Князь Игорь. В Челябинске вновь представили оперу Бородина
Знаменитый сюжет «Слова о полку Игореве» послужил основой для либретто оперы «Князь Игорь».
Многие слова арий, речитативов, каватин, хоров стали самостоятельными произведениями, которые на слуху у каждого слушателя.
«О, дайте, дайте мне свободу, я мой позор сумею искупить; спасу я честь свою и славу, я Русь от недруга спасу!» — поет князь Игорь, а вслед за ним пропевает весь зрительный зал.
Сцена «Половецкие пляски» давно стала отдельным спектаклем, который часто можно встретить в программах концертов. Строго говоря, «Половецкие пляски» — балетный фрагмент в опере, но он богато украшен работой артистов хора. Песня «Улетай на крыльях ветра» давно завоевала популярность во всем мире и стала настоящим гимном русской души, русского духа.
На каждом оперном спектакле дирижер симфонического оркестра играет ключевую роль. Он координирует действия артистов на сцене, согласовывает их с музыкой, расставляет смысловые акценты. Александр Матушкин — один из самых опытных дирижеров челябинского театра.
— Не перестаю удивляться, — комментирует Александр Матушкин, — что настолько гениальную музыку к опере написал непрофессиональный композитор. Александр Бородин был профессором химии, работал в университете. Товарищи по «Могучей кучке» в шутку желали ему не здоровья, а болезни. Только в это время Бородин сидел дома и создавал свою феноменальную музыку.
По этой же причине работа над оперой «Князь Игорь» растянулась на десятилетия. Бородин возвращался к сочинению оперы вновь и вновь. Часть значимых номеров он успел оркестровать сам. Остальное пришлось завершать его коллегам уже после смерти композитора.
Октябрьский показ оперы «Князь Игорь» украсили несколько дебютных партий молодых солистов нашего театра. Анжелика Донских начала свой первый сезон в составе оперной труппы театра, поэтому осень 2024 года принесла ей целую череду дебютов в разных постановках. В «Князе Игоре» Анжелика впервые выступила в партии половецкой девушки. Эта роль отличается богатым восточным колоритом и требует от вокалиста согласованной работы дыхания и голоса.
— В опере Бородина неимоверно красивая музыка, — делится Анжелика Донских. — Мне приятно исполнить роль половецкой девушки. Есть что поиграть как актрисе и есть где поработать как солистке оперы. Мне нравятся восточные мотивы. Здорово, что опера вновь вернулась в репертуар.
Можно смело утверждать, что Александр Бородин прославился как приверженец русской музыкальной традиции, в чем-то последователь Михаила Глинки. В опере «Князь Игорь» композитору удается достичь подлинной народности, создать на сцене достоверный образ Древней Руси.
Партия молодого Владимира Игоревича досталась Никите Забетчуку. Дебют в опере «Князь Игорь» состоялся у Никиты почти два года назад, но потом опера исчезла из репертуара. Можно сказать, что личная премьера для Никиты повторилась.
— Впервые с музыкой Бородина я познакомился в музыкальной школе, — рассказывает Никита Забетчук. — Не мог предположить тогда, что буду петь в «Князе Игоре» одну из заглавных партий. Ария молодого Владимира требует особой подготовки, она, безусловно, сложна. Кроме вокала, стоит не забывать об эмоциях героя. Это влюбленный молодой человек, который погружается в пучину страсти.
Как и во многих русских операх, одна их главных ролей достается хору. Хор как единый организм становится еще одним действующим лицом постановки, олицетворяет мудрый русский народ. Русские люди обладают внутренней силой и выносливостью, они способны преодолеть любые трудности и испытания. Как признаются многие режиссеры оперных постановок, хоровой коллектив нашего театра один из самых лучших в стране.
Еще один дебютант «Князя Игоря», бас Артур Садиков, отмечает особую поддержку хорового коллектива, которую чувствует каждый солист. В опере Бородина Артур исполнил партию князя Владимира Галицкого.
— Хор — гордость нашего театра, — восхищается Артур Садиков. — Русская музыка требует огромной отдачи. Мой Галицкий не самый положительный персонаж, он настоящий антагонист. Когда князь Игорь с дружиной уходит на битву, Галицкий остается дома, строит козни, мечтает занять место правителя. Воплощение хитрого, коварного зла, внутреннего врага. В чем-то ситуация похожа на нашу современную историю. Великие оперы всегда актуальны.
За 68 лет существования в челябинском театре к постановке знаменитой оперы обращались четыре раза. Нынешнюю редакцию «Князя Игоря» режиссера Екатерины Василевой отличает более динамичное действие, последовательно выстроенный сюжет, обновленная сценография. Благодаря тонкой работе со светом создается невероятная волшебная атмосфера. Балетмейстер Юрий Клевцов придал более сложный хореографический рисунок балетной сцене половецких плясок.
Великолепные мелодии, глубокие тексты, красочные образы делают «Князя Игоря» одной из самых популярных опер на русской и мировой сцене. Александр Бородин создал настоящее произведение искусства, которое до сих пор оставляет неизгладимый след в сердцах зрителей.
Поделиться