В Челябинске вспоминают создателя симфонического оркестра Адика Абдурахманова

25 Января 2025 Автор: Ирина Дурманова Фото: Юлия Боровикова («Вечерний Челябинск»)
В Челябинске вспоминают создателя симфонического оркестра Адика Абдурахманова


Впрочем, почему только в эти дни? Никто все это время его и не забывал. Никто не смирился с его внезапным уходом из жизни. Принять этот факт невозможно, к нему можно только приспособиться, включив какие-то психологические защитные механизмы.

Сейчас есть три повода для того, чтобы поговорить об Адике Аскаровиче, напомнить, каким он был гениальным музыкантом и прекрасным человеком. 16 января ему исполнилось бы всего 63 года. Он прожил только 62 года и чуть больше месяца. Ушел из жизни в золотом возрасте для дирижера, на пике славы, с грандиозными планами на будущее. Следующая знаковая дата — 16 февраля. В этот день ровно год назад он в последний раз вышел на сцену родного для него Концертного зала им. С. Прокофьева. По всей видимости, маэстро уже был нездоров, но поставил блестящую точку, выступив со своим оркестром и знаменитым пианистом Борисом Березовским (Москва). Аншлаг, восторг, ликование, несмолкающие аплодисменты… И никто не мог тогда предугадать, что так уже больше не будет никогда. Всего через три дня, 19 февраля 2024 года, Адик Аскарович неожиданно для всех покинул этот мир.

Для музыкального мира Южного Урала он был главным маэстро, центром вселенной, и тогда никто не представлял, как этот мир будет жить без него. Прошел год. Его родные, друзья и коллеги сегодня точно знают, что Адик Аскарович не одобрил бы пафосных речей, глубокой скорби и громких рыданий в контексте памяти о нем. Он был светлым, даже лучезарным человеком. Он так любил свое окружение и своих зрителей, что расстроился бы из-за долгой и всеобщей боли, связанной с его уходом. Он так много всего начал, что никогда не простил бы коллег, если бы на его проектах поставили крест, объясняя, что есть незаменимые люди.

И вот это понимание не позволяет впасть в уныние. Музыкальный мир, он, конечно, грустит, но при этом ликует и торжествует тактами, аккордами и ритмами, заставляя слушателей плакать и смеяться, делая жизнь добрее и лучше, окрашивая ее яркими красками. Вот такой памяти о себе хотел бы сам маэстро. Он так любил музыку!

Сегодня, думая о нем, прежде всего мы вспоминаем его фирменную улыбку, которая никогда не сходила с его лица. Она никуда не делась. Ее не видят, но очень хорошо чувствуют. Она озаряет каждое выступление его оркестра, каждое его любимое произведение. Концерт, посвященный маэстро, который прошел в день его рождения, 16 января, в Концертном зале им. С. Прокофьева стал главным событием месяца воспоминаний. Коллеги его так и назвали «Улыбка Адика».

O05A1660.JPG

Кажется, что уехал

«Когда с утра тоска туманная и счастье в руки не дается, ты разыщи Абдурахманова: пускай тебе он улыбнется…» — это строчки из стихотворения, которое написал когда-то один из любимых учеников маэстро, известный российский поэт и драматург, ведущий концерта Константин Рубинский (Москва).

— Я написал его двенадцать лет назад, — рассказывает Константин. — Оно и дало название этому концерту. Мы всегда шутили, что у Адика «чеширская» улыбка, которая существует отдельно от него. Он уходил, а улыбка оставалась. Я до сих пор не могу принять его уход. Кажется, что он уехал, и рука тянется ему позвонить. Вспоминаешь улыбку, и помимо печали на душе становится светло. Его улыбка, как и его оркестр, — бренд Южного Урала. Такой вот эмоциональный, человеческий бренд. Он хотел, чтобы и мы улыбались. Сейчас и всегда.

— Мы благодарны Адику Аскаровичу за все, что он сделал для Челябинской области, для России, — произнесла со сцены учредитель Фонда-2020 Ирина Текслер. — Сколько он подарил счастья и радости каждому из нас! Какой бесконечный след в культуре и искусстве оставил! Он ставил перед собой только высокие цели. Он никогда, ничего не просил для себя, но делал это для музыкантов, для детей, для оркестра, для культуры и искусства региона. Его вклад бесценен, а созданный им оркестр продолжает жизнь, покоряя новые высоты.

Улыбка_Боровикова_O05A5223.jpg

Адажио для Абдурахманова

В программу включили самые знаковые, самые любимые, самые абдурахмановские произведения. В первом отделении играл его камерный оркестр «Классика», во втором он вырос до симфонического.

Звучала жемчужина исполнительского искусства «Классики» Симфония № 4 ре минор Луиджи Боккерини, прекрасная «Мелодия» Кристофа Глюка для флейты, с которой Адик Аскарович начинал карьеру флейтиста, «Ноктюрн» Важа Азарашвили, в который маэстро влюбился и сделал все, чтобы заполучить произведение в репертуар оркестра. Наряду с великими композиторами маэстро с трепетом относился к музыке, написанной челябинскими авторами.

«Адажио для Антонио Вивальди» Елены Попляновой — одно из таких произведений. Когда-то эта прекрасная музыка была написана специально для Адика Аскаровича. В этот день соло на флейте исполнил Марат Файрушин, на скрипке — Татьяна Галкина. И вот тут волшебство! На концерте возникло стойкое ощущение, что на флейте играет сам Адик Абдурахманов!

photo_2025-01-16_20-58-07.jpg

— Потому что Марат его любимый ученик, — объясняет феномен Елена Поплянова. — У них звукоизвлечение абсолютно одинаковое. «Адажио…» я написала в начале 90-х годов. Мы были на концерте «Классики» в старом органном зале. Музыканты играли произведения Антонио Вивальди. А там есть такой хитрый фокус: когда ты сидишь в центре, создается ощущение, что звук падает не со сцены, а сверху, с купола. Я подумала: вот было бы здорово, если бы сам Вивальди услышал, как они играют, и что-то бы им ответил. Я решила написать такую музыку, чтобы она звучала и со сцены, от алтаря, и с хоров. Должно быть два голоса: один на сцене (ну это, понятно, Адик), а другой должен ему ответить (это Вивальди). И я услышала эту музыку, и она была написана для двух флейт и оркестра. Потом я ее сделала для гитары и фортепиано. Потом я слышала для гитары с органом, для скрипки, флейты и оркестра, для двух скрипок, для скрипки и виолончели… Он был очень светлым человеком, который никогда не терял чувства юмора и присутствия духа. Можно только учиться, учиться и учиться этому.

Улыбка_Боровикова_O05A4405.jpg

С нами победа!

— Я считаю себя его ученицей, потому что мое профессиональное становление прошло под его руководством, — вспоминает артистка оркестра Татьяна Галкина. — Он никогда не смотрел на музыкантов свысока. Он умел встраиваться с нами на один уровень. Он свой человек и в то же время всегда был для нас большим авторитетом. Мы еще не справились с его уходом. Но надо играть! Он всегда говорил, что нам повезло: у нас есть инструмент. Какие бы ни случались печали, ты берешь скрипку и можешь выплеснуть все эмоции. И еще он нам всегда говорил: «Я надеюсь на ваш талант и ваши способности». А потом добавлял: «С нами победа»! Мы пробьемся и все сделаем!»

— В искусстве важно не «что», не «как», а «кто», — говорит Константин Рубинский. — Именно за «кто» люди зачарованно идут следом. Именно на «кто» раскупают билеты. Именно к «кто» записываются в ученики. Мне по гордыне моей казалось, что он меня выделяет среди прочих учеников. А потом я понял, что это еще одна черта его таланта. Он к каждому относился так, будто он особенный. И каждый чувствовал себя уникальным. За прожитые годы он сумел нам подарить столько, что мы еще в полной мере не осознали ценность его даров. Самое главное, он подарил нашему городу чуткий музыкальный слух. Когда он заходил в помещение, его внутреннее свечение передавалось всем. Это особая химия, на которую был способен только он и, конечно, его музыка.

Улыбка_Боровикова_O05A3653.jpg

Поделиться

01.02.2025 | 12:21
Сказки от «Карабаски». Юбилейный год начинается с гастролей

Челябинскому театру кукол им. Валерия Вольховского в октябре исполнится 90 лет. Красивую дату отмечает театр, а вот подарки в его честь уже начали получать маленькие и взрослые зрители.

23.01.2025 | 10:00
В Челябинской области возведут еще семь модульных ДК

Учреждения культуры такого типа строят в селах регионах.

01.02.2025 | 12:21
Сказки от «Карабаски». Юбилейный год начинается с гастролей

Челябинскому театру кукол им. Валерия Вольховского в октябре исполнится 90 лет. Красивую дату отмечает театр, а вот подарки в его честь уже начали получать маленькие и взрослые зрители.

08.01.2025 | 13:31
Очень русская сказка. О чем рассказал нам «Аленький цветочек»?

В дни празднования Нового года не только профессиональные взрослые актеры в Челябинске собирают аншлаги на своих спектаклях. Попробуйте попасть на представление во Дворец пионеров и школьников! Если не позаботились заранее о билетах, у вас это не получится.

Новости   
Спецпроекты