске принимал начальник ЮУЖД Виктор Попов. По его словам, опытные поездки электропоезда «Ласточка» показали, что время их следования на 1,5 часа меньше в сравнении с пригородными пассажирскими поездами, а также автобусами. От Екатеринбурга до Челябинска можно доехать за 3 часа 7 минут, от Челябинска до Кургана — за 2 часа 9 минут, от Кургана до Екатеринбурга — за 4 часа 9 минут.
   
Первоначальная дата полноценного запуска «Ласточки» на Южном Урале назначена на 2017 год. Однако Владимир Якунин к идее отнесся настороженно. «Нужно понимать, что «Ласточка» — это дорогой подвижной состав. Его использовать при скоростях 60−80 км/ч это все равно, что компьютером костыли забивать. Ну еще 120−140 имеет смысл. От этого зависит окупаемость подвижного состава и ценник, который будет выставляться. Но хозяин — барин. Смотрите сами», — прокомментировал идею президент РЖД Владимир Якунин.

Необходимость запуска «Ласточек» от Челябинска до Екатеринбурга эксперты тоже считают сомнительной. «Напрямую от Челябинска до Екатеринбурга 200 км, а по железной дороге — 270 км. То есть «Ласточка» должна везти лишние 70 км. Это время и деньги», — отмечает Гуревич. Отвечая на вопрос, нужна ли все-таки нам скоростная ж.-д. магистраль Челябинск — Екатеринбург, эксперт указывает, что региону нужна транспортная стратегия с обоснованием потребностей и постановкой задач. «Пока нет стратегии, все это пустая болтовня», — говорит он.

Между тем свердловчане уже получили от Якунина «добро» на эксплуатацию «Ласточек» внутри региона — в ответ на просьбу свердловского премьера Дениса Паслера президент РЖД распорядился передать четыре состава в аренду Свердловской пригородной компании, в том числе один премиум-класса. Ожидается, что в распоряжение СПК они поступят в октябре этого года.


Скоростной электропоезд «Ласточка» (Desiro RUS) состоит из пяти вагонов, общая длина всего состава достигает 130 м. Электропоезд может развивать скорость до 160 км/ч. Количество посадочных мест: 409 обычных, четыре места для инвалидов, 30 — с откидными сидениями. Первая «Ласточка» была выпущена в мае 2014 года. Сейчас межрегиональные «дневные» поезда связывают только столичный регион с Санкт-Петербургом и рядом крупных областных центров. До конца 2015 года планируется выпустить до 30 «Ласточек». По условиям контракта между «РЖД» и «Сименс» в следующие пять лет в эксплуатацию должны запустить не менее 1200 вагонов скоростных пассажирских электропоездов нового поколения.

21.01.2021 | 11:06
Невольные хлеба. Челябинские компании переводят работников на самозанятость

Челябинские компании под шумок пандемии переводят работников на самозанятость, чтобы сэкономить на налогах. Такая схема оптимизации налогообложения противоречит закону, но ковидные ограничения помешали наработать практику выявления подобных нарушений, указывают юристы.

14.01.2021 | 15:57
Спасение льготами. В регионе подсчитали объемы «антиковидной» поддержки бизнеса

С 20 марта по 2 декабря 2020 года предприниматели региона получили около 11 млрд рублей на возобновление деятельности и неотложные нужды. «Антикризисные» программы льготного кредитования бизнеса сработали эффективно, отмечают эксперты.

21.01.2021 | 11:06
Невольные хлеба. Челябинские компании переводят работников на самозанятость

Челябинские компании под шумок пандемии переводят работников на самозанятость, чтобы сэкономить на налогах. Такая схема оптимизации налогообложения противоречит закону, но ковидные ограничения помешали наработать практику выявления подобных нарушений, указывают юристы.

13.01.2021 | 09:47
Какие законы вступают в силу в январе 2021 года

Увеличение МРОТ и прожиточного минимума, налог «на богатых», расширение сельской ипотеки, отмена устаревших административных актов в рамках «регуляторной гильотины» и некоторые другие нововведения первого месяца 2021 года — в нашем материале.

Новости   
Спецпроекты