«Слона» заметили. Почему театру так интересны забытые пьесы

Челябинский камерный театр открывает сезон премьерой. Ждали неожиданного? Получите! Театр, ищущий, жадный до экспериментов, на сей раз обратился к творчеству Александра Копкова (1907-1942).
Он родился в глухой деревне в Ярославской губернии, получил далеко не блестящее образование. В 1926 году перебрался в Ленинград и начал работать штукатуром. Однако культурная столица сыграла свою роль, пробудила в нем стремление к самообразованию и самовыражению. Уже через пять лет он вплотную занялся сочинительством. Театроведы, литературные критики и даже коллеги-писатели прочили ему большое будущее. А Максим Горький назвал Копкова «одной из самых ярких фигур советской литературы и драматургии». Однако в 1940 году постановлением партии Копков был признан антисоветским элементом, а его произведения попали в список запрещенных.
К этому времени он написал две пьесы — «Слон» и «Царь Потап». Трагедия в том, что при жизни ни одну из них он так и не увидел. Погиб Александр Андреевич в 1942 году, когда пробирался из блокадного Ленинграда в родную деревню. Он умер, не дойдя до своей малой родины всего два километра.

Должен случиться спектакль
Через многие десятилетия театры все-таки достали его пьесы из архива. Современные режиссеры восхищаются языком, колоритными персонажами и поразительным созвучием ситуаций тех лет с современной действительностью. Хотя, что может быть современного в пьесе, которая написана в 1932 году?
Могут ли несметные блага обеспечить счастье человеку, не попробовавшему в жизни ничего слаще пареной морковки? Как меняется сознание, как его терзают противоречия, когда судьба преподносит искушение в виде золотого слона Стеньки Разина? При чем здесь американская мечта? Как будет выглядеть «Слон» в Камерном театре? Вопросов много, зрители заинтригованы. Режиссер спектакля Михаил Каргапольцев (Санкт-Петербург) попытался ответить на некоторые из них на пресс-конференции, которая состоялась в информационном центре медиахолдинга «Гранада Пресс».


Кого увидим на сцене?
На постановку спектакля отведено меньше месяца. Михаил Каргапольцев приехал в Челябинск 19 августа, на 14 сентября уже запланирована премьера. Режиссер заверил, что все идет в нормальном режиме, а профессионализм актеров позволяет говорить о том, что никакой «сырости» на первом показе не будет.
— Труппа талантливая, — заверяет Михаил. — Когда я прилетал на «Камерату», мы успели собрать первый акт за семь дней. В черновом варианте, конечно, но, во всяком случае, мы попробовали какие-то вещи. В пьесе есть три группы. Первая — это семья, с которой случается эта история. В нее входит глава Гурьян Мочалкин, нашедший клад, его играет Дима Блинков. Этот персонаж неоднозначно деревенский. Его мысли погрузились в то, что можно хорошо жить в другом месте, там, где есть блага. И эти блага — суть жизни. Марфа — его жена, про нее пишут, что она жалобная женщина 46 лет. Ее играет прекрасная Мария Беляева. На мой взгляд, она очень хорошо попадает в персонаж. Дашу, ее дочь, играет Марина Вознесенская. У нее есть роль Анны Карениной. Если там она красивая женщина, которая только своим появлением воздействует на мужчин, то здесь она невзрачная девчонка, и ее очень сложно выдать замуж. Митя — средненький сын, домашний ученый, его играет Никита Савинных. Недавно на репетицию он пришел встав не с той ноги, и это очень помогло ему в продвижении роли. Есть партийцы, колхоз. И тут я хочу сказать, что это в какой-то степени бенефис для Виктора Степановича Нагдасева. ак будто под него писалась роль главы колхоза Курицына. В этой группе есть молчаливый комсомолец Свеклин, его играет Петр Артемьев. актура у этого артиста потрясающая, а текста в пьесе «кот наплакал». Но он молчит так органично, что мы все понимаем про этот колхоз. Есть еще шайка, которая пытается в этой эпохе перемен урвать свои куски. Саша Сметанин играет афериста Цаплина, по жизни он крадет все что можно, даже если ему это не надо. У нас еще есть отец Лукьян, он «прописан» в этой шайке. Для меня это история искушения и отца Лукьяна тоже, который не по своей воле просит этого слона. Его играет Игорь Александрович Миногин.

Земля притягивает
— Все-таки это деревенская трагикомедия. Мы и посмеемся, и призадумаемся, а может быть, где-нибудь и слеза упадет, — продолжает режиссер. — Конечно, Копков сам деревенский парень, и он знал, о чем писал. Меня меньше волнует бедность и грязь и почему они так живут. Меня больше волнует, как они сохраняют себя в этой жизни и что такое деревенская простота. Нам иногда нужно найти такого золотого слона, чтобы оторваться от земли и понять, где мы живем и что для нас важно. Все равно земля притягивает. Любовь и семья, которая остается на земле, нас притягивает. Мы про главные ценности все начинаем понимать. Мы отрываемся, потому что нам нужен свой взгляд со стороны. В нашей земле найден этот клад, и он в конце пьесы улетает. И без него, без Америки, оказывается, жить героям становится спокойно и нормально. Ценность не в том, в каком социуме ты живешь, ценность в людях, которые рядом с тобой. Не надо вестись на искусственные образы благополучия. И конечно финал: он должен получиться на разрыв. Зритель должен уйти, понимая, что случилось событие. Событие для артистов, всего театра и для него самого. Мы должны это почувствовать все вместе. Вот это самое главное и самое сложное.
Справка «ЮП»:
Михаил Каргапольцев родился в 1985 году, в 2013 году окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (мастерская Анатолия Праудина). Актер, режиссер, идеолог, сооснователь и директор театра «Цехъ» («Цех свободных художников»).
Поделиться