В Челябинске открылась выставка плаката о китайской опере
Экспозиция Международной биеннале плаката «Искусство пекинской оперы» — это более 250 работ дизайнеров и художников-плакатистов из разных стран мира. Все они посвящены феномену, признанному ЮНЕСКО нематериальным культурным наследием человечества.
«Это проект, который наш музей реализует совместно с челябинским отделением Союза дизайнеров России. Выставка уникальна. В нашей стране она демонстрируется впервые. Кроме того, она позволяет челябинскому зрителю не только познакомиться с новым видом искусства — плакатной графикой, но и через плакат — с пекинской оперой как феноменом традиционной культуры Китая», — отмечает директор музея Полина Глинских.
За главную работу к проекту на Южном Урале взяли плакат челябинского автора, вице-президента Союза дизайнеров России, куратора выставки Павла Писклакова. По словам Павла, в каждой стране экспозицию собирали по-разному. Всегда влияет площадка, восприятие куратора, происхождение авторов и так далее. В залах южноуральского музея выставлено 247 работ.
«Для выставки в Челябинске были выбраны и единичные работы, и серии — в основном китайских авторов. Представлены работы четырех российских дизайнеров», — рассказал Павел Писклаков.
Интерпретации темы европейцами и азиатами по понятным причинам разнятся.
«Если сравнивать подходы к созданию плаката европейских авторов и азиатских, то можно отметить, что китайцы в основном буквально интерпретируют тему, — отмечает Павел. — Среди азиатских авторов конкуренция всегда больше, авторов огромное количество, поэтому в число победителей попадают действительно отборные работы — такой концентрат. Кроме того, китайцы в интерпретации темы, как правило, не уходят далеко от традиции. У европейских авторов это всегда более поверхностная история, что, в общем-то, и понятно: для нас с вами пекинская опера — это экзотика, мы не понимаем, о чем они поют, что изображают».
Работая над темой, художники-плакатисты, конечно же, изучали Пекинскую оперу — традиционный китайский театр, зародившийся еще в конце XVIII века и сформировавшийся в середине XIX века. Интересно, что за свою двухсотлетнюю историю китайская опера сохранилась в первозданном виде: современная постановка ничем не отличается от старинной, той, что демонстрировалась в Поднебесной еще во времена династии Цин.
Для западного зрителя театр Поднебесной — это экзотика. От привычной нам европейской оперы китайская отличается почти полным отсутствием декораций, яркими костюмами, масками и гримом. Традиционный пекинский театр — это не только пение, но и нарочито драматическое исполнение, которое для неподготовленного слушателя звучит как визгливые крики, а также это пантомимы, акробатический бой и танцы.
Есть в пекинской опере и определенные законы по части персонажей. По традиции существует четыре основных амплуа: женщина, мужчина, мужской персонаж с разрисованным лицом и комик. В каждой основной маске в китайском театре живут еще и малые. Например, в женских ролях это молодые благородные героини или женщины-воительницы. Увидеть театральные маски по-пекински, а точнее, интерпретацию темы художниками и дизайнерами начала XXI века в Челябинске на выставке можно будет до 10 ноября.
Поделиться