«Слона» заметили. Почему театру так интересны забытые пьесы
Челябинский камерный театр открывает сезон премьерой. Ждали неожиданного? Получите! Театр, ищущий, жадный до экспериментов, на сей раз обратился к творчеству Александра Копкова (1907-1942).
Он родился в глухой деревне в Ярославской губернии, получил далеко не блестящее образование. В 1926 году перебрался в Ленинград и начал работать штукатуром. Однако культурная столица сыграла свою роль, пробудила в нем стремление к самообразованию и самовыражению. Уже через пять лет он вплотную занялся сочинительством. Театроведы, литературные критики и даже коллеги-писатели прочили ему большое будущее. А Максим Горький назвал Копкова «одной из самых ярких фигур советской литературы и драматургии». Однако в 1940 году постановлением партии Копков был признан антисоветским элементом, а его произведения попали в список запрещенных.
К этому времени он написал две пьесы — «Слон» и «Царь Потап». Трагедия в том, что при жизни ни одну из них он так и не увидел. Погиб Александр Андреевич в 1942 году, когда пробирался из блокадного Ленинграда в родную деревню. Он умер, не дойдя до своей малой родины всего два километра.
Должен случиться спектакль
Через многие десятилетия театры все-таки достали его пьесы из архива. Современные режиссеры восхищаются языком, колоритными персонажами и поразительным созвучием ситуаций тех лет с современной действительностью. Хотя, что может быть современного в пьесе, которая написана в 1932 году?
Могут ли несметные блага обеспечить счастье человеку, не попробовавшему в жизни ничего слаще пареной морковки? Как меняется сознание, как его терзают противоречия, когда судьба преподносит искушение в виде золотого слона Стеньки Разина? При чем здесь американская мечта? Как будет выглядеть «Слон» в Камерном театре? Вопросов много, зрители заинтригованы. Режиссер спектакля Михаил Каргапольцев (Санкт-Петербург) попытался ответить на некоторые из них на пресс-конференции, которая состоялась в информационном центре медиахолдинга «Гранада Пресс».
— Для постановки в Челябинском камерном театре я предложил три варианта: «Шинель» Гоголя, «Каменного гостя» Пушкина и «Слона» Копкова, — начал свой рассказ о том, как начиналась эта история, Михаил Каргапольцев. — Виктория Николаевна (Виктория Мещанинова, художественный руководитель Камерного театра, — Прим. ред.) мне позвонила и сказала: а давайте сделаем «Слона»! Она призналась, что эта пьеса ей нравится, потому что в ней есть юмор и она очень интересно написана. Когда проходил ваш знаменитый фестиваль «Камерата», я приехал на мастер-класс. Мы познакомились с артистами и прочитали в первый раз пьесу. Мне самому очень интересно разбираться с тем, что происходит с людьми, когда в их жизни выпадает клад Стеньки Разина, этот золотой слон. Предадим ли мы себя, свои мечты или все-таки останемся людьми? Так случилось, что труппа попала в эту пьесу. Вот сейчас мы работаем, радует, что все персонажи на месте. Радует, что должен случиться хороший спектакль.
Кого увидим на сцене?
На постановку спектакля отведено меньше месяца. Михаил Каргапольцев приехал в Челябинск 19 августа, на 14 сентября уже запланирована премьера. Режиссер заверил, что все идет в нормальном режиме, а профессионализм актеров позволяет говорить о том, что никакой «сырости» на первом показе не будет.
— Труппа талантливая, — заверяет Михаил. — Когда я прилетал на «Камерату», мы успели собрать первый акт за семь дней. В черновом варианте, конечно, но, во всяком случае, мы попробовали какие-то вещи. В пьесе есть три группы. Первая — это семья, с которой случается эта история. В нее входит глава Гурьян Мочалкин, нашедший клад, его играет Дима Блинков. Этот персонаж неоднозначно деревенский. Его мысли погрузились в то, что можно хорошо жить в другом месте, там, где есть блага. И эти блага — суть жизни. Марфа — его жена, про нее пишут, что она жалобная женщина 46 лет. Ее играет прекрасная Мария Беляева. На мой взгляд, она очень хорошо попадает в персонаж. Дашу, ее дочь, играет Марина Вознесенская. У нее есть роль Анны Карениной. Если там она красивая женщина, которая только своим появлением воздействует на мужчин, то здесь она невзрачная девчонка, и ее очень сложно выдать замуж. Митя — средненький сын, домашний ученый, его играет Никита Савинных. Недавно на репетицию он пришел встав не с той ноги, и это очень помогло ему в продвижении роли. Есть партийцы, колхоз. И тут я хочу сказать, что это в какой-то степени бенефис для Виктора Степановича Нагдасева. ак будто под него писалась роль главы колхоза Курицына. В этой группе есть молчаливый комсомолец Свеклин, его играет Петр Артемьев. актура у этого артиста потрясающая, а текста в пьесе «кот наплакал». Но он молчит так органично, что мы все понимаем про этот колхоз. Есть еще шайка, которая пытается в этой эпохе перемен урвать свои куски. Саша Сметанин играет афериста Цаплина, по жизни он крадет все что можно, даже если ему это не надо. У нас еще есть отец Лукьян, он «прописан» в этой шайке. Для меня это история искушения и отца Лукьяна тоже, который не по своей воле просит этого слона. Его играет Игорь Александрович Миногин.
Земля притягивает
— Все-таки это деревенская трагикомедия. Мы и посмеемся, и призадумаемся, а может быть, где-нибудь и слеза упадет, — продолжает режиссер. — Конечно, Копков сам деревенский парень, и он знал, о чем писал. Меня меньше волнует бедность и грязь и почему они так живут. Меня больше волнует, как они сохраняют себя в этой жизни и что такое деревенская простота. Нам иногда нужно найти такого золотого слона, чтобы оторваться от земли и понять, где мы живем и что для нас важно. Все равно земля притягивает. Любовь и семья, которая остается на земле, нас притягивает. Мы про главные ценности все начинаем понимать. Мы отрываемся, потому что нам нужен свой взгляд со стороны. В нашей земле найден этот клад, и он в конце пьесы улетает. И без него, без Америки, оказывается, жить героям становится спокойно и нормально. Ценность не в том, в каком социуме ты живешь, ценность в людях, которые рядом с тобой. Не надо вестись на искусственные образы благополучия. И конечно финал: он должен получиться на разрыв. Зритель должен уйти, понимая, что случилось событие. Событие для артистов, всего театра и для него самого. Мы должны это почувствовать все вместе. Вот это самое главное и самое сложное.
Справка «ЮП»:
Михаил Каргапольцев родился в 1985 году, в 2013 году окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (мастерская Анатолия Праудина). Актер, режиссер, идеолог, сооснователь и директор театра «Цехъ» («Цех свободных художников»).
Поделиться