Челябинск на экране. Каким видят город режиссеры и сценаристы
Новые кинопроекты возвращают яркие краски городу металлургов.
- Игнатьевская пещера может привести человека в состояние шока
- За кадром. Троицк стал местом съемок сериала о Плевако
Своими мыслями по этому поводу на фестивале #Рыжий фест поделилась Мария Онипкина — кинокритик, программный директор и куратор фестиваля «ЧелоВечное кино», ведущая клуба новейшего российского кино «Киноэкспертиза».
Счастье не за горами?
— При попытке обнаружить какие-то исследования на эту тему я находила подборки фильмов, снятых в Челябинске, и практически всегда 9 из 10 были сняты в области, но не в самом городе, — говорит Мария Онипкина. — К примеру, одна из самых ранних — картина режиссера «Мосфильма» Юлии Солнцевой «Мир в трех измерениях». Юлия в молодости снималась в ленте «Аэлита», вышла замуж за Александра Довженко. Ее якобы челябинский фильм — об изобретателе, разработавшем новую линию прокатного стана и о палках в колеса со стороны начальства. Хотя фильм снят на ЧТПЗ в Челябинске, речь в нем идет о Свердловске 80-х годов прошлого века.
Фото автора
По словам кинокритика, тяжелое чувство остается после просмотра мини-сериала «Человек со свалки» челябинского сценариста Виктора Петрова (он же первым возглавлял кафедру режиссуры кино и ТВ Челябинского института культуры). Это история о парне, выросшем в районе местного «Шанхая», рядом со свалкой. Он в юности мечтал о спорте, завоевал титул чемпиона Европы по боксу, но затем оставил спортивную карьеру, начал спиваться, вернулся в родной город и стал бороться за демократические права рабочих завода.
В сериале «ЮГ» екатеринбургского режиссера Ивана Соснина, снятом по сценарию Алима Бесчокова в жанре роуд-муви, мальчик, воспитанный бабушкой и выросший без отца, начинает его искать и отправляется в путешествие по России. Среди прочих городов он посещает Челябинск. Это и трагизм одиночества, и мечта о встрече с папой…
— В нулевые и десятые годы появилась плеяда челябинских режиссеров, которые хорошо знают город изнутри, и они захотели показать его своими глазами. К примеру, тема серости провинциальной жизни присутствует в ленфильмовской ленте «Челябумбия» режиссера Валерия Быченкова, — делится Мария Онипкина. — Окончив школу, трое друзей решают поступать в театральный институт. Каждый из них ради этого жертвует чем-то очень для себя дорогим. Главный герой пытался устроиться на завод, потом в театр — и везде фиаско. В итоге рванул к деду в Петербург, но страдает там от неустроенности жизни, испытывает ностальгию по любимому городу, с которым столько связано. Счастья в чужих краях он так и не находит.
Вообще, тема отъезда в столицы, а потом неизбывных сожалений о покинутом городе детства прослеживается во многих фильмах последнего времени. Та же линия просматривается и в безбюджетном фильме Валерия Козлова «Десятка» (в соавторстве с Евгением Графовым), который снимали энтузиасты из Челябинска. Главный герой, Валера Шумаков по прозвищу Шуня, поступает в спортинтернат в Казани, но после спортивной травмы возвращается на родину. Его друзья — гопники, сам он, завалив ЕГЭ, учится в ПТУ. На разлад в жизни парень сетует школьной учительнице, с которой повстречался в трамвае. Образы-символы — грохочущий трамвай и мутное стекло — подчеркивают беспросветность жизни потерянного поколения городских окраин.
Фото автора
Развенчать мифы
— Много споров возникло и вокруг скандального американского мультсериала «Гриффины», — заявила Мария Онипкина. — По сюжету Мэг едет в Челябинск разобраться с компьютерной кражей и встречает хакера Ивана. Вдохновившись городом и романом с Иваном, она решает остаться на Урале. Здесь, как заявляет Иван, дым труб затмевает небо, но это его малая родина, которую он любит безмерно. Конечно, это стеб и преувеличение, но в мультике есть и юмор, и лирика, и некая душевность, привязанность к родному краю.
Челябинск упоминали и в эпизоде «Татьянин день» сериала «Улицы разбитых фонарей», где герой фильма поехал в наш город охранять актрису, а также в «Дне выборов», когда отец Иннокентий рассуждал, сколько верст до него. По мнению столичных деятелей кино, это даль дальняя, отшиб цивилизации. О Челябинске упоминается и в «Гранях будущего» с Томом Крузом, и в эпизоде о наркодилерах сериала «Смычок» Александра Цоя. Одну короткометражку о Челябинске снял даже мэтр российского кино Федор Бондарчук — о том, как незадачливые молодые бандиты хотели ограбить магазин на Молодогвардейцев, 32, да ошиблись адресом.
Так где же все-таки хоть и без прикрас, но правда о Челябинске? Как развенчать миф о сером городе металлургов? В какой-то мере на это нацелена новелла из альманаха «Родные люди» режиссера Олега Асадулина, вышедшая в 2023 году.
Московский парень-мажор после громких заявлений о том, что на заводах в Челябинске работает быдло, был сослан отцом-олигархом и владельцем заводов на малую родину. Мажор натворил дел и здесь, но в итоге его жизнь перевернула встреча с простой заводской девчонкой. И парень оценил наконец красоту, разглядел, что в городе есть красивые скверы и набережная, спортивная арена и кардиоцентр. Это несколько в лоб, своего рода киношная открытка Челябинска, но не показуха, ведь перемены в его облике и правда разительные.
Фото Дмитрия Куткина
Край, где хочется жить
Впрочем, изменения к лучшему видны и в других городах Южного Урала. Это край с красивейшей природой, богатой историей и яркой современностью, и неслучайно сюда в поисках вдохновения приезжают столичные режиссеры, знаменитости с мировым именем.
— К примеру, Сергей Безруков недавно в Троицке участвовал в съемках сериала об известном адвокате Федоре Плевако, — напомнила Мария Онипкина.
На мой взгляд, как зрителя и журналиста, большой интерес представляют собой и ленты челябинского режиссера Светланы Поповой «Елькины» и «Курчатов. Щит и меч холодной войны», Романа Грибанова «Черные ножи» — освободители Европы» — об Уральском добровольческом танковом корпусе. Зрители высоко оценили и оба мультфильма об Аркаиме. В них есть художественность и патриотизм, а также большая любовь к малой родине. Сейчас медиахолдинг «Гранада Пресс» запустил не менее интересный проект — снимает фильм об Игнатьевской пещере.
Моя собеседница привела в пример снятую с душевным теплом и любовью к родному краю ленту местного режиссера и сценариста Анны Голенко «Импульс музыки» о музыкантах из Бакала. А сериал Валерия Огородникова «Барак» о поствоенной жизни в Сатке получил 25 наград на международных кинофестивалях, Государственную премию в области киноискусства от президента РФ Владимира Путина.
— Или взять документальный фильм «Объект 817» бельгийского режиссера Ольги Луковниковой о «кыштымском карлике» Алешеньке, который якобы инопланетянин. Его снимали челябинцы — оператор Виктор Завьялов и звукооператор Иван Белов. Эта лента в прошлом году вошла в конкурсную программу крупнейшего в мире фестиваля независимого кино «Сандэнс», — добавила Мария Онипкина.
— Мы приобщаем к киношному творчеству молодежь и уже открыли немало талантов, — подытожил ее коллега по проекту, директор фестиваля «ЧелоВечное кино», завкафедрой режиссуры ЧГИК Николай Тележников. — С нашими студентами приезжали делиться опытом известные режиссеры: Сергей Мирошниченко, Дмитрий Астрахан, главный режиссер столичного театра на Покровке Михаил Милькис и другие мэтры из творческой мастерской Никиты Михалкова. На конкурс «Студенческий дебют» свои пробы короткометражного кино присылают начинающие режиссеры из России, стран СНГ, Европы, Ирана, Турции и других. Сегодняшние студенты показывают перемены, происходящие в облике Челябинска и всего Южного Урала, как он становится местом, где хочется жить.
Поделиться