Игорь Аристов: «Развитие экспорта на Южном Урале сдерживает отсутствие общероссийской стратегии»

15 Февраля 2017 Автор: Андрей Темников Фото: Вячеслав Шишкоедов
Игорь Аристов: «Развитие экспорта на Южном Урале сдерживает отсутствие общероссийской стратегии»

Развитие экспорта на Южном Урале сдерживает отсутствие общероссийской стратегии продвижения отечественной продукции за рубежом, считает первый вице-президент ЮУТПП Игорь Аристов. По его мнению, разрабатывать собственную тактику в отрыве от неких общих ориентиров очень сложно.

О перспективах диверсификационной экономики Челябинской области шла речь на пресс-конференции в Аристов-Игорь-ЮУТПП.jpgиздательском доме «Гранада Пресс». Как сообщил Игорь Аристов, свыше 80 процентов от всего товарооборота Челябинской области дает экспорт. «Когда экспортная составляющая превышает импорт, это очень хороший показатель, — отметил он. — С другой стороны, 83 процента из этих 80 — это экспорт металла и продукции из металла. На долю экспорта машин и оборудования приходится 6,9 процента, и около 11 процентов — все остальное».

По словам Игоря Аристова, развитие агропромышленного комплекса является одним из приоритетов для руководства Челябинской области, однако это направление пока не занимает какой‑либо существенной доли в экспорте. Между тем, как отмечает эксперт, о высоком спросе на продукцию АПК свидетельствует интерес со стороны КНР. «Последние пять лет китайцы целенаправленно посещают нашу область и ставят вопрос именно о создании совместных производств с условием гарантированного ввоза на территорию КНР как зерна, так и других культур, в том числе овощных, — говорит он. — Поэтому, если будут реализованы совместные высокотехнологичные проекты, в том числе и по тепличному производству, есть смысл говорить о новом направлении развития экономики Челябинской области. О поставках зерна в 2017 году мы уже договорились».

Проект не принят, работа приостановлена

Игорь Аристов также отмечает, что в целом по развитию высокотехнологичных производств и продвижению продукции высокой степени передела у нас в стране «много говорят, но мало делают». «В России до сих пор нет экспортной стратегии, — отмечает он. — Еще в 2007 году, когда Китай принял экспортную стратегию на 70 лет, мы через торгово-промышленную палату начали обращаться в Министерство экономического развития РФ с призывом о необходимости выстроить свою систему, хотя бы минимально конкурентную по сравнению с китайской».

Представитель ЮУТПП с уважением отзывается об агрессивной политике КНР в контексте развития экспорта, которая на самом деле является прототипом сталинской системы, и говорит об «абсолютной государственной поддержке экспортера»: «Они выясняют, в какой точке планеты производится продукт или создается уникальная технология, которые в перспективе будут пользоваться высоким спросом, мгновенно обращаются к этим экспертам, привозят в Китай, разрабатывают НИОКРы, в течение двух лет выходят на мировой рынок с демпинговыми ценами и вытесняют конкурентов. Как думаете, почему у ЧТЗ возникают проблемы? Не потому что они производят мало или некачественно, а потому что этим рыночным сегментом занимаются китайцы. И они ставят перед собой задачу на ближайшие пять лет: занять еще 25 процентов этого рынка».

Решение о разработке экспортной стратегии России было принято министерством экономического развития только в 2014 году, работу поручили двум профильным институтам. Позже документ из шести слайдов был размещен на сайте, чтобы предпринимательские сообщества могли дать свою оценку, но на всеобщем обозрении он провисел недолго — после вала критики ответственные решили отправить его на доработку. С тех пор, судя по всему, мало что изменилось. Игорь Аристов зачитал фрагмент из письма на имя председателя общественной палаты Челябинской области, полученное из центрального аппарата структуры: «Сообщаем вам, что согласно информации Министерства экономического развития РФ, на данный момент проект стратегии не принят в качестве официального документа, работа над ним приостановлена, перспективные доработки неизвестны».

Наша доля

По словам Аристова, выстроить собственную стратегию экспорта вне общей стратегии РФ очень сложно: «Конечно, мы сегодня работаем при взаимодействии с государственными структурами. Агентство международного сотрудничества, центр поддержки экспорта, фонд развития малого и среднего предпринимательства — это те структуры, которые были недавно созданы в Челябинске и которые активно помогают ЮУТПП, в том числе по минимизации затрат малого и среднего бизнеса при участии в наших торгово-экономических миссиях. И мы благодарны руководству области за это взаимодействие. Но то, что мы делаем, не идет ни в какое сравнение с экспортной стратегией Китая».

Однако это не означает, что бизнес бездействует. Директор центра внешнеэкономической деятельности ЮУТПП Наталья Осипова приводит примеры успешного продвижения на экспорт пищевой продукции от южноуральских производителей. «Причем Китай это первый рынок, на который наши предприятия хотели бы продвигаться», — отмечает она. Впрочем, есть аналогичные примеры и по другим отраслям. «Если мы говорим о промышленности, то у нас, к примеру, есть компания «Приводная техника», которая экспортирует свое оборудование для нефтегазодобычи по всему миру. Или айтишная компания со штаб-квартирой в Силиконовой долине, которая также продвигает свое программное обеспечение за рубежом. То есть предприятия работают, и положительный эффект есть», — говорит Наталья Осипова.

Экономист, руководитель научно-образовательного центра Института экономики УрО РАН и ЧелГУ Сергей Гордеев в беседе с «ЮП» также приводит пример успешного экспортоориентированного производства с высоким уровнем потребления продукции на мировом рынке. Речь идет о челябинской компании «Планар», специализирующейся на производстве электронного оборудования. «Она занимает четвертое место в мире, я даже затрудняюсь сказать, с каким количеством стран они работают. У них ведь ближайшие конкуренты, простите, не Китай, а США, — говорит он. — Что касается стратегии экспорта, то я не думаю, что она способна как‑то серьезно изменить ситуацию. Появится какой‑то новый документ, ну и что? Ведь в конечном счете все решает наличие конкурентоспособной продукции, соотношение цены и качества. Так и в целом по ситуации с экспортом — текущее положение дел просто отражает реальную структуру производства в Челябинской области. Ведь на экспорт идет, по сути, топовая продукция. Например, медь спокойно идет на биржевой рынок, тут вопросов нет. А вообще на мировом рынке у нас относительно небольшая доля высококонкурентной продукции. Это издержки недостаточных объемов инвестиций в производство новой техники. Проще говоря, если денег нет, то мы производим старое, а раз уж мы производим старое, то возникают проблемы с конкурентоспособностью. Снижать цену невыгодно, соответственно, товар должен быть высокого качества, а такой продукции у нас пока очень немного».

Поделиться

Сегодня | 14:38
Как обеспечивают развитие горнодобывающей отрасли на Южном Урале

Промышленники, ученые и представители власти обсудили перспективы по добыче полиметаллов в России.

20.03.2024 | 15:41
В Челябинске показали новый трамвай со звездным названием

Модель Усть-Катавского вагоностроительного завода с февраля испытывают на улицах областного центра.

Вчера | 15:51
Вячеслав Володин рассказал, какие законы вступают в силу в апреле

Спикер Госдумы опубликовал в своем телеграм-канале традиционную подборку изменений в законах.

25.03.2024 | 13:05
Южноуральские металлурги в 2023 году взяли банковских кредитов на 174 млрд рублей

Металлургические компании модернизировали старые мощности и открывали новые производства с ориентацией на выпуск инновационной продукции и импортозамещающего оборудования.

Новости   
Спецпроекты