Три «Го» успешно прошли лабораторные испытания Камерного театра

30 Июня 2024 Автор: Ирина Дурманова Фото: Людмила Ковалева
Три «Го» успешно прошли лабораторные испытания Камерного театра


Истинным любителям театра всегда интересно увидеть, как там все устроено. Так заманчиво познать таинство рождения спектакля — от идеи, выбора материала до сценического воплощения. Это позволяет глубже понять и еще больше полюбить театральное искусство.

Челябинский камерный театр в хорошем смысле старается идти на поводу у своего верного зрителя, которого допускает и на прогоны, и на генеральные репетиции. Наблюдать, какие делает замечания режиссер, как реагируют и меняются на сцене актеры, не менее интересно, чем увидеть уже выстроенный, выстраданный, готовый спектакль. Он живой, он будет меняться, поэтому интересен как премьерный показ, так и возвращение к нему спустя какое-то время.

На этот раз зрителей пригласили к участию в театральной лаборатории с интригующим названием «ГоГоГо». Совсем немногим поклонникам удалось туда попасть, но счастливчики были вознаграждены незабываемыми впечатлениями, восторгом и радостью за театр, который старается постичь что-то новое, за молодых режиссеров, артистов и студентов, которые ярко проявили свои таланты. За четыре дня четыре режиссера поставили четыре эскиза по произведениям трех «Го».

photo_2024-06-16_14-57-43.jpg

В честь легендарного режиссера

Три «Го» — три самых мистических и очень сложных для театра авторов: Эрнст Теодор Амадей Гофман, Карло Гоцци и Николай Гоголь. Такой выбор сделали столичные кураторы лаборатории, эксперты национальной театральной премии «Золотая маска», театральные критики Екатерина Морозова и Александр Вислов.

— Это три любимых автора Всеволода Мейерхольда, 150-летний юбилей которого мы празднуем в этом году, — комментирует свое решение Екатерина Борисовна. — Нам захотелось посвятить эту лабораторию великому режиссеру. Мы угадали, и для меня очень ценно, что и режиссеры, и в первую очередь коллектив театра приняли этот материал. Я благодарна труппе Камерного театра, что они сделали намного больше, чем мы от них ждали.

Го-Го-Го_фото_Людмилы_Ковалевой_31942.jpg

Психоаналитика, читалки и бродилки

Театральная лаборатория — это своего рода соревнование, конкурс, презентация того или иного произведения, из которого может получиться спектакль. Прежде чем запустить что-то в работу, важно было увидеть современную трактовку классических историй и примерить их на актерский состав театра. Для постановки эскизного варианта спектаклей пригласили молодых режиссеров. Их работы посмотрели эксперты и зрители, которые дали свои рекомендации. А дальше уже руководство театра примет решение, какие авторы, произведения и режиссеры будут задействованы в работе следующих сезонов. Что получилось и что увидели участники лаборатории?

Виктория Печерникова (Москва) поставила Гофмана, обратившись к его самой популярной сказке «Щелкунчик». Режиссер задумала иммерсивный спектакль. Показ прошел в закрывшемся баре «ИЗО». Зрителей водили по разным помещениям, рассказывая сны Мари. В финале, как положено в новогодней сказке, все собрались у елки.

Антон Безъязыков (Кемерово) поставил эскиз по повести Гоголя «Записки сумасшедшего». Мелкий чиновник Поприщин (Петр Артемьев) молчал весь спектакль, а то, что у него творится в голове, озвучили четыре актрисы. Кстати, именно этот эскиз набрал большинство голосов зрителей.

Самой яркой работой с зашкаливающими эмоциями стал эскиз Марии Романовой (Санкт-Петербург) по пьесе Гоцци «Синее чудовище». Возможный «ужастик» превратился в шальную, ироничную и смешную историю. Актеры отрывались по полной. Зрители и эксперты ликовали от восторга.

Дмитрий Огородников (Пермь) взял за основу эскиза новеллу Гофмана «Песочный человек». Это мистико-психологическая история. Дмитрий поместил героев в кабинет психотерапевта. И, если у Гофмана это история о сумасшествии, то Огородников попытался проанализировать, что стало причиной таких последствий.

Го-Го-Го_фото_Людмилы_Ковалевой_31945.jpg

Для всех вызов

— Самое сложное для меня — это тексты Гофмана, — делится своими впечатлениями актриса Виктория Бухарина, исполнительница роли Клары в эскизе «Песочный человек». — Он объемный и сложный. Приходилось долго с ними разбираться. Почему мистические авторы? Мистика всегда интересна. У нас в репертуаре есть родственная история — «Мелкий бес», где человек сходит с ума. Это всегда тяжеловато смотреть. Но опять же, как это сделать? Мне очень понравился этот опыт, было интересно. И мне очень хотелось бы, чтобы к нам попал режиссер Дмитрий Огородников. Работать с ним большое наслаждение.

— Лаборатория — распространенный жанр в театральном мире, — рассказывает Дмитрий Огородников. — Это для всех вызов: для меня, как для режиссера, для театра — как для актеров, так и для всех цехов. Это огромная проверка на прочность. Что касается других режиссеров, мы не воспринимаем друг друга как конкурентов. Театр возьмет то, что ему надо. В лаборатории более важен момент общения. Это интересное действие, интересные знакомства. В каком-то смысле, это продолжение театральной институтской мастерской, когда мастера дают задание, а ты их исполняешь. Только здесь нужно работать профессионально.

Го-Го-Го_фото_Людмилы_Ковалевой_31952.jpg

Слово за театром

Лаборатория состоялась. Гости разъехались, а театр пребывает в раздумьях. И что-то подсказывает, что театральные опыты дали хорошую почву для новых идей. И обязательно надо планировать новые лаборатории. В Челябинском камерном театре эта обычная для таких коллективов форма вышла за рамки рабочего процесса, стала публично интересной и творчески полезной.

— Меня трудно чем-то удивить, но на этот раз я удивлена таким количеством молодых, умных, хорошо мыслящих молодых режиссеров, — подводит итог художественный руководитель театра Виктория Мещанинова. — Здесь есть надежда на будущее театра, это самое главное. Пять безумных дней — это конечно проверка для всех служб театра. Нужно было обеспечить действо пространством, светом, костюмами. И что хочу отметить: если я не горда, то, во всяком случае, мне за театр не стыдно. Это было какое-то очень живое дело. И зритель у нас такой замечательный оказался. Я провела энергетически насыщенное время. А результаты? Они все позитивные, потому что нет ни одного провала и бессмысленных работ. А дальше театр будет принимать решения. Если бы у меня была возможность, я бы пригласила на постановку спектаклей всех четырех режиссеров. Они все очень живые и дерзкие.

— На лаборатории я увидел, как из глубин времен Гоголь, Гофман и Гоцци говорят о сегодняшнем времени, о том, что с человеком происходит, и о том, что его природа не меняется, — говорит режиссер театра Олег Хапов. — Века идут, цивилизация двигается, и любой человек в любом времени подвержен испытанию сумасшествием. Все три автора говорят об одиночестве. И я увидел, что эта проблема волнует не меня одного. Обязательно нужны театру такие события. Мы сейчас с директором обменялись мнениями: у нас же фестиваль «Камерата» проходит раз в два года. Следующий сезон можно занимать чем-то таким экспериментальным.

— Радостно, что при всей камерности театра он оказался очень открытым к любым экспериментам, — делится впечатлениями куратор лаборатории Екатерина Морозова. — В каждой команде, не побоюсь этого слова, состоялась творческая любовь, диалог и слышание друг друга. Благодаря Камерному театру мы прощупали очень сложный литературный материал. Это интересно и полезно для людей, которые занимаются театром серьезно, с осмыслением себя в профессии.

Поделиться

23.07.2024 | 12:03
Пламя в степи. Фестиваль исторической реконструкции вновь прошел на Аркаиме

Более двух с половиной тысяч гостей посетили фестиваль «Пламя Аркаима», который в восьмой раз прошел в Брединском районе. Колесо истории прокатилось в этот раз из каменного века в эпоху бронзы и дальше в новое время к стрельцам XVII века и зарубежным походам императора Александра I.

20.07.2024 | 18:48
Сказки без штампов. Какие эскизы могут стать спектаклями на большой сцене

Завершилась работа четвертой режиссерской лаборатории замыслов «Контур. Сказки» в Челябинском молодежном театре.

16.07.2024 | 11:04
Эффект музыки. Чем запомнился второй день «Курчатов-феста»

Организаторы главного культурного челябинского события лета 2024 года абсолютно не волновались за его творческую часть. И звезды, и программа — все самое лучшее, все как любят истинные поклонники классического искусства.

12.07.2024 | 11:48
Не по нотам. Как в Челябинске стартовал «Курчатов-фест»

А ведь это был даже не выходной, а будний день недели, 11 июля. И довольно позднее время начала концерта, 20:00, сулило большие проблемы с возвращением домой. Однако, несмотря на эти неудобные бытовые детали, к назначенному часу на площади Науки в столице Южного Урала стали собираться зрители.

Новости   
Спецпроекты