Спектакли для друзей. Камерные мудрости режиссера Олега Хапова

21 Февраля 2024 Автор: Ирина Дурманова Фото: Людмила Ковалева
Спектакли для друзей. Камерные мудрости режиссера Олега Хапова


Без него невозможно представить театральную жизнь Южного Урала. Конечно, она и в этом случае шла бы своим чередом и была насыщенной событиями. Но в ней не хватало бы тонких нюансов, каких-то красок, того, что «немного нервно», а главное, его важного и содержательного диалога со зрителем.

Сегодня режиссер Челябинского камерного театра Олег Хапов принимает поздравления с 60-летним юбилеем. Хотя для него это так себе событие. Он нечасто заглядывает в паспорт, не любит пышных торжеств и не очень-то задумывается над тем, что часы ежесекундно отбивают свои тик-так, а календарь быстрее, чем хочется, перелистывает странички. Он увлечен, и он занят. Так происходит с людьми, которые находятся на своем месте, делают свое дело, а в этом деле есть глубокий смысл.

У него не бывает проходных, среднестатистических спектаклей. Каждый — это событие. Как правило, на премьерах большая часть зала одна и та же: это друзья, это театралы и любители, для которых пропустить такое событие не представляется возможным. Сегодня и он, и его зрители убеждены, что Олег Александрович пришел в эту жизнь служить театральному искусству. Ему комфортно в этом статусе, в этом городе, в этом театре, с этими актерами и с этими зрителями.

Самое время

— Самый главный человек — тот, с которым ты сейчас общаешься, — говорит Олег Александрович. — Самое главное дело — то, которое ты сейчас делаешь. А самое главное время — это, в котором ты сейчас живешь. Это китайская мудрость. Разумеется, мне очень комфортно в Камерном театре, с которым я сотрудничаю с 1996 года. Правда, я уходил в ТЮЗ главным режиссером, но вернулся сюда.

— Камерность, домашняя обстановка, возможность экспериментировать — чем интересен именно этот театр?

— Все то, что вы сказали, не чуждо любому другому театру. Но Камерный театр «отличается умом и сообразительностью». Во-первых, здесь труппа небольшая, но очень близкая и родная. И помимо профессиональных, здесь существуют правильные человеческие отношения. Это очень важно, особенно во взаимоотношении «актер — режиссер». Актер вынужден открываться какому-то материалу, а режиссер должен этому способствовать. Да, мне здесь комфортно, потому что я себе прежде всего позволяю открываться. А если я себе позволяю открываться, значит, я себе позволяю экспериментировать с текстами, с материалом, с тем, что меня может заинтересовать. А это, как правило, всегда эксперимент. Потому что цветы на асфальте не растут.

Хапов_фото_Людмилы_Ковалевой_30311.jpg

Вписать сны в поток

— Вы поставили три ярких спектакля за очень короткий период: «Достоевский. Игра в…», «Убивая Гонзаго» и «Я — метеорит». На мой взгляд, это очень много. С одной стороны, хорошо, что в региональном бюджете закладываются деньги на премьерные спектакли...

— Но здесь был счастливый случай, не связанный с постановочными деньгами. Как правило, Камерный театр ставит три-четыре спектакля в сезон. Однако спектакли «Достоевский. Игра в…» и «Я — метеорит» нам финансировали сверх бюджета. Областное правительство выделило дополнительные деньги.

— Я не об этом хотела спросить. Хочется работать «вкусно», получается в таком режиме? Я помню, что после премьеры « Я — метеорит» вы сказали: «Мне все нравится, я собой недоволен». Потому что приступили к работе через неделю после «Гонзаго»?

— Надо успевать выдыхать, это да! Но есть некая производственная необходимость. И тут уже какие-то профессиональные навыки не дают нам возможность пижонить. Или, когда приезжаешь на постановку в другой город, у тебя есть ограничения по времени, там не может быть репетиций в корзину. Если ты действительно в жестком графике, ты свою музу приковываешь и говоришь: давай, подруга, работай! На самом деле, я люблю, когда пьеса отлежалась. Например, текст «Убивая Гонзаго» со мной жил лет семь-восемь. Конечно, менялось ощущение. Всегда в контексте времени воспринимаешь историю. Но основа моего восприятия, она осталась. И я придумал, какими должны быть Офелия и Полоний. Это да: это творчество, это сны… И эти сны вписались в график, Такие счастливые случаи бывают, когда ты очередной режиссер в театре. Следующий спектакль у меня будет нескоро, и я его смогу придумывать почти год. Есть, конечно, у нас текучка, но она не мешает думать. И с «Достоевским…» была примерно такая же история.

Хапов_фото_Людмилы_Ковалевой_30304.jpg

— А ведь все три названных спектакля — это эксперименты, причем очень смелые. И как можно быть уверенным, что зритель тебя поймет?

— Внутри меня всегда есть ощущения про то, как мы живем. Мне интересно, что мы чувствуем и о чем думаем. Это два разных вопроса. «О чем мы думаем» — это, как правило, ложь. Потому что наш мозг хитрый, у него договоренность с обществом. А вот ощущения более верный компас. Их важно слышать, когда ты читаешь пьесу и выбираешь материал. Я читаю историю и понимаю, что об этом я хочу поговорить со своими современниками, со своими друзьями. Анатолий Эфрос говорил: «Спектакли нужно ставить для друзей». И надо понимать, что в зале сидят именно друзья, понимающие и иногда прощающие нас люди. Друг, конечно, скажет: ну что ты ересь какую-то несешь. Но он тебя дослушает и утешит. А понимание, о чем говорить, примеряет внутри и страх, что никому это не будет интересно, и страх повториться. На самом деле, как писатель пишет одну книгу всю жизнь, так режиссер ставит один спектакль. Но иногда хочется обнулиться. И мне это удалось во всех трех спектаклях, которые мы сегодня вспоминаем.

Если задеваешь струны

— Считается, что Челябинск — театральный город, и часто приезжие артисты говорят, что у нас особенный зритель. А бывают не театральные города?

— Люди просто хорошо воспитаны и поэтому хвалят нашего зрителя. Зритель, он везде интересен. У меня был опыт работы в городе Чайковском. Это Пермский край. Там нет интеллигенции, подобной московской или питерской. И тем не менее, если ты задеваешь струны человеческой жизни, ты обязательно получишь хорошего зрителя. А у нас не так много этих струн: смерть, любовь и конфигурация хитросплетений этих двух понятий. Так вот, я в Чайковском поставил чеховскую «Чайку». И мне так было приятно, когда пришли две учительницы после спектакля, отыскали меня и сказали: «Мы никогда не думали, что будем плакать над судьбой Треплева». И мне очень дорого, что мы понимаем друг друга, что мы по-человечески одинаковые. Вообще зритель в театре, как человек в бане. Здесь нет начальников. Может быть, в самом начале они таковыми себя ощущают, купив дорогие билеты. Но случается такое чудо, когда человек забывает, что там происходит за пределами театра, потому что он попадает в другой мир. Когда так случается, это дорогого стоит.

Хапов_фото_Людмилы_Ковалевой_30306.jpg

— Уместно спросить о счастье в контексте юбилея?

— Счастье — это гармония внешнего и внутреннего. Если говорить о внутренней гармонии, в которой я сам убираюсь и сам создаю атмосферу, там — да. Я там ответствен. Я там главный. А вот про внешнее так не скажу. Но жизнь продолжается, и я умею делать что должно и отстраняться. В театре есть возможность строить альтернативную жизнь. Мы берем пьесу, мы погружаемся в эту жизнь Чехова или Шекспира, и в этом есть выход моей энергии через жизнь. И да, я все-таки счастливый человек.

Справка «ЮП»

Олег Александрович Хапов родился 21 февраля 1964 года в Кыштыме. Он не сразу пришел к профессии режиссера. После школы успешно окончил ЧПИ (сегодня ЮУрГУ) и даже три года отработал мастером на ЧМЗ. Однако сила театрального искусства победила, и он оставил первую профессию. Режиссерское образование получил в Челябинском государственном институте культуры на курсе Виктории Мещаниновой и Виктора Деля. В 1998 году там же окончил ассистентуру-стажировку по специальности «театральное искусство» (руководитель — народный артист РСФСР Наум Орлов). Выбрал не самый простой путь, начал с любительских театров. Но у него все получилось. Сегодня он ставит потрясающие спектакли и учит студентов служить театру.

Поделиться

Вчера | 13:24
В Челябинске наградили победителей XV Премии «Андрюша»

Как одаренным детям помогают стать мировыми звездами.

25.04.2024 | 11:23
В Челябинске откроют первую выставку из фондов Пушкинского музея

Во время «Российской креативной недели – Урал» достигнуто предварительное соглашение о сотрудничестве Челябинского музея изобразительных искусств со знаменитым Пушкинским музеем.

22.04.2024 | 16:19
Музыка моря. В Челябинске прозвучали шедевры великого русского композитора

В Концертном зале им. С. Прокофьева состоялся концерт из цикла «Двадцать музыкальных шедевров, изменивших мир», посвященный величайшему русскому композитору Николаю Римскому-Корсакову.

15.04.2024 | 11:07
В Челябинске чествовали стипендиатов фонда «Новые имена»

Народный артист России Денис Мацуев, фестиваль которого только что завершился на Южном Урале, назвал церемонию, посвященную юным талантам, главным событием своего музыкального форума.

Новости   
Спецпроекты