Хор Минина. На фестиваль «Синегорье» приехал создатель знаменитого коллектива

4 Ноября 2022 Автор: Ирина Дурманова Фото: Людмила Ковалева
Хор Минина. На фестиваль «Синегорье»  приехал создатель знаменитого коллектива


В мире хорового искусства о нем говорят, если не с придыханием, то с огромным почтением. Московский государственный академический камерный хор считается эталонным, а его создателя Владимира Минина называют человеком-легендой. В начале следующего года ему исполнится 93 года.

На его жизни отразилась вековая история страны. Все вехи – на фоне хорового пения и служения искусству. И только три года назад Владимир Николаевич покинул пост художественного руководителя коллектива, отдав бразды правления своему молодому преемнику. Однако 50 лет коллектив творил и будет делать это дальше под брендом своего создателя. Сегодня его редко называют полным именем, чаще и привычнее звучит «Минин-хор». Приезд такого человека — огромное и знаковое событие для города.

Как один миг

— Мне всегда приятно приезжать в Челябинск, поскольку я знаю, что здесь есть хоровые традиции, — говорит Владимир Минин. – Кроме того, я обещал очень хорошим людям непременно приехать на фестиваль. А уж если я дал слово, то нарушить его не могу, как бы я себя ни чувствовал. Ну и конечно фестиваль национальных культур - замечательный повод посетить ваш город. Все, лучшее, что есть у народа, это его культура. Если вы помните выражение Михаила Глинки, «Музыку создает народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем».

Минин-хор_фото_Людмилы_Ковалевой_19083_Владимир-Минин,-основатель-хора.jpg

— Хоровому коллективу вы посвятили 47 лет жизни. Сложно было его передавать в другие руки?

— Дело в том, что есть естественное течение времени. Я же прекрасно понимаю, что ты свою роль сыграл, ты должен уйти со сцены. Должен прийти новый человек, соответствующий данному времени. Поэтому сам факт ухода для меня не был особой проблемой. Проблема была в другом: нужно было найти такого человека, которому можно доверить этот коллектив. Поиск был сложным, это длилось долго, я вам скажу, почти 15 лет.

— Вас называют человеком, сотворившим чудо. Вы таким себя считаете?

— Нет, не считаю. Это журналисты любят сделать гиперболу. Относиться к этому надо спокойно. Сказали и сказали. Я от этого не меняюсь. Я в свое время задумывался: а какова твоя роль в этом деле? И понял, что я, человек, воспитанный на традициях русской музыкальной и хоровой культуры. Нас воспитывал регент придворной царской капеллы Палладий Андреевич Богданов. И я всегда считал себя мостиком для передачи тех традиций в сегодняшний день. Насколько это удалось, не мне судить

— Почти 50 лет с коллективом — это счастье?

— Да! С одной стороны, огромный период, с другой — как один миг.

Минин-хор_фото_Людмилы_Ковалевой_19073.jpg

Разговор с Богом

В этом году на Московский академический камерный хор возложили миссию открытия XII фестиваля национальных культур «Сенигорье», которое состоялось 1 ноября в Челябинском зале органной и камерной музыки «Родина». Надо ли говорить, сколь достойно певческий коллектив с этой задачей справился. Его называют хором солистов. И когда такие голоса сливаются воедино, зал наполняется божественными звуками.

На фестиваль Минин-хор привез программу, состоящую из духовной музыки. В первом отделении звучали произведения Сергея Рахманинова, композитора, глубоко и тонко чувствовавшего национальную культуру. В советский период Минин-хор сыграл огромную роль в возвращении после десятилетий забвения духовной музыки великого композитора. В концерте прозвучали фрагменты «Литургии св. Иоанна Златоуста» и «Всенощного бдения», ранний концерт для хора «В молитвах неусыпающую Богородицу».

Во втором отделении зрители услышали фрагменты Мессы ми минор Брукнера, «Маленькой торжественной мессы» Россини, Реквиема «Девять шагов к Преображению» Артемьева. Из экзотики — духовные гимны афроамериканцев. Магия и блаженство. Только так можно охарактеризовать атмосферу, царившую в зале. Только так можно разговаривать с Богом.

Следует сказать, что пятнадцатилетние поиски преемника, о которых говорил Владимир Минин, увенчались успехом. Удивительно, что маэстро, делая выбор, отдал предпочтение молодости, таланту и потрясающей энергетике продолжателя дела. Теперь хором руководит Тимофей Гольберг, ему всего 31 год.

Минин-хор_фото_Людмилы_Ковалевой_19066_дирижер-Тимофей-Гольберг.jpg

Слушать и слышать

— У вас замечательный зал, потрясающий органист Владимир Хомяков, который участвовал в нашем концерте, и очень хороший орган, - выразил свое восхищение Тимофей Гольберг. - Мы привезли абсолютно разную духовную музыку: и русскую, и афроамериканскую. Но это все про Бога. Самое замечательное, что акустика этого зала похожа на акустику храма. Я даже удивился, что когда-то здесь был кинотеатр.

— Сложно было взять на себя ответственность за такой коллектив?

— Когда приходит на художественное руководство 28-летний парень, а в хоре есть такие артисты, которые поют в нем дольше, чем я живу на свете. Конечно, какое-то время была притирка. Но, слава богу, сейчас у нас все очень хорошо. Народный артист СССР Владимир Минин руководил коллективом 47 лет. Заложено так много всего хорошего! И первая задача была сохранить традиции, нельзя было растерять ни крупинки. А вторая задача – репертуарные новшества. Мы стараемся быть открытыми к современному репертуару.

Минин-хор_фото_Людмилы_Ковалевой_19063_зрители_эмоции.jpg

— В хоровом пении важно слышать друг друга, полезно этому научиться всему обществу, не правда ли?

— Конечно, если мы не слышим друг друга, даже если разговариваем на одном языке, то ничего хорошего не получится. Слышать нужно всегда. И уметь и слушать, и слышать. Я думаю, есть нечто в этом жанре созвучное с философскими, общественными темами. У хора есть такое понятие – чувство плеча. Оно наверняка есть и в спортивных командах. Но в хоре чувство плеча не тактильное. Не касаясь, человек рядом поддерживает другого: когда ты взял дыхание, а он ноту тянет, потому что вы заодно. Это дорогого стоит. И это чувство плеча должно быть везде.

Поделиться

29.11.2022 | 12:26
Встречаем «Лекаря…». Премьера Челябинского камерного театра выше ожиданий

«Лекарь поневоле» Мольера в стилистике площадного театра масок — довольно смелый эксперимент. И даже риск. Но это тот самый риск, который позволяет выпить шампанское за прекрасную премьеру, ставшую настоящим предновогодним подарком и зрителям, и артистам.

28.11.2022 | 16:14
К 200-летию Островского в Челябинске ставят балет «Бесприданница»

Впервые пьеса «Бесприданница» выдающегося русского драматурга Александра Николаевича Островского будет рассказана языком танца. Новый балет создается при поддержке Союза театральных деятелей Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации.

29.11.2022 | 12:26
Встречаем «Лекаря…». Премьера Челябинского камерного театра выше ожиданий

«Лекарь поневоле» Мольера в стилистике площадного театра масок — довольно смелый эксперимент. И даже риск. Но это тот самый риск, который позволяет выпить шампанское за прекрасную премьеру, ставшую настоящим предновогодним подарком и зрителям, и артистам.

21.11.2022 | 12:01
После Питера. Челябинский детско-юношеский симфонический оркестр покорил Северную столицу

Созданный чуть больше года назад коллектив начал свою гастрольную историю.

Новости   
Спецпроекты