За роялем Захар и Елисей. В Челябинске шестиклассники сыграли концерты Грига и Равеля
В концертном зале филармонии имени Прокофьева прошел концерт Государственного симфонического оркестра Челябинской области, в котором солировали два юных пианиста. Дирижировал в этот вечер Михаил Перевалов.
Такие «бисы»!
«Люди смеялись от радости и плакали от растроганности, — написала на странице Елисея Мысина «ВКонтакте» известная челябинская поэтесса Наталья Рубинская (текст поста приводим со значительными сокращениями). — Два мальчугана играли взрослые фортепианные концерты Грига и Равеля. Самое полноценное звучание, о коем только можно мечтать. Ведь только один день репетиций! Григ звучал мощно, жизнеутверждающе, иногда грозно. Но радость жизни и сотворчества с композитором в исполнении Захара Внутских билась таким горячим пульсом! А Равель у Елисея Мысина был расцвечен так ярко, так тонко, так опять же не по-детски! Второе отделение было отдано сюите о детстве Алексея Шора. Каждому из пианистов досталось по пять номеров. С нескрываемым азартом, весело, изящно звучала соревновательная перекличка солистов с оркестром. Для нас, поклонников младых музыкантов, стала блестящим сюрпризом премьера мысинского вальса, сочиненного Елисеем в 7 лет. Он был написан для поездки на фестиваль Дениса Мацуева в Челябинске. После того случая вальс нигде не исполнялся. Вальс же четырехручный! Нынче получилось сыграть это сочинение с лучшим другом, и опять же в Челябинске! Такие «бисы»! Публика, что называется, взвыла. Благодарность выражали долго, стоя, не желая расходиться».
Вольфганг, Мураками и другие интересы
Елисей в четвертый раз приехал в Челябинск. Захар здесь впервые, но, похоже, южноуральская публика, новые друзья и исторический музей легли ему на душу. Они разные. Елисей серьезный и задумчивый, похожий на маленького профессора. Захар — открытый, веселый, словоохотливый. Мы поговорили с ребятами о музыке и о том, что еще интересного присутствует в их жизни.
— Я родился в Ставрополе, — рассказывает Елисей. — Моя сестра занималась музыкой. Мне тоже понравилось фортепиано. В музыкальную школу я пошел в четыре года.
— А я из Пермского края. Там я пошел в Палазненскую музыкальную школу примерно в четыре с половиной года. Моя мама аккордеонистка. Ее подруга Ирина Николаевна Зенкова очень хорошая пианистка. Она меня подготовила таким образом, что я попал в Москву.
— Получается, что сегодня вы живете уже взрослой жизнью, как большие музыканты. Кто-то, быть может, скажет: лишили детства! Нет возможности в футбол поиграть!
— У нас много возможностей и интересов, кроме музыки, — возражает Елисей. — У меня есть собака. Я ее очень люблю. Зовут Вольфганг, в честь Моцарта. Порода йоркширский терьер, ему недавно исполнилось три года. И я люблю кататься на велосипеде. У меня рядом с домом есть парк. Когда-то очень давно, когда я жил в Ставрополе, я ходил в футбольную школу. Но, когда переехал в Москву, я уже футбол забросил.
— У меня тоже очень много увлечений, — сообщает Захар. — Еще с Палазны я люблю на велосипеде кататься. У меня рекорд был: 67 километров я проехал. Конечно, не беспрерывно. По разным местностям, по паркам очень интересно кататься. Скорость обязательно поддерживать надо. У меня сейчас средняя скорость 21-22 километра в час. Я достаточно серьезно этим занимался в 4-5-м классах. Сейчас времени стало намного меньше. Также я очень увлекаюсь стрельбой. Это тоже очень интересно, развивает внимательность. Также руки развивает. Для фортепиано обязательно нужна какая-то физическая нагрузка. Кошка у меня в августе появилась. Ее зовут Мураками. В честь японского писателя. Она игривая и ласковая. Мы все ее очень любим.
Талант и много труда
— Музыкой мы ежедневно занимаемся от двух до четырех часов, — продолжает Елисей. — Максимум пять. Обычно мы это делаем дома и приходим на специальность в какие-то дни, чтобы профессор проверил, как мы подготовились.
— У меня так же, как у Елисея, — добавляет Захар. — Но самая продуктивная пора — это лето. Потому что в остальное время пять дней в неделю учебные. Хорошо не шесть! Три дня — специальность. Полтора часа как минимум. Поэтому домой поздно возвращаюсь. А еще уроков прилично.
— Ваши успехи — талант от природы? Или это большой труд?
— В моем случае есть и то и то, — говорит Елисей. — Есть талант, но, чтобы его развить, нужно много работать. Мы работаем.
— С талантом легче добиваться цели, — соглашается Захар. — Необходимо 35 % таланта, 65 % — это труд. Талант — это очень важная вещь. Музыку нужно чувствовать. Без таланта можно добиться технического исполнения, без души и музыкальности. Лучше сыграть неидеально с технической стороны, но чувства должны быть обязательно. Если все пианисты будут играть технически сложнейшие вещи, музыки все равно не будет. Обязательно нужна душа в музыке. Без музыки, на самом деле, мы уже не сможем. Иногда музыка дается легко, а иногда это настоящий тяжелый труд. Но обязательно труд должен быть интересным.
— Вы понимаете, что вы звезды?
— Нет, мы обычные люди, — считает Захар, — которые имеют большой интерес к музыке. В жизни мы обычные. На сцене — музыканты, пианисты. В жизни мы стараемся работать над собой, а не задирать нос.
Инструмент стоял рядом
Юные пианисты назвали две составляющих становления большого музыканта: талант и работоспособность. В этот ряд обязательно следует поставить еще и правильную маму. Воспитывать музыканта — большое материнское искусство. И в этом нашим героям, судя по всему, несказанно повезло.
— Мы очень любим ваш город, — говорит Ольга Мысина. — У нас здесь огромное количество друзей. Мы считаем своей крестной мамой по музыке Наталью Рубинскую. Познакомились, когда Елисей был совсем крошечным шестилетним ребенком.
— Он сказал, что в четыре года начал заниматься в музыкальной школе.
— В четыре года у нас было первое Гран-при. В музыкальную школу мы стали ходить в два года и девять месяцев. Но это была группа эстетического развития. Старшая дочка занималась в музыкальной школе, когда Елисей родился. Инструмент стоял рядом, и он практически повис на нем. У нас был замечательный педагог Людмила Тихомирова, которая рискнула заниматься с малышом. В шесть лет мы уже переехали в Москву.
С роялем единое целое
— Концерты Елисей любит и ждет их. Волнение у него возникает, когда надо сдать какие-то зачеты. А когда идет разговор с публикой, волнения нет. У него другие ощущения. Он с роялем единое целое. И раньше он интервью давал только тогда, когда находился возле инструмента. Вот тогда он очень хорошо разговаривает.
— Усталость, перенапряжение — они же неизбежны?
— Мы стараемся много отдыхать. Если я замечаю, что идет эмоциональная перезагрузка, мы в школу не ходим. И даже к инструменту его не подпускаю. Он настырный, ему надо что-то выучить, я запрещаю. Добавляем физические нагрузки. Папа его водит в бассейн. Профессор советует хотя бы месяц жить без инструмента. В прошлом году у нас получилось. В этом — нет, потому что Елисей готовился к конкурсу, который он выиграл в Китае.
— Это очень ответственно — воспитывать одаренного ребенка?
— Конечно, и важно сохранить дар. И я не знаю, когда мы подойдем к возрасту поступления в консерваторию, не поменяется ли что-то в его восприятии своего таланта. Очень много случаев, когда дети до 18 лет дают прекрасные результаты, а потом идут в экономисты. Но Елисей живет очень естественно, и пока он себя видит только музыкантом.
Справка:
Елисей Мысин — финалист телевизионного конкурса «Синяя птица», победитель IV Международного конкурса пианистов им. В. Крайнева в номинации «Младший возраст».
Захар Внутских — победитель Международного конкурса юных пианистов Astana Piano Passion, победитель ХХ Молодежных дельфийских игр России, победитель ХV Молодежных дельфийских игр государств — участников СНГ.
Поделиться