В Челябинске вспоминают создателя симфонического оркестра Адика Абдурахманова

Впрочем, почему только в эти дни? Никто все это время его и не забывал. Никто не смирился с его внезапным уходом из жизни. Принять этот факт невозможно, к нему можно только приспособиться, включив какие-то психологические защитные механизмы.
-
В Челябинском институте культуры прошел концерт памяти Адика Абдурахманова
-
Энергия музыки. В Челябинске юбилей Курчатова отметили на площади Науки
Для музыкального мира Южного Урала он был главным маэстро, центром вселенной, и тогда никто не представлял, как этот мир будет жить без него. Прошел год. Его родные, друзья и коллеги сегодня точно знают, что Адик Аскарович не одобрил бы пафосных речей, глубокой скорби и громких рыданий в контексте памяти о нем. Он был светлым, даже лучезарным человеком. Он так любил свое окружение и своих зрителей, что расстроился бы из-за долгой и всеобщей боли, связанной с его уходом. Он так много всего начал, что никогда не простил бы коллег, если бы на его проектах поставили крест, объясняя, что есть незаменимые люди.
И вот это понимание не позволяет впасть в уныние. Музыкальный мир, он, конечно, грустит, но при этом ликует и торжествует тактами, аккордами и ритмами, заставляя слушателей плакать и смеяться, делая жизнь добрее и лучше, окрашивая ее яркими красками. Вот такой памяти о себе хотел бы сам маэстро. Он так любил музыку!
Сегодня, думая о нем, прежде всего мы вспоминаем его фирменную улыбку, которая никогда не сходила с его лица. Она никуда не делась. Ее не видят, но очень хорошо чувствуют. Она озаряет каждое выступление его оркестра, каждое его любимое произведение. Концерт, посвященный маэстро, который прошел в день его рождения, 16 января, в Концертном зале им. С. Прокофьева стал главным событием месяца воспоминаний. Коллеги его так и назвали «Улыбка Адика».
Кажется, что уехал
«Когда с утра тоска туманная и счастье в руки не дается, ты разыщи Абдурахманова: пускай тебе он улыбнется…» — это строчки из стихотворения, которое написал когда-то один из любимых учеников маэстро, известный российский поэт и драматург, ведущий концерта Константин Рубинский (Москва).
— Я написал его двенадцать лет назад, — рассказывает Константин. — Оно и дало название этому концерту. Мы всегда шутили, что у Адика «чеширская» улыбка, которая существует отдельно от него. Он уходил, а улыбка оставалась. Я до сих пор не могу принять его уход. Кажется, что он уехал, и рука тянется ему позвонить. Вспоминаешь улыбку, и помимо печали на душе становится светло. Его улыбка, как и его оркестр, — бренд Южного Урала. Такой вот эмоциональный, человеческий бренд. Он хотел, чтобы и мы улыбались. Сейчас и всегда.
— Мы благодарны Адику Аскаровичу за все, что он сделал для Челябинской области, для России, — произнесла со сцены учредитель Фонда-2020 Ирина Текслер. — Сколько он подарил счастья и радости каждому из нас! Какой бесконечный след в культуре и искусстве оставил! Он ставил перед собой только высокие цели. Он никогда, ничего не просил для себя, но делал это для музыкантов, для детей, для оркестра, для культуры и искусства региона. Его вклад бесценен, а созданный им оркестр продолжает жизнь, покоряя новые высоты.

Адажио для Абдурахманова
В программу включили самые знаковые, самые любимые, самые абдурахмановские произведения. В первом отделении играл его камерный оркестр «Классика», во втором он вырос до симфонического.
Звучала жемчужина исполнительского искусства «Классики» Симфония № 4 ре минор Луиджи Боккерини, прекрасная «Мелодия» Кристофа Глюка для флейты, с которой Адик Аскарович начинал карьеру флейтиста, «Ноктюрн» Важа Азарашвили, в который маэстро влюбился и сделал все, чтобы заполучить произведение в репертуар оркестра. Наряду с великими композиторами маэстро с трепетом относился к музыке, написанной челябинскими авторами.
«Адажио для Антонио Вивальди» Елены Попляновой — одно из таких произведений. Когда-то эта прекрасная музыка была написана специально для Адика Аскаровича. В этот день соло на флейте исполнил Марат Файрушин, на скрипке — Татьяна Галкина. И вот тут волшебство! На концерте возникло стойкое ощущение, что на флейте играет сам Адик Абдурахманов!

— Потому что Марат его любимый ученик, — объясняет феномен Елена Поплянова. — У них звукоизвлечение абсолютно одинаковое. «Адажио…» я написала в начале 90-х годов. Мы были на концерте «Классики» в старом органном зале. Музыканты играли произведения Антонио Вивальди. А там есть такой хитрый фокус: когда ты сидишь в центре, создается ощущение, что звук падает не со сцены, а сверху, с купола. Я подумала: вот было бы здорово, если бы сам Вивальди услышал, как они играют, и что-то бы им ответил. Я решила написать такую музыку, чтобы она звучала и со сцены, от алтаря, и с хоров. Должно быть два голоса: один на сцене (ну это, понятно, Адик), а другой должен ему ответить (это Вивальди). И я услышала эту музыку, и она была написана для двух флейт и оркестра. Потом я ее сделала для гитары и фортепиано. Потом я слышала для гитары с органом, для скрипки, флейты и оркестра, для двух скрипок, для скрипки и виолончели… Он был очень светлым человеком, который никогда не терял чувства юмора и присутствия духа. Можно только учиться, учиться и учиться этому.

С нами победа!
— Я считаю себя его ученицей, потому что мое профессиональное становление прошло под его руководством, — вспоминает артистка оркестра Татьяна Галкина. — Он никогда не смотрел на музыкантов свысока. Он умел встраиваться с нами на один уровень. Он свой человек и в то же время всегда был для нас большим авторитетом. Мы еще не справились с его уходом. Но надо играть! Он всегда говорил, что нам повезло: у нас есть инструмент. Какие бы ни случались печали, ты берешь скрипку и можешь выплеснуть все эмоции. И еще он нам всегда говорил: «Я надеюсь на ваш талант и ваши способности». А потом добавлял: «С нами победа»! Мы пробьемся и все сделаем!»
— В искусстве важно не «что», не «как», а «кто», — говорит Константин Рубинский. — Именно за «кто» люди зачарованно идут следом. Именно на «кто» раскупают билеты. Именно к «кто» записываются в ученики. Мне по гордыне моей казалось, что он меня выделяет среди прочих учеников. А потом я понял, что это еще одна черта его таланта. Он к каждому относился так, будто он особенный. И каждый чувствовал себя уникальным. За прожитые годы он сумел нам подарить столько, что мы еще в полной мере не осознали ценность его даров. Самое главное, он подарил нашему городу чуткий музыкальный слух. Когда он заходил в помещение, его внутреннее свечение передавалось всем. Это особая химия, на которую был способен только он и, конечно, его музыка.

Поделиться