Светлана Новичкова: «Челябинцы в период кризиса стали более закрытыми»
По данным Челябинскстата, число безработных в регионе колеблется около отметки в 130 тысяч человек, а уровень безработицы перешел рубеж в 7 %. В то же время, согласно сведениям главного управления по труду и занятости населения Челябинской области, в регионе нет и 30 тысяч безработных, а уровень безработицы ниже данных официальной статистики, соответственно, почти в пять раз.
- Алексей Андреев, экономист: «Уровень доходов населения вернулся к состоянию 15-летней давности»
- По безработице — рублем. Челябинская область получит 153 млн рублей на снижение напряженности на рынке труда
— Светлана Витальевна, понятно, что главное управление по труду и занятости и Челябинскстат используют разные методики при подсчете указанных показателей. Но различие все равно слишком существенное. Все-таки речь идет о 100 тысячах человек.
— Действительно, у нас разные источники информации. Сотрудники Челябинскстата, в частности, проводят ежемесячные выборочные наблюдения населения, проще говоря, интервьюеры Росстата опрашивают семьи. Расчеты основываются в данном случае на словах граждан, то есть население для нас является главным источником информации. Впрочем, работаем мы в этом направлении и с организациями, крупными и средними.
Служба же занятости учитывает только зарегистрированных безработных, отсюда и разница. Многие люди, не имеющие в данный момент работы, на учет не встают, а находят ее сами. А ведь есть еще и так называемые фрилансеры, которые официально не трудоустраиваются и в службе занятости на учете не состоят.
— И все же какой из показателей, на ваш взгляд, является более достоверным, приближенным к реальному положению дел на рынке труда?
— Эти показатели нельзя противопоставлять друг другу. Они разные. В то же время они удачно дополняют друг друга, и на их комплексном анализе можно делать выводы о том, какие рычаги управления экономикой правильнее использовать в текущий момент времени.
— Существуют ли какие-либо альтернативные системы подсчета?
— Альтернатив пока нет. Мы работаем на основе методики, одобренной Международной организацией труда. Весь мир работает с использованием данного методологического аппарата.
— Как эволюционирует и обновляется данная система? Каковы тенденции?
— Новые технологии, прежде всего информационные, позволяют ускорить работу интервьюера и меньше отвлекать респондента. Благодаря более быстрой и оперативной обработке данных, в частности с помощью компьютеров, снижаются затраты человеческого труда.
— Тем не менее главным источником информации для Челябинскстата, как вы отметили ранее, является население, а в личном общении компьютеры вряд ли помогут. Сложнее ли стало работать с людьми в период экономического кризиса?
— Проблемы во многом связаны с доверием. Люди становятся более закрытыми. Трудности в работе создают и подъезды с домофонами. Таким образом, усложняется главная задача интервьюера — расположить к себе респондента.
— Как, на ваш взгляд, можно способствовать решению данной проблемы?
— Нужно популяризовать нашу работу через СМИ, чтобы люди не относились к нам как к частной компании. Чем больше и чаще мы говорим о важности статистических данных, тем больше и доверие к ним и к нам, а значит, и откровеннее становятся люди, которые начинают понимать, что от статистики во многом зависят решения, которые принимаются на уровне правительства.
Поделиться