Пьеса за четыре дня. Как появился метеорит на сцене театра

15 Марта 2024 Автор: Ирина Дурманова Фото: Людмила Ковалева
Пьеса за четыре дня. Как появился метеорит на сцене театра


Молодой драматург Ринат Ташимов (Москва), подаривший Челябинску пьесу «Я — метеорит», убежден, что его творческое видение совпадает с позициями Камерного театра. Значит, продолжение следует. Предвидятся новые совместные проекты театра и автора. Какие? Поживем — увидим.

Пьеса «Я — метеорит», поставленная режиссером Челябинского камерного театра Олегом Хаповым, стала ярким событием театральной жизни столицы Южного Урала. Впервые на сцене мы увидели тонкую, пронзительную историю, которая произошла не где-нибудь далеко, а в нашем городе февральским утром 2013 года, когда внезапно и стремительно по небу промчалось огромное небесное тело. Метеорит рухнул в озеро, оставив в домах выбитые окна, осколки на полу, шокированное население, загадки для ученых и повод для работы художников. Ринату тоже пришлось пропустить этот исторический факт через себя и придумать историю о том, как на событие откликнулась жизнь обычных горожан, в головах которых будто тоже что-то тряхануло и расставило все по местам. Простая, в общем, получилась история, узнаваемая и понятная, но при этом глубокая и многослойная.

Мы часто слышим от режиссеров, что современная драматургия в большом долгу перед театральным искусством. «Не в этом случае», — сказал после премьеры Олег Хапов, который признался, что работать с текстом было очень интересно. Спектакль получился. На первый премьерный показ автор приехать не смог. Он увидел постановку позже, но это даже хорошо. Спектакль уже привык к сцене и закрепил свой успех у зрителей. И Ринат почувствовал, что Челябинск — этот тот город, где ему рады. Он это заслужил.

— Я не в первый раз в Челябинске и всегда с удовольствием сюда приезжаю, — признался Ринат. — Если хорошо принимаете, значит, не фигня получилась. Написал нормально, поставили хорошо. Я рад! Глаза можно не прятать.

Ташимов_Ковалева_k-7049.jpg

Нужен профессиональный толчок

— Мое искреннее мнение: драматургов хороших много, — продолжает автор понравившейся челябинцам пьесы. — Мало людей, которые это умеют заметить. Есть талантливые драматурги, которым, может быть, нужна хорошая редактура. А в России полностью искоренили институт «завлитства». Заведующий литературной частью театра может взять под опеку подающего надежды драматурга и что-то ему советовать. Лет сорок назад такие люди в театрах были.

— Номинально и сегодня в театрах есть завлиты.

— Есть, но на них возлагают совершенно другие обязанности. Когда пьеса попадает в театр, завлит должен работать с текстом, а не просто раскладывать по стопкам: это фигня, а это нет. Драматурги, они же люди, одинокие в своем поле. Актеры растут в коллективе, они могут смотреть друг за другом и что-то приобретать. Драматург, конечно, читает другие пьесы, но ему нужно и человеческое общение. Сидит какая-нибудь девочка в Чебаркуле и пишет свои пьесы. Профессионального толчка ей не хватает. А если рядом будет человек или организация, тогда у нее больше шансов проявить свои способности и состояться. Чем хороша Уральская школа драматургии (Екатеринбург, авторская школа Николая Коляды. — Прим. авт.)? Это коммуникационная площадка. Сейчас в нее входит только «Коляда-театр». Раньше к этому имел отношение Центр современной драматургии. И там очень многим драматургам был дан большой толчок для роста и дальнейшего развития. сейчас их ставят по всей стране. Привечайте драматургов, приводите их в театр, дружите с ними. Есть разные режиссеры, и у них разные запросы. Допустим, есть пьеса Ярославы Пулинович «Земля Эльзы», где бабушка с дедушкой полюбили друг друга, а дети им активно мешают. Грамотно выстроенная история, написанная талантливым драматургом. Положи эту пьесу на авансцену, и она сама себя сыграет. Средний крепкий режиссер точно знает, что сделает ее хорошо. Поставить необычную пьесу, написанную по своим антизаконам, конечно, непросто. С ней надо сидеть, ее надо разгадывать, придумывать свой режиссерский язык. Ну, извините, наверное, это не каждому дано.

Ташимов_Ковалева_k-7019.jpg

По запросу в космос

— Как случилась история с метеоритом?

— Была пандемия. Сидели все без работы. Мне позвонили из Верхнего Уфалея. Это же тоже у вас? Театр «Вымысел» сказал, что хотел бы поставить мою пьесу. Я обрадовался. Они меня тогда спасли, спасибо им большое! Представьте: я сижу два месяца без работы. Мама говорит: иди хотя бы в мерчандайзеры, ты ничего не делаешь, тяжело смотреть. Я говорю: нет, еще полежу. И вот тут позвонил сначала Верхний Уфалей. А на следующий день раздался звонок из Камерного театра: «Мы хотели бы заказать у вас пьесу». Любопытно, но как только делаешь запрос в космос, сразу все появляется. Другое дело, что не знаешь, что запрашивать.

— А ход, когда метеорит как повод для выводов, кто придумал?

— На самом деле я сначала даже испугался. Думал, что-то будет документальное. Потом я поговорил с режиссером, и он сказал, что метеорит должен быть сквозным элементом. Все-таки надо про человека. И мы говорили о теме потери и образе отца. На удивление, у меня в этой пьесе много мужиков. Обычно, если они есть, они безмолвны или у них мало реплик. Я такой бабский драматург, и режиссер тоже. Люблю ставить на женщин и писать для женщин. А тут аж пятьдесят на пятьдесят. Тема потери отца, она стала ключевой в этой истории, метеоритом этой пьесы.

Ташимов_Ковалева_k-6676.jpg

Из жизни города

— А ведь надо было погрузиться в жизнь Челябинска, назвать ключевые адреса?

— Но Челябинск не чужой для меня город. Сам я из Омска. Но семь лет жил в Екатеринбурге, в двух часах езды. В один свой приезд, наверное, это был фестиваль в Молодежном театре, я пошел гулять на Кировку. И в какой-то момент отметил, что на одном квадратном метре здесь происходит насыщенная жизнь. Тут тиктокеры записывают какое-то видео. Тут же какие-то православные активисты собирают подписи. Тут же какой-то пьяный мужик танцует под музыку из соседнего ресторана. Тут же идет мужик в костюме Дарта Вейдера и ругается с кем-то по телефону. Я тогда подумал: надо же, какая концентрация жизни в одном месте! Я живу в Тверском районе Москвы и довольно редко его покидаю. И там все время что-то движется, но ничего не происходит, потому что люди просто куда-то бегут. А здесь люди имеют больше возможности просто жить. И я подумал: а если я пойду гулять по Челябинску, что увижу? Но у меня не было времени, и я вернулся в театр. Я очень долго тянул и уже боялся, что не успеваю, а потом написал пьесу, не отрываясь, за четыре дня. С режиссером мы совпали, планируем дальнейшее сотрудничество. Пока не знаю какое.

— Впечатления от спектакля?

— Я всегда слушаю зал: как он реагирует, как там дышит зритель. Девушка опоздала, села рядом со мной. Думаю: чего не плачет? Потом, слышу, слезы потекли. Простые цели у театра: надо, чтобы зритель пришел, посмеялся и поплакал. И все хорошо! Смешное сделать сложнее. Юмор трудно доходит до сцены. А вот поплакать! Людям хочется, у них много чего накопилось. Хороший был зал. Мне персонаж Костяна (актер Александр Сметанин. — Прим. авт.) больше всех понравился. Скорее всего этот персонаж я с собой ассоциировал. Его судьба наиболее меня волновала.

Ташимов_Ковалева_k-7255.jpg

Справка «ЮП»

Ринат Ташимов, драматург, актер, режиссер театра и кино. Окончил Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского по специальности «актер драматического театра и кино». В Екатеринбургском театральном институте изучал драматургию на курсе Николая Коляды. В 2020 году поступил в магистратуру Школы-студии МХАТ (мастерская В.А. Рыжакова). Играл в Лицейском театре и Театре-студии А. Гончарука в Омске, в «Коляда-театре» в Екатеринбурге. В настоящее время живет в Москве, сотрудничает с драматическим театром им. М.Н. Ермоловой. Многократный лауреат крупнейших конкурсов драматургии.

Поделиться

Вчера | 13:24
В Челябинске наградили победителей XV Премии «Андрюша»

Как одаренным детям помогают стать мировыми звездами.

25.04.2024 | 11:23
В Челябинске откроют первую выставку из фондов Пушкинского музея

Во время «Российской креативной недели – Урал» достигнуто предварительное соглашение о сотрудничестве Челябинского музея изобразительных искусств со знаменитым Пушкинским музеем.

22.04.2024 | 16:19
Музыка моря. В Челябинске прозвучали шедевры великого русского композитора

В Концертном зале им. С. Прокофьева состоялся концерт из цикла «Двадцать музыкальных шедевров, изменивших мир», посвященный величайшему русскому композитору Николаю Римскому-Корсакову.

15.04.2024 | 11:07
В Челябинске чествовали стипендиатов фонда «Новые имена»

Народный артист России Денис Мацуев, фестиваль которого только что завершился на Южном Урале, назвал церемонию, посвященную юным талантам, главным событием своего музыкального форума.

Новости   
Спецпроекты