Спектакль Spocky Noki назвали лекарством от хандры

24 Июня 2021 Автор: Светлана Демцура Фото: Алексей Гольянов, театр «Манекен»
Спектакль Spocky Noki назвали лекарством от хандры


Театр «Манекен» на межрегиональном фестивале «Ирбитские подмостки» получил два диплома.

Это уже не первый успешный фестивальный опыт для Spocky Noki. По итогам челябинского областного фестиваля детских спектаклей «Морозко» Алексей Тетюев был отмечен дипломом за лучший режиссерский дебют, Станислав Хомков получил диплом за лучшую мужскую роль, Антон и Елена Сластниковы — диплом за лучшее художественное оформление.

В этот раз команда театра «Манекен» вернулась с фестиваля с двумя наградами: дипломом лауреата в номинации «Лучшая работа художника» и дипломом за лучший спектакль для детей. О первых впечатлениях от поездки на фестиваль, о чудесах и фантазиях, добре и зле, о том, как рождался спектакль Spocky Noki, мы поговорили с Алексеем Тетюевым.

Большая сцена

— Алексей, расскажите, каким образом спектакль Spocky Noki попал в афишу фестиваля «Ирбитские подмостки»?

— Дело в том, что после просмотра видеозаписи спектакля председатель жюри фестиваля, член секции критики Свердловского регионального СТД Елена Ильина сказала, что у челябинского «Манекена» очень яркая, тонкая и запоминающаяся работа, которая достойна войти в фестивальную афишу. Организаторы «Ирбитских подмостков» проявили неподдельный интерес к Spocky Noki и пригласили нас на фестиваль.

Благодаря этому в июне мы выступили на большой сцене Ирбитского драматического театра имени А.Н. Островского. После конкурсного показа члены жюри отметили, что Spocky Noki — это спектакль не регионального, а международного уровня, постановка, которая может быть смело показана в других странах, потому как язык, на котором общаются главные герои, близок каждому человеку. Нам пожелали дальнейших успехов, признавшись, что фамилия Тетюев стала открытием «Ирбитских подмостков-2021». Пообещали, что будут внимательно следить не только за судьбой Spocky Noki, за жизнью театра «Манекен», но и за моими дальнейшими режиссерскими работами.

Члены жюри фестиваля по достоинству оценили работу художника-постановщика Антона Сластникова и великолепные костюмы Елены Сластниковой, отметив художественную целостность спектакля. Благодаря художественному восприятию выстраивается откровенный и живой диалог со зрителем.

Spocky-Noki_Алексей-Гольянов_официальный-сайт-театра-«Манекен»_5q9mft242.jpg

— Как ирбитские зрители отреагировали на спектакль?

— Отлично! Сразу было видно, что они приятно удивлены, так как впервые столкнулись с таким театральным языком и жанром. Дети живо реагировали: смеялись, хлопали в ладоши, отвечали на вопросы, помогали главным героям. А в конце спектакля дети окружили Spocky и его друзей, обнимались, фотографировались. Кто-то из зрителей даже сказал: «Это просто волшебство! Сказка откликается в сердцах не только детей, но и взрослых, надолго западает в душу»

— А как актеры освоились на новой площадке? Как спектакль Spocky Noki встал на сцене театра драмы в Ирбите?

— Безусловно, мы столкнулись с некоторыми трудностями. Площадка была незнакомой, отличающейся от того пространства, в котором мы привыкли работать. Ведь камерная сцена театра «Манекен» в разы меньше сцены Ирбитского драматического театра имени А.Н. Островского. Перед поездкой в Ирбит по совету художественного руководителя театра «Манекен» Юрия Ивановича Бобкова мы сделали репетицию на похожей площадке. Благодаря этому прогону удалось понять, какие сложности нас ожидают. И мы заранее эти проблемы решили.

— Вы довольны фестивальными итогами?

— Да, я безумно рад, что мои мысли, идеи были восприняты зрителями и членами жюри таким образом; что они оказались понятны и доступны каждому. Признаюсь, для меня это было в какой-то степени неожиданностью!

Ощущение чудес

— Спектакль Spocky Noki поставлен по вашей любимой детской книжке «Маленькое привидение» немецкого писателя Отфрида Пройслера. Расскажите, пожалуйста, о своих детских впечатлениях от соприкосновения с этой историей.

— Дело в том, что мне мама постоянно говорила и до сих пор говорит: «Ты настоящий фантазер!». В детстве мне никогда не было скучно с самим собой. Я всегда фантазировал, сочинял, придумывал что-то. Мама могла спокойно уйти на работу на сутки, зная, что со мной ничего не случится. Я всегда любил читать книги! И любимых книг у меня много, помимо «Маленького привидения». Лет в двенадцать я увлекся Толкином и открыл для себя удивительно красивый мир, целую вселенную!

Spocky-Noki_Алексей-Гольянов_официальный-сайт-театра-«Манекен»_xenzsp242.jpg

А насчет «Маленького привидения»… Для спектакля требовалась какая-то драматургия, выстроенная история. Именно тогда я подумал про сказку Отфрида Пройслера. Хотя в том жанре, в котором мы на сцене сделали этот спектакль, мне кажется, история вторична. На первом месте — ощущение чудес, которые происходят вокруг, которые заложены в каждом из нас и просыпаются только тогда, когда человек смотрит на звезды.

Из книги же был взят образ милого Spocky. Он наивный, добрый, доверчивый, иногда суровый, упрямый, бесстрашный. Но в большей степени он милый. Признаться, я сперва хотел сделать из него большого проказника… Но в процессе работы акценты сместились. И в итоге к зрителям вышел милейший, обворожительный сказочный герой. Я не знаю, чем меня эта книга так зацепила... Но всегда возникало необъяснимое желание возвращаться к ней. Наверное, сработала интуиция. Я почувствовал, что сказка найдет отклик у зрителей. После прочтения появилось желание размышлять, придумывать, фантазировать.

— Почему вы решили уйти от названия «Маленькое привидение» и пойти другим путем, придумав совершенно необычное Spocky Noki?

— О! Почему Spocky Noki? А почему Snow Show? Я не знаю… У «Лицедеев» был чудесный спектакль под названием «Чурдаки». Почему? Да потому!
Признаться, сначала было рабочее название Spocky. Просто Spocky. В честь главного героя. А потом вся ночная история стала оживать на сцене… И замечательный, уважаемый мною коллега Валерий Павлович Жеребцов подсказал: «Леша, а может, спектакль назвать Spocky Noki?». И я так: «Ой! А круто звучит!». И мне это зашло!

Станиславский как-то сказал, что театр начинается с вешалки… Для меня театр начинается с афиши и названия спектакля. Когда я натыкаюсь на что-то цепляющее, я загораюсь желанием это увидеть.

Магия спектакля

— В марте 2019 года вы закончили писать инсценировку к спектаклю. Расскажите, долго ли рождался текст?

— Когда фантазия в тебе бушует, когда ты действительно спектакль вынашивал долгое время, основная задача — создать на сцене чувственную историю, рассказанную практически без слов. Да, 20 лет назад я впервые увидел Snow Show, познакомился с Вячеславом Ивановичем Полуниным и страстно захотел создать спектакль, в котором бы присутствовала эта магия!

Конечно, я не против художественных произведений и литературы. Но театр гораздо обширнее всех слов, взятых вместе! Именно поэтому спектакль Spocky Noki говорит со зрителем микровзглядами, ироничными и глубокими паузами. Возьмите немое кино Чарли Чаплина. Люди же без слов понимали его. И не требовалось каких-то комментариев, объяснений. Все было понятно по глазам, по действиям. И люди смеялись, умилялись, становились добрее.

Spocky-Noki_Алексей-Гольянов_официальный-сайт-театра-«Манекен»_mwchid242.jpg

Кстати! На одном из показов Spocky Noki на поклонах дети, не сговариваясь, встали и побежали по очереди обнимать Spocky и актеров. Детям никто не подсказывал, не советовал так делать. Это было совершенно неожиданно и безумно приятно! Такой искренний, естественный порыв, самое настоящее проявление любви и доверия! Потому что «разбудили», потому что получилось вызвать неподдельные эмоции! Потому что артисты смогли достучаться до детских сердец.

— Хотели бы вы повернуть стрелки часов назад и что-то исправить в спектакле?

— Сразу скажу: нет предела совершенству. Но что-то менять в Spocky Noki, конечно, не намерен. Теперь это не в моей власти. Спектакль принадлежит актерам, он полностью в их руках. Теперь они главные герои.

— Зрители, увидев Spocky Noki, пишут: «Такой спектакль врачи должны прописывать от хандры!» В связи с этим вопрос: чувствуете ли вы себя изобретателем эликсира, который исцеляет человеческие души?

— Наверное, да. Есть такое. От показа к показу особенно. Повторюсь: дети, побежавшие к Spocky на сцену в едином порыве, это ли не доказательство магии спектакля?

— В чем секрет Spocky Noki?

— Здесь секрет один — любовь! Все должно происходить по любви. Особенно театр. Вячеслав Иванович Полунин правильно сказал: «Нельзя насильно заставлять человека заниматься искусством или творчеством». Любой творческий процесс — это процесс занятия любовью. Если нет взаимности, нет магии и любви, то театр невозможен.

27.07.2021 | 13:07
Куклы на сцене. Почему театру не нужны скандалы и Бузовы

Главный режиссер Челябинского театра кукол Александр Борок о предстоящих премьерах, формировании репертуара, особенностях создания кукольных спектаклей и о любви.

27.07.2021 | 09:59
Совет институтов. Какое эпохальное решение приняли в Челябинске

Челябинская область добилась высоких показателей по реализации нацпроекта «Культура». Наш регион является лидером по открытию модельных библиотек, также новую жизнь в области обрели сельские дома культуры.

27.07.2021 | 13:07
Куклы на сцене. Почему театру не нужны скандалы и Бузовы

Главный режиссер Челябинского театра кукол Александр Борок о предстоящих премьерах, формировании репертуара, особенностях создания кукольных спектаклей и о любви.

15.07.2021 | 11:01
Челябинский театр современного танца Ольги Пона готовится к 30 сезону

Выпустив семь новых спектаклей, отыграв на сцене 56 раз для 6000 зрителей и съездив в 11 городов на гастроли и фестивали, они завершили свой 29-й театральный сезон и ушли в отпуск. Следующий сезон для театра юбилейный: коллективу исполняется 30 лет!

Новости   
Спецпроекты