Страховщики встанут на ремонт? Инициатива ЦБ может лишить автоюристов заработка

3 Марта 2016 Автор: Станислав Смирнов Фото: Вячеслав Шишкоедов
Страховщики встанут на ремонт? Инициатива ЦБ может лишить автоюристов заработка

Ремонт автомобиля по ОСАГО может проводить страховая компания. В Челябинске обсудили инициативу регулятора, которая, как предполагается, поможет в борьбе с мошенничеством на рынке автострахования. 

Сегодня у автовладельца есть выбор: либо он получает деньги, либо ремонтирует машину. Зампред Банка России Владимир Чистюхин предлагает лишить автовладельца такого выбора, чтобы страховая компания сама организовывала ремонт. Если же страховщик не в состоянии его обеспечить, он будет обязан делать выплаты по расценкам, утвержденным единой методикой. Такой подход, по мнению банкира, поможет страховщикам сэкономить и бороться с мошенничеством недобросовестных автоюристов.

Замкнутый круг

Банк России выявил на рынке автострахования два вида мошенничества: во-первых, со страховщиков часто взыскивают завышенные суммы по страховке, во-вторых, рынок наводнен фальшивыми полисами ОСАГО. Как рассказал Чистюхин в интервью «Российской газете», некоторые автоюристы выкупают права у потерпевшего в аварии, а затем «отжимают» у страховщика сумму, во много раз превышающую стоимость этих прав. «Появился целый класс автоюристов, которые, по сути, должны защищать права автомобилистов, но на практике занимаются выбиванием как можно большего количества денег из страховых компаний для наполнения собственного кармана», — отметил он.

Другая проблема, по его словам, связана с полисами ОСАГО. «После увеличения тарифов некоторым гражданам покупать полис стало более накладно, чем раньше. Как результат, на рынке появились подделки, — рассказал Чистюхин. — Бывают случаи, когда автолюбители приобретают такие полисы, не зная, что это фальшивка. Им объясняют, что полис стоит чуть дешевле, потому что у страховой компании есть тарифный коридор, в рамках которого цена может варьироваться, сезонные скидки, что-то еще... Но очень часто граждане сознательно покупают подделку».

Эксперты неоднозначно расценивают предложение ЦБ. Директор челябинского филиала АО «СОГАЗ» Ирина Савчук в целом одобряет инициативу при условии, что у страховщика будет выбор по урегулированию убытков в ОСАГО: выплачивать деньги по калькуляции или проводить ремонт. «При урегулировании убытка путем ремонта заметно уменьшается риск злоупотреблений со стороны пострадавших: бывают случаи, когда заявитель получает выплату, но автомобиль так и не ремонтирует, а «потерпевший» повторно заявляет те же самые повреждения другому страховщику, — отмечает Савчук. — Еще один довод «за» при ремонте автомобиля страховщиком — это выполнение главного принципа страховой услуги — возмещение ущерба».

Директор компании «Страховой брокер «Щит» Денис Иванов называет отношения автовладельцев и страховщиков «замкнутым кругом»: страховые компании стараются сэкономить на клиентах, недоплачивая при возмещении ущерба, а автомобилисты стараются по максимуму «отжать» со страховой компании. Поэтому инициативу ЦБ Иванов поддерживает однозначно, с той лишь оговоркой, что ее «нужно доработать». «Подводных камней много, но идея здравая. Не будет денег — не будет мошенничества», — говорит он.

Другое болото?

О попытках взыскать со страховой компании оптимальные суммы на ремонт битой машины владелец сети маршрутных такси Юрий Русин отзывается двумя словами: «Время и нервы». По его словам, страховые компании предлагают отремонтировать автомобиль, попавший в ДТП, но вопрос, кто будет гарантировать качество ремонта, остается в подвешенном состоянии. «Нам на такие вопросы никогда не отвечали, — указывает предприниматель. — А ведь можно поставить и оригинальные запчасти, и такие, что выйдут из строя часа через два».

«Страховые компании действуют, с одной стороны, в рамках закона, а с другой — явно не в наших интересах. Но свой минимум автомобилист получает», — говорит председатель челябинского отделения Общества автомобилистов России Николай Живец. По его мнению, нужно оставить действующую методику расчета выплат. «Она, может быть, и небезгрешна, но сейчас этот процесс упорядочен, стало меньше возможностей ошибиться при подсчетах. А любое усложнение системы приводит к снижению ее надежности. С появлением на этом поле третьего игрока автоюристы просто сменят направление своей работы. То есть мы вылезли из одного болота, приняв не очень хорошую методику, и теперь лезем в другое», — отмечает Живец. Вместе с тем он подчеркивает, что юридические конторы действуют в рамках закона, когда выкупают права на битые машины, а потом судятся со страховщиками.

Директор центра правовой поддержки «Статус» Андрей Милованов предлагает ввести дифференциацию стоимости полиса ОСАГО: она может быть ниже, если автомобилист согласится, что ремонт машины в случае ДТП будет делать страховая компания. «Если же он в перспективе рассчитывает на выплату, то стоимость полиса будет выше», — рассуждает Милованов.

Поделиться

23.04.2024 | 15:10
Гонки и цифры. Челябинск принял молодежный IT-форум

Челябинск в очередной раз стал площадкой проведения всероссийского IT-форума. Если год назад слет был ориентирован по большей части на взрослую аудиторию, то в этот раз мастер-классы, конкурсы и другие активности подготовили с прицелом на молодежь. Школьники и студенты быстро осваивают новые технологии, поэтому название форума «на ТЫ с IT» стало очень символичным.

17.04.2024 | 17:17
Челябинск представит креативный потенциал Урала

В областном центре пройдет окружной форум «Российская креативная неделя».

31.03.2024 | 12:28
В Челябинской области смогут устанавливать правила работы для «наливаек»

Госдума расширила полномочия регионов для борьбы с такими торговыми точками.

06.03.2024 | 15:33
Юрист объяснил, что ждет «дробильщиков» бизнеса после послания Путина

В послании президента Федеральному собранию были затронуты три вопроса, связанные с правом и предпринимательством.

Новости   
Спецпроекты