Летняя драма. «Дачники» стали премьерой челябинского театра

Спектакль поставлен по одноименной пьесе Максима Горького. Написать цикл драм Горький задумал в 1901 году и одну из них, «Дачники», посвятил быту интеллигенции.
Сам Горький писал о своей новой пьесе такие слова: «...Я хотел изобразить ту часть русской интеллигенции, которая вышла из демократических слоев и, достигнув известной высоты социального положения, потеряла связь с народом — родным ей по крови, забыла о его интересах, о необходимости расширить жизнь для него...»

Постановку на челябинской сцене осуществил Анатолий Праудин, режиссер из Санкт-Петербурга. В копилке режиссера много постановок по классическим произведениям русской литературы, созданных в разных городах страны. В Челябинской драме Анатолий Праудин работает впервые, и актеры высоко оценили опыт работы с новым для них режиссером.
— Открыл для себя чудесного режиссера, с которым не хочется расставаться, — делится актер Олег Барышев, исполнитель роли Рюмина. — Процесс создания спектакля приносит огромную радость. Надеюсь, зрители тоже это почувствуют.
В работе над постановкой спектакля режиссер использует различные нестандартные подходы и методы, что отмечают артисты театра. Актер Даниил Матвеев выходит на сцену в роли студента Зимина.
— Мой герой, как и всякий молодой парень, хочет казаться серьезным и мужественным в глазах окружающих, — рассказывает Даниил. — Во время подготовки и работы над ролью мы использовали этюдный метод. И в спектакль вошел как раз первоначальный вариант образа моего героя, который я предложил еще до начала основного репетиционного процесса.

В трактовке Челябинского театра драмы «Дачники» застряли в душной, липкой, неподвижной атмосфере летнего загородного отдыха. Не спеша разворачивается первое действие спектакля. Зрители еще рассаживаются на свои места в зале, а на сцене в это время люди в рабочей одежде что-то колотят и подправляют. Оказывается, мы уже оказались внутри действия спектакля: это дачный сторож Пустобайка (артист Сергей Алешко) и сторож Кропилкин (артист Станислав Масехнович) создают антураж дачного поселка. Зритель погружается в дремотную жаркую атмосферу лета: блаженство безделья, уютное кресло, тягучие умиротворяющие разговоры, легкий флирт с соседками по даче. Совсем в стороне, на обочине благоустроенной комфортной жизни остались прежние метания, голод и сомнения образованной прослойки общества, желание переустроить мир к лучшему. Зачем сложности, если можно приобнять милую соседку или сходить с товарищем на рыбалку? Так проходит лето интеллигентного общества начала XX века. Второе действие гораздо более динамично: бурные выяснения отношений, поиск истины и рассуждения о жизни.
— Смотреть обязательно и не уходить даже на антракт, — советует Екатерина, завсегдатай театра. — На сцене показано наше общество сейчас. Мы, наверное, все такие же дачники в нашем мире. Никто не хочет покидать свою зону комфорта. Спасибо артистам! Как всегда, на высоте!

Художник-постановщик Антон Сластников соорудил в пространстве сцены настоящую сельскую пастораль: вся сцена утопает в травяных зарослях, есть и пруд, и мостки. Современные спортивные тренажеры диссонируют с общим оформлением сценического пространства, но здесь они символизируют самосовершенствование и работу над собой. Периодически герои пьесы бросаются на тренажер и произносят страстные монологи. Практически нет никакого музыкального сопровождения, лишь иногда действующие лица напевают мелодичный вальс «На сопках Манчжурии».
Художник по костюмам Елена Сластникова помогает зрителю четко дифференцировать героев пьесы: кто уже погрузился в летнее болотное марево, а кто еще сопротивляется и горит идеями всеобщего совершенствования. Простая серая майка, изрядное пузцо, чепчик из носового платка — атрибуты новых интеллигентных мещан.
И почти кричит молодой Влас (артист Сергей Исмаилов): «…Я скажу… я знаю: вы — ряженые! Пока я жив, я буду всегда срывать с вас лохмотья, которыми вы прикрываете вашу ложь… вашу пошлость… нищету ваших чувств и разврат мысли!»

Актер Дмитрий Олейников в «Дачниках» предстает в роли именитого литератора Якова Петровича Шалимова.
— Мой персонаж — абсолютный циник, противный тип с невероятным самомнением, — повествует о роли Дмитрий Олейников. — Рад, что познакомились с новым режиссером, очень умный, интересный подход к работе с классикой.
Спектакль получился многослойным, таким, который захочется пересмотреть еще раз: прочувствовать, проанализировать увиденное и услышанное, сравнить впечатления и ощущения. 12+
Поделиться