Электрички из Верхнего Уфалея и Еманжелинска до Челябинска вернули, но проблемы остались

10 Февраля 2015
Электрички из Верхнего Уфалея и Еманжелинска до Челябинска вернули, но проблемы остались

Функционирование междугороднего железнодорожного сообщения — деятельность убыточная и субсидируемая не только у нас, но и, например, в Европе, однако она прочно завязана на социальной сфере, и поэтому все изменения в ней болезненны и резонансны

Функционирование междугороднего железнодорожного сообщения — деятельность убыточная и субсидируемая не только у нас, но и, например, в Европе, однако она прочно завязана на социальной сфере, и поэтому все изменения в ней болезненны и резонансны.

В Челябинской области первые проблемы появились в этом направлении в 2010 году, когда РЖД постепенно отстранилась от данного вопроса, в связи с чем был заключен договор со Свердловской пригородной компанией. С этого момента начался поэтапный перенос убытков на областной бюджет, а значит — сокращение маршрутов. Только в 2013 году было отменено сразу 38 пригородных поездов. Ситуация же с отменой 12 поездов в этом году (в частности, между Верхним Уфалеем и Челябинском, областным центром и Еманжелинском, Верхним Уфалеем и Екатеринбургом) вызвала всплеск народного недовольства, гул которого добрался до федерального уровня. Электрички вернули, однако ситуация с пригородным железнодорожным транспортом продолжает оставаться напряженной, договор на перевозки заключен только на первый квартал 2015 года, а что будет дальше, никому не известно.

— С 1 января 2015 года произошло увеличение ставок по оплате инфраструктуры, в которую входят и рельсы, и шпалы, и вокзалы. Раньше 99 % этих затрат компенсировал федеральный бюджет, теперь он будет покрывать расходы только на сумму 25 миллиардов рублей в год при минимальной потребности в 36, — комментирует ситуацию Сергей Смольников, заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области. — Областной бюджет теперь вынужден затрачивать на данную сферу в 25 раз больше средств, чтобы хотя бы сохранить ситуацию на уровне прошлого года. Договор со Свердловской пригородной компанией заключен только на первый квартал, что будет дальше, мы сказать не можем. И резать поэтому пришлось по живому. Маршрут Верхний Уфалей — Челябинск показался оптимальным для сокращения вариантом, поскольку его можно назвать «золотым». Это неэлектрифицированный участок, по которому ходят специальные рельсовые автобусы повышенной комфортности, а убыточность такого движения составляет порядка 50 миллионов рублей в год. Мы планировали компенсировать это сокращение введением дополнительных автобусных маршрутов по пятницам и воскресеньям. Впрочем, это не помогло бы студентам, скидка на проезд которым не распространяется на автобусный транспорт. Вообще же, хотелось бы вернуть ситуацию на прежние позиции, когда областной бюджет должен был покрывать только 1 % убытков. Обсуждаются также вопросы сокращения НДС, но сейчас мы находимся в очень непростом положении, и неясно, что будет дальше.

Есть проблемы и в отношениях со Свердловской пригородной компанией:

— Они игнорируют наши просьбы о том, чтобы поставить в вагонах счетчики на вход и выход для измерения средней наполняемости вагонов, поэтому определять ее нам приходится выборочно и вручную, а это не самый надежный метод, который зависит от разных факторов, в том числе и от погоды, и не дает полной картины, — отмечает Мария Сластникова, начальник отдела государственного регулирования цен (тарифов), не входящих в сферы локальных монополий министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области.

На данный момент ориентировочная населенность междугородних электричек области, по словам Сергея Смольникова, составляет лишь 12 %. В регионе курсирует 59 пассажирских составов.Цены же на электрички, как правило, немного ниже, чем на автобусы. Например, автобусное путешествие от Верхнего Уфалея до Челябинска обойдется в 342 рубля, а с помощью железной дороги до конечного пункта можно добраться за 315 рублей (вдвое меньше для студентов).

Лев Фадеев

 

Читайте также:

Путин спасет. Отмена электричек в Челябинской области добьет глубинку

Со станции Верхний Уфалей ушла последняя электричка

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты