Геннадий Воронин, челябинский квасовар: «Развитие квасного бизнеса никому не нужно, кроме китайцев»

24 Сентября 2015 Автор: Станислав Смирнов Фото: Александр Чуносов
Геннадий Воронин, челябинский квасовар: «Развитие квасного бизнеса никому не нужно, кроме китайцев»

Челябинский предприниматель планирует наладить производство кваса в китайском Харбине. Чем обусловлен интерес предпринимателей из Поднебесной — в нашей беседе с квасоваром Геннадием Ворониным.

На прошлой неделе челябинские СМИ сообщили о намерениях челябинского квасовара выйти на мировой рынок: технологией Геннадия Воронина заинтересовались китайцы. Любопытно. Неужели китайцам так понравился исконно русский напиток, что они решили взяться за его производство и уже обговаривают с автором технологии условия контракта?

Впрочем, как рассказал «ЮП» сам предприниматель, жителям Поднебесной квас давно известен. Любовь к этому напитку у китайцев появилась еще больше века назад, когда строилась Китайско-Восточная железная дорога. Именно русские промышленники завезли квас в Китай, и сейчас он пользуется большим спросом. Его часто подают к китайским пельменям.

«Чисто китайский не пошел»

 — Саму технологию кваса я разработал еще в 1998 году, а с китайским впервые столкнулся в 2008-м, — рассказывает Геннадий Воронин. — При русском ресторане, в котором я работал, открылся еще и японский. И вот как-то хозяин спрашивает: почему в русском есть квас, а в японском нет? Хотя японцы, на самом деле, квас не делают. А у нас на производстве пельменей работал китаец Джан из Хабаровска, я и решил узнать, как делают квас у него на родине. Так получилось, что его родня этим занимается. И, когда я получил всю информацию и закупил все нужные ингредиенты, начал делать квас по китайскому рецепту.
 
— Вкусно?

 — Помните, еще во времена Горбачева делали брагу — такой мутно-белый кислый напиток получался? Очень похоже на китайский квас. Джан попробовал — большой палец показывает, дескать, круто. А наше начальство, когда попробовали, говорят: «Нет, такое нельзя подавать». Поэтому я еще целый месяц был занят тем, что адаптировал напиток к русскому вкусу. Чисто китайский не пошел.
 
— Начальство в результате осталось довольно?

— По вкусу одобрили, но встал другой вопрос: делать такой квас оказалось долго и достаточно затратно, так что ресторан отказался брать за такую цену. А позже, когда мы отмечали 80-летие ВДВ в китайском ресторане на Северо-Западе, мы договорились с владельцем (он тоже наш брат-десантник), что я буду поставлять ему китайский квас. Причем только ему.

Харбин «проснулся»
 
— Как о вас китайцы узнали?
 
— Лет восемь назад я работал в НП «Технопарк ЮУрГУ-Полет», был единственным, кто занимался там пищевыми технологиями. С нами работал челябинский изобретатель и математик Николай Иванович Горбунов. Около трех лет назад он читал лекции в Китае, в том числе в Харбинском политехническом институте, и рассказал местным обо мне. В прошлом году, когда в Челябинске проходил русско-китайский форум, мы встречались с руководством фирмы «Юмэк», которая является официальным представителем Хэйлунцзянского правительства. А еще до того, как сесть за стол переговоров, я устроил им дегустацию. В общем, китайцы сказали, что готовы брать по 20 тонн сухого кваса в месяц.
 
— Чем конкретно обусловлен их интерес? Речь ведь идет не только о вкусовых качествах?
 
— На приготовление определенного объема китайского кваса по классической технологии уходит 64 часа. А у меня — 12 часов! Представляете, какая экономия? Ну и качество, конечно, тоже имеет значение. Насколько я знаю, они планируют открыть свое производство на полуострове Хайнань, это у них курортная зона по типу нашего Крыма. Я предложил им заказать оборудование здесь, но они хотят использовать свою технику. Это непросто — адаптировать технологию под чужое оборудование. Поэтому я запросил технологические параметры, и после этого была долгая пауза.

И вот в августе Харбин «проснулся». Теперь я предлагаю организовать производство в Китае и запустить совместный проект здесь, в Челябинске. То есть они вкладывают деньги, я — интеллектуальную собственность. Может быть, мы здесь привлечем еще стратегического российского инвестора. Рынок у нас очень емкий и, главное, прикормленный. Китайцы согласились, сейчас они готовят договор. Тут еще другая интересная тема всплывает — квасные коктейли. Возможно, в перспективе мы будем через Китай внедрять принципиально новые технологии, которые не востребованы здесь.
 
— Не востребованы?
 
— В свое время я обращался к бывшему губернатору, мне сказали: «Нам это не интересно». Обращался к ряду крупных предпринимателей, они прямо сказали: «Даем тебе немного, и на этом все». Я уже пять лет хожу с этой идеей, а меня никто не слушает, отправляют в технопарк. Кому это надо? На сегодня — никому. А ведь у нас есть все, чтобы вывести производство на промышленные объемы. У нас огромный сырьевой потенциал, великолепная научная база, собственное машиностроение, переработка... Можно даже создать прогрессивный кластер и перенести производство в любую точку мира: Франция, Израиль, Египет, Индия в конце концов. Квас, между прочим, убивает холерный эмбрион в течение 20 минут.

Кстати, ваша газета стала мне своего рода крестной матерью. Лет восемь назад Лидия Старикова написала статью под названием «Квасной патриот», а через два дня мне позвонили из редакции и сказали, что со мной пытается связаться известный предприниматель Вячеслав Зайцев, который держал «Северный двор», «Потребительский рынок». Я пытаюсь дозвониться к нему на работу, а мне говорят: «Можешь не приезжать, его три часа назад расстреляли в собственной машине». Вот так разминулись мы с ним... Но, тем не менее, интерес был.

Просто скупят
 
— А не было у вас идеи производить какие-то другие напитки, кроме кваса?
 
— Разные есть наработки. Например, можно лекарственные средства производить на основе кваса. Совсем недавно разговаривал с ребятами из ЮУрГУ, которые когда-то ездили на раскопки, в том числе на Аркаим. И вот они там нашли керамику со следами зерен, которые подверглись биологическим преобразованиям, то есть процессу брожения. Я уже узнал, где делают аналоги, и сейчас, в принципе, можно сделать напиток с пятитысячелетней историей.
 
— Сколько китайцам придется заплатить, чтобы взять вашу технологию на вооружение?
 
— Это будет зависеть от ряда факторов, вот и будем торговаться. Смотря на что китайцы замахиваются. Сто лет назад купец Чурин пришел в Китай, поставил им цех и дал технологию, и вот эти сто лет китайцы по ней проработали. Сейчас я приношу технологию, которая, грубо говоря, в четыре раза эффективнее. Китайцам нужно будет ответить на простой вопрос: «Сколько времени вы хотите ее использовать?» Полагаю, следующие сто лет они смогут по ней работать.

Ориентируюсь на сумму порядка 10 млн долларов на 20 лет. Но я-то передаю технологию в виде ноу-хау, которое не отражается в патенте. Свердловчане пытались делать квас по моему патенту: делают 30 литров — получается, делают 100 — в унитаз выливают. Потому что в ноу-хау есть моменты, которые вообще нигде не прописываются.

— Как оцениваете шансы проникновения российского малого бизнеса в Китай?
 
— Очень высоко. Потому что малый бизнес несет туда новые идеи, которые у нас не востребованы. Китайцы просто занимаются скупкой идей. Недавно пришла рассылка из ЮУТПП с предложениями по поводу Чанчуньского технопарка: китайцы приглашают к себе, они готовы финансировать любые идеи, имеющие практическое выполнение, обещают на сто процентов обеспечить. Там такие деньги вкладываются! Плюс льготы такие, что нам не снились. Они нас просто скупят.

Поделиться

17.04.2024 | 17:17
Челябинск представит креативный потенциал Урала

В областном центре пройдет окружной форум «Российская креативная неделя».

05.04.2024 | 12:22
Алексей Текслер озвучил инициативы по поддержке российских регионов

Глава региона принял участие в совещании, которое провел Владимир Путин.

31.03.2024 | 12:28
В Челябинской области смогут устанавливать правила работы для «наливаек»

Госдума расширила полномочия регионов для борьбы с такими торговыми точками.

06.03.2024 | 15:33
Юрист объяснил, что ждет «дробильщиков» бизнеса после послания Путина

В послании президента Федеральному собранию были затронуты три вопроса, связанные с правом и предпринимательством.

Новости   
Спецпроекты